Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка по интернету

Американский джазмен Лерри Эпплбаум провел мастер-класс
25 ноября, 2004 - 20:17
ЛЕРРИ ЭППЛБАУМ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЗИБКО

По инициативе посольства США в течение трех дней в нашей столице находился известный американский джазовый критик Лоуренс (Лерри) Эпплбаум. Он также является продюсером, главным специалистом по вопросам джаза библиотеки Конгресса, куратор серии фильмов о джазе. Более 20 лет Эпплбаум ведет музыкальные программы вашингтонской радиостанции WPFW.

Программа его пребывания в Киеве была очень насыщенной. Лоуренс Эпплбаум побывал на репетиции детского джазового оркестра LITTLE BAND ACADEMIA, которым руководит Виктор Басюк. Послушав, как свингуют юные «академики», американец дал высокую оценку мастерству коллектива. Господин Эпплбаум встречался со студентами Киево-Могилянской академии. В процессе общения был приятно удивлен знаниями своих собеседников в области американской культуры и их увлеченностью искусством джаза. Лерри побывал в аудиофонде Национальной библиотеки им. Вернадского, на звукозаписывающей компании LEMMA, прочел лекцию на джазовом факультете Музыкального училища им. Глиэра, присутствовал в Доме ученых на концерте украинской группы «Схід-Side». В артклубе «44» состоялась профессиональная дискуссия с джазовыми критиками, и представителями СМИ.

Говоря о джазовой жизни США Лерри Эпплбаум рассказал, что еще 10—20 лет назад джаз интересовал в основном богему, аутсайдеров. Сегодня во многом благодаря личности американского трубача и бендлидера Уинтона Марсалиса отношение к джазу в американском обществе и «вся его мифология» принципиально изменились. Марсалис — отличный организатор джазового процесса, лидер с неуемной энергией. В Нью-Йорке этот академически образованный музыкант, который прекрасно исполняет не только джаз, но и классическую музыку. Он основал 18 часовой цикл телевизионных программ, передачи на радио, в которых рассказывает об истории джаза и его исполнителях. Передачи несут образовательный аспект. Благодаря Марсалису джаз поднялся на уровень серьезной музыки. А музыкант стал «голосом джаза». Он сумел внедрить его Нью-Йоркский Линкольн-Центр. Это огромный культурный комплекс, который включает в себя: концертный зал филармонии, Драматический театр, Библиотеку-музей исполнительского искусства, знаменитую консерваторию — Джульярдскую музыкальную школу, не менее знаменитую «Метрополитен- Оперу» и летнюю эстраду в парке для выступления симфонических оркестров.

Лерри рассказал, что ныне в США наступила пора крайней поляризации. Музыка делится на традиционную, хорошо продающуюся, «легко усвояемую», производство которой опекают крупнейшие звукозаписывающие лейблы, контролируемые менеджерами (мощными корпорациями, например, TOWER- RECORDS) и интеллектуальную, доступ которой в концертные залы и студии звукозаписи очень труден. Пресса подчинена мнению хайкиперов — своеобразных газетных цензоров, следящих за проникновением в нее информации и содержанием рекламы и выражающих корпоративные интересы менеджеров.

Мистер Эпплбаум рассказал, что лейблы отдают исполнителям лишь 3% выручки с прибыли от продажи CD, и то после того, как «отобьют» деньги за производство и рекламу диска. Это привело артистов, создающих интеллектуальную, рассчитанную на малое количество «потребителей» музыку к поискам выхода, который они нашли в самофинансировании новых альбомов. Производство каждого равно приблизительно 30 тысячам долларов. Запись помещается в сети интернета, из которого поклонники «выкачивают» то, что приглянулось. Стоимость такой «выкачки» приблизительно совпадает с ценой записанного лейблом и продающегося в магазинах CD. Артист же получает от продаж своего труда через интернет 85% дохода. Его эксплуатация менеджером на этом прекращается. В Штатах существует и сеть, примерно из 12 организаций, занимающаяся проведением концертов новой креативной музыки и джаза. В нее входят продюсеры-энтузиасты, организующие такие концерты через интернет, рассылки уведомлений любителям авангарда (около 500 перед каждым концертом). Они дают объявления в своих радиопрограммах, прессе, продаются дешевые 10 долларовые билеты, и доходот выступления делится между артистами. За последние 4 года вместе с единомышленниками Лерри провел около 100 таких концертов. «Это не решает проблем, но являет пример нового типа мышления, направленного на выживание некоммерческой музыки в условиях всеобщего акцента на прибыли. На вопрос «Дня» о сближении джазового и неджазового авангарда Лерри рассказал, что Библиотека конгресса периодически заказывает креативным авторам новые произведения, при этом сочинения джазовых композиторов начинают звучать на удивление академично. Гость иллюстрировал встречу интересными примерами аудио- и видеозаписей нового американского джаза. По мнению Эпплбаума, одна культура производит некие ценности, другая их потребляет, ассимилирует по-своему и возвращает обратно публике. Этот процесс он наблюдал в Японии, где серьезно относятся к джазу, и где Лерри жил некоторое время. Чтобы знать, как развивается современная украинская музыка, чтобы, разобравшись, затем использовать ее в своих радиопрограммах он увезет с собой образцы лучшей нашей креативной музыки, фольклора и джаза, самые новые записи наших исполнителей. Лерри увез записи Энвера Измайлова, мужского вокального секстета ManSound и других наших исполнителей. После Киева джазмен отправился во Львов.

Ольга КИЗЛОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ