Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыкальные поиски и эксперименты

В Национальной оперетте впервые поставили «Севильского цирюльника» Дж. Россини
19 апреля, 2017 - 10:32
ФОТО АНАТОЛИЯ ФЕДОРЦИВА

Это одно из самых сложных и самых известных произведений мировой оперной классики и первая масштабная опера, которую представили на большой сцене театра. Постановщики создали динамичный спектакль, в котором переплетаются традиции и современность. Это была крайне непростая задача, если принять во внимание, что в произведении Дж. Россини превалируют музыкальные законы организации оперного действия. Драма была лишь поводом для демонстрации виртуозного мастерства концертно-игрового стиля и ограничивалась набором типизированных персонажей, положений, сюжетных ситуаций.

Несмотря на то, что в свое время операм Россини пророчили быстрое забвение, сегодня его музыка чрезвычайно популярна в мире. Гений и маэстро пронесся по миру, как комета. До момента триумфа 17-ой оперы — «Севильский цирюльник» — композитора знала вся Европа (впервые опера была поставлена на сцене римского театра «Арджентина» 20 февраля 1816 г.). Кстати, произведение было написано композитором в рекордно короткий срок — 12 дней (по другим сведениям             — за две недели). Национальная оперетта также поставила своеобразный рекорд — большая полнометражная постановка была осуществлена за два с половиной месяца. В спектакле принимают участие солисты, оркестр, хор, балет. За это время были изготовлены декорации, почти 150 сценических костюмов (художник — Елена Левченко). Все они сложные, с богатым декором. Костюмы первого акта решены в стиле барокко (ХVІІІ в.) во время влияния Франции на испанские костюмы, но с сохранением национального колорита благодаря культуре «махо» (болеро, мантильи, пейнеты, куча кружев и декора). Во втором акте — мир современного гламура. А между ними бурлят (на роликах и котурнах) введенные режиссером Богданом Струтинским символические персонажи. Это люди-тени, которых играют артисты балета, одетые в черные костюмы со стразами. «Люди в черном» — это своеобразная пластичная «плазма», которая дополняет действия главных героев, помогает им и раскрывает их внутреннюю мотивацию. К тому же в спектакле много пластических спецэффектов (балетмейстер Вадим Прокопенко), над которыми приходилось работать отдельно не только с артистами балета, но и с певцами (ведь действие тесно связано со сложным вокалом, и для певца это сочетание должно быть комфортным!). Сверхзадачей спектакля было создание непрерывного движения, которое пленяет внимание зрителей. 

«Опера — один из самых условных жанров, но это дает свои «плюсы», — говорит режиссер-постановщик спектакля Богдан Струтинский.   — В рамках этой условности любой символ в сценическом воплощении воспринимается акцентировано. Также сверхзадачей постановки было воспроизвести в жанре оперы динамическое действие, свойственное драматическому театру. К тому же современный театр — это всегда интрига, неожиданность, «игра» с разными стилями, которые нанизываются на единый смысловой стержень, второй план, возникающий в результате «сверхсюжетов», которые углубляют содержание произведения, делают его приближенным к настоящему»... 

В постановке дуэт Розины и Фигаро решен как интересная сцена приготовления Розины к будущей свадьбе. В конфликте Альмавивы и Бартоло ключевыми словами стали «вы со мной идете войной» — актуальная тема для Украины. На сцене появляется символическая карта, а колонны-декорации, наступая на «войско», вынуждают сложить оружие. Известная ария-клевета, которую исполняет дон Базилио, заставила режиссера вывести клевету в определенную философскую категорию: это не просто ложь, это человеческая подлость, олицетворенная в истории конкретными именами и миллионными доносами, это — разрушенные судьбы сотен тысяч людей, это — часть нашей истории...      

Дирижер Сергей Голубничий признался после премьеры, что самым «сложным в опере «Севильский цирюльник» было выдержать безумные темпы, заложенные автором и в сольных номерах, и в непростых ансамблях. Каждый певец должен был постоянно чувствовать в себе внутреннюю пульсацию, потому что даже кратковременная ее потеря могла выбить участника из общей музыкально-сценической картины».

Хорошо принимала публика Сергея Авдеева в роли Фигаро. Прекрасная вокальная форма и непрерывная подвижность персонажа создавали прекрасный симбиоз настоящего музыкального театра. Среди исполнителей оперы следует отметить Галину Грегорчак-Одринскую (Розина), которая обладает замечательным лирико-колоратурным сопрано, культурой фразировки и звуковедения, прекрасной техникой и актерским мастерством. Покорил публику и Анатолий Супрун (дон Базилио), и Игорь Тихомиров (Бартоло). Оба баса — молодые и перспективные артисты. А героем вечера стал Анатолий Погребный, который исполнял партию Графа Альмавивы с... переломом руки. Вот таким непростым, но очень успешным оказался дебют актера в Национальной оперетте Украины.

Следует отметить, что безумные темпы музыки Джоаккино Россини как нельзя лучше отвечают темпам, в которых сегодня работает Национальная оперетта. Так, во время подготовки «Севильского цирюльника» театр параллельно готовил еще две премьеры,  коллектив выезжал на гастроли, презентовал новые международные проекты, не говоря уже о выступлениях в текущем репертуаре. Теперь запускается в работу новая постановка оперетты «Ханума» Гии Канчели, а также театр  готовится к проведению двух международных форумов — Второму фестивалю «Карпатський простір», который пройдет на майские праздники в Ивано-Франковске, и V Международному фестивалю оперы, оперетты, мюзиклу «О-фест», а гостей Евровидения пригласят на гранд-концерт.

Яна ИВАНИЦКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ