Когда-то слушатель знал фамилии авторов любимых песен (композиторов Александра Билаша, Игоря Шамо, Владимира Ивасюка, поэтов — Мыколу Сингаивского, Дмытра Павлычко, Михаила Ткача, Бориса Олийныка и других). Теперь по большей части известны только имена или псевдонимы популярных исполнителей и названия групп. Чья мелодия? Чьи слова?
О нынешнем состоянии украинской эстрады рассказывают певица Жанна Боднарук и ее муж, менеджер, композитор Анатолий Карпенко. Он недавно написал мюзикл «Про світло, або Мелодія Надії», посвященный 390-летию создания Киево-Могилянской академии. Это произведение насыщено украинским песенным мелосом и рассказывает о жизни киевских студентов (тогда их называли спудеи) времен основания академии. Жанна Боднарук исполнит роль Властительницы времени, которая перемещает главного героя Николая Искру, в ХХI век. Герой понимает, что песня, которую написала его любимая, девушка Надя, стала народной — это главная изюминка спектакля. Как признался композитор А. Карпенко, «главное в этом спектакле — соединить прошлое и сегодняшний день, показать, что корни нашей музыкальной культуры уходят в давние времена».
Новый мюзикл планируется поставить во Дворце «Украина».
— Есть ли уже компакт-диск с записью музыки?
Анатолий КАРПЕНКО: Работа над мюзиклом началась всего три месяца назад. 90 процентов уже сделано: написана партитура, сделана аранжировка, звук записан с исполнителями главных ролей. Это огромный объем работы. В произведении 17 основных музыкальных тем кроме сугубо инструментальных: В мюзикле заняты прекрасные артисты. Мы пригласили солистов Национальной оперы Украины: Дмитрия Попова, Павла и Петра Приймаков, лауреата международных конкурсов Татьяну Ганину, молодых певцов — Олега Павлишина и Василия Лазаровича, и, конечно, в спектакле принимает участие Жанна Боднарук. Кстати, она выросла в семье выдающегося хорового дирижера Любомира Боднарука, и классическое искусство для нее не пустой звук. Она эстрадная певица, но с сильным голосом и среди оперных вокалистов не потеряется. Жанна часто поет сольные партии в Хоре имени Бортнянского, которым руководит отец.
Мне кажется, что мюзикл заинтересует публику с разными вкусами. С помощью музыки разных времен я стремился, чтобы в спектакле была классика, аутентика, джаз, рок и реп и, чтобы все это логично объединялось...
— Сейчас немногие эстрадные певцы смогут на равных выступать с оперными артистами...
Жанна БОДНАРУК: Артисты, которые категорически разделяют классическое и эстрадное искусство, считают нецелесообразным исполнять песни, считая это «попсой»... Каждый певец сам комплектует свой репертуар. По моему мнению, настоящий артист должен уметь петь все! А также свободно чувствовать себя в любом жанре.
Например, немало наших певцов хвастаются тем, что они не знают нот. Но это же позор! Это как хирург, который не умеет держать скальпель. К сожалению, нет сегодня критериев: кому можно идти на профессиональную сцену, а кому нужно петь в клубе любительской песни...
Анатолий КАРПЕНКО: Для меня есть понятие: музыкант, который должен уметь играть или петь и классику, и эстраду, и джаз, и рок. Есть категория деятелей от музыки, которые кроме нескольких «роковых» аккордов на гитаре ничего играть не умеют, но они вовсе не комплексуют и даже этим гордятся, считая себя тоже музыкантами. Ди-джеи также говорят, что они играют музыку, но это не так — они ее «проигрывают», а играют — настоящие музыканты, но тоже не все... Мы ждем, когда же государство, наконец, обратит внимание на артистов эстрадного искусства, а не на шоу-бизнес, и профессионализм будет выше связей и денег.
— Вы хотите сказать, что украинская эстрада сейчас в упадке?
Жанна БОДНАРУК: Не украинская песня в упадке. А отношение нашего государства к ней в упадке. Взять, например, концерты на Майдане Незалежности. Сегодня там в основном выступают второстепенные группы, а не настоящие мастера. Взрослые еще могут понять, что хорошо, а что плохо, но дети думают что то, что им показывают, — действительно лучшее. Я не хочу, чтобы моего сына воспитывали на шоу-бизнесе. Я считаю, что эстрадное искусство никогда не может быть среди шоу-бизнеса. Потому что эстрада — это искусство.
— Настоящий эстрадный певец должен взволновать аудиторию, заставить ее задуматься, а не просто покрутиться перед публикой, чтобы она через пять минут после концерта забыла все, что услышала.
Анатолий Карпенко: У нас есть дискотеки, на которых можно покрутиться. Но нельзя всю страну превращать в дискотеку. Почему дворовые группы лезут на Майдан и их преподносят как достижение украинской культуры? Дворовые группы должны выступать во дворе...
— Жанна, у вас уже есть опыт сотрудничества с оперными артистами?
Жанна БОДНАРУК: Да. Я записала дуэты с академическими певцами Валерием Буймистером, Павлом Приймаком, Михаилом Красовским. На День независимости на Майдане я пела произведение «Братаймося» (музыка Анатолия Карпенко, стихи Михаила Ткача) в сопровождении хора имени Бортнянского вместе с народным артистом Украины Александром Дяченко и братьями Приймаками. Мне кажется, что мы показали красивую, высокопрофессиональную работу.
Анатолий КАРПЕНКО: Вспомните легендарный дуэт Кабалье и Меркюри. Они поражали одновременно любителей и оперы, и эстрады, потому что обое пели профессионально, но каждый из них был на своем месте.
— Сегодня много разговоров ведется о месте украинской эстрады и ждут ли нашу песню в Европе? Да, был прорыв Русланы Лыжичко на «Евровидении-2004», и до сих пор под ее «Дикие танцы» танцуют европейцы. Но было и досадное поражение «Гринджол». По вашему мнению, какая песня должна представлять Украину на следующем «Евровидении»?
Анатолий КАРПЕНКО: Творчество — это не спорт, а место, занятое в конкурсе, даже международном, еще не критерий. К тому же «Евровидение» — это не тот конкурс, на котором жюри состоит из профессионалов. Это конкурс слушательских и, подчеркиваю, зрительских симпатий. Иначе нельзя понять, почему греческая певица Хелена Папаризу победила в Киеве, ведь были певцы намного лучше ее. Вообще, уровень певцов «Евровидения- 2005» был очень высок. А Руслана — молодец, такая себе Ксена. Она сделала зрелищный номер, который имел успех. Но победу Русланы я все же не переоценивал бы. Лыжичко делает хорошее дело — «раскручивает» бренд Украина. А наше искусство имеет разные краски. У нас певучая нация, есть прекрасные исполнители, а наша музыка очень мелодична. Например, не очень известные широкому зрителю оперные певцы: братья Приймаки, Татьяна Ганина, Дмитрий Попов... Может, кого-то из них командировать на «Евровидение»? Вспомните, певица с Мальты Кияра на конкурсе в Киеве заняла второе место именно за вокал, потому что пела прекрасно песню «Ангел». Но есть оргкомитет по подготовке к конкурсу, и пусть они думают, кто будет представлять нашу страну на «Евровидении-2006».
— Певцы не очень охотно рассказывают о планах. Чем в ближайшее время вы собираетесь заниматься?
Жанна БОДНАРУК: Петь, записываться. Рабочий день у нас с Анатолием начинается в пять утра и продолжается до 10 вечера. Работаем вместе без выходных в студии. Сейчас Анатолий пишет музыку к кинофильму «Мосты сердечные, или Любовь-любовь«(режиссер Лев Карпов). Там заняты прекрасные актеры Богдан и Остап Ступки, телеведущие Светлана Леонтьева, Снежана Егорова и другие.