Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка вечности

На протяжении сезона в Киеве прозвучат все пять симфоний украинского классика Бориса Лятошинского!
1 ноября, 2011 - 19:18
БОРИС ЛЯТОШИНСКИЙ / ФОТО С САЙТА OPENMUZ.RU

Не стоит искать в афишах Национальной филармонии громкое название «Все симфонии Лятошинского». Это — принципиальная позиция дирижера Владимира Сиренко, который справедливо считает: «Если до сих пор в Украине не был исполнен весь Лятошинский, то нам нечем гордиться»... Главная «изюминка» серии концертов Национального симфонического оркестра Украины под руководством Сиренко началась 1 ноября, а завершится в июне следующего года — это «погружение» симфоний Бориса Лятошинского в контекст мировой музыкальной классики, выстраивание своеобразных параллелей. Попытка доказать, что украинская классика — не маленький остров в океане мирового искусства, а неотъемлемая составляющая этого огромного материка. Так, во вторник наряду с Первой симфонией украинского классика прозвучала увертюра к опере «Тангейзер» Вагнера (ведь Лятошинский боготворил Вагнера, его огромный портрет украшал рабочий кабинет Бориса Николаевича) и Первый скрипичный концерт Генрика Венявского в исполнении блестящего украинско-итальянского скрипача Олеся Семчука (мощное польское влияние на творчество Лятошинского также хорошо известно).

Вторую симфонию Владимир Сиренко «зарифмовал» с симфонической поэмой «Сирены» Рейнгольда Глиера, учителя Лятошинского, и Концертом для фортепиано с оркестром фа-диез минор Александра Скрябина. Хрестоматийную Третью (конечно, в первой оригинальной редакции) — со Вторым виолончельным концертом Дмитрия Шостаковича. Четвертую — с «Мета-вальсом» Валентина Сильвестрова, ученика Лятошинского, и Скрипичным концертом Альбана Берга (его влияние на творчество Лятошинского было очень существенным). Пятую, так называемую «Славянскую» — с сюитой из музыки к балету «Ольга» Евгения Станковича (еще один выдающийся ученик Лятошинского) и Четвертым фортепианным концертом Сергея Рахманинова.

Больше всего проблем при подготовке цикла возникло с Первой симфонией. В издании партитуры советских времен было много неточностей, которые скрупулезно, по авторским рукописям откорректировал молодой композитор и дирижер Олег Маринченко (кстати, бывший главный дирижер Национального симфонического оркестра Украины Теодор Кучар записал эту симфонию, даже не заметив этих ошибок...). Каждая следующая партитура выставляет перед дирижером и его оркестром свои требования...

— Я успел исполнить все симфонии Бориса Лятошинского, кроме Первой, — рассказал «Дню» Владимир СИРЕНКО. — Третью дирижировал во время празднования столетия со дня рождения Лятошинского в Национальной опере. Вторую исполнял чаще всего — дважды в Польше и один раз в Киеве. Четвертую — дважды, с оркестром Национального радио и Национальным симфоническим оркестром. Пятая относительно недавно звучала на фестивале «Премьеры сезона». Очень сожалею, что когда-то «пропустил» Первую симфонию. Сейчас она мне, возможно, из всех симфоний нравится больше всего. С одной стороны, она якобы хрестоматийная. В консерватории нам говорили, что в ней почти нет самого Лятошинского, сплошной Скрябин. Но я открыл в ней для себя нежные, поэтические, оригинальные идеи — все то, что «проросло» в более поздних произведениях композитора.

Программы этого цикла сформированы так, чтобы привлечь максимальное количество слушателей. Кому-то захочется послушать Лятошинского, а кому-то — скрипачей Олеся Семчука и Дмитрия Ткаченко, виолончелиста Дениса Шаповалова или пианиста Вадима Руденко, кто-то придет на Берга или Сильвестрова.

— Владимир Федорович, как вы можете охарактеризовать путь, какой Лятошинский прошел с Первой по Пятую симфонии?

— С Первой по Четвертую стиль Бориса Николаевича Лятошинского постепенно усложняется. Четвертая симфония — это вершина сложности, настоящая симфония XX столетия, жесткая и предельно напряженная. Пятая, на мой взгляд, стоит отдельно, как своеобразное послесловие. На первый взгляд она будто «плакатная», но вторая часть в ней абсолютно не прямолинейна. В конечном итоге, многое зависит от того, как исполнить эту музыку.

— Вы соглашаетесь с тем, что Лятошинский — самый выдающийся украинский симфонист XX века?

— Пусть на меня не обижаются лысенковеды, но Лятошинский — первый классик украинской музыки! Кроме этого цикла, хотелось бы в будущем осуществить серии концертов «Лятошинский и его ученики», «Украинская симфония второй половины XX века», «Украинский инструментальный концерт» — также в мировом контексте.

Юлия БЕНТЯ, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ