Оперы Вагнера можно назвать «крепким орешком» и экзаменом для каждого творческого коллектива. Донетчане пошли на определенный риск. «Летучий голландец» станет международным творческим украинско-немецко-австрийским проектом. Главный дирижер Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Соловьяненко Василий Василенко является автором идеи постановки именно этой оперы Вагнера в столице Донбасса, рассказал «Дню» о том, как постепенно мечты обретают конкретные очертания, кто помогает в реализации амбициозного плана (впервые познакомить донецких почитателей оперного искусства с классической жемчужиной). Недавно зарубежные сценографы вместе с режиссером Марой Курочкой (Германия) презентовали в Донецке макет декораций, а на начало декабря планируется премьера спектакля. На каком этапе сейчас находится такая масштабная работа, как «Летучий голландец»?
«ВЫРОСЛИ ПОКОЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЭТА МУЗЫКА СОВЕРШЕННО НЕИЗВЕСТНА»
— Наш коллектив в прекрасной артистической форме и нам по силам преодолевать творческие эвересты, которыми считаются шедевры оперного наследия Вильгельма Рихарда Вагнера! Мы хотим сломать стереотип, что Донецк — это шахтерский и промышленный город, — подчеркнул Василий Василенко. — Нас в мире должны знать не только как футбольную столицу, но и как город высокой культуры. И это докажет премьера «Летучего голландца». Донецкий театр давно готов к реализации таких масштабных международных проектов, как постановки произведений Рихарда Вагнера, Рихарда Штрауса, крупных полотен Прокофьева и других классиков. В следующем году весь мир будет отмечать 200-летие со дня рождения таких оперных гигантов, как Вагнер и Верди, потому наряду с «Летучим голландцем» было принято решение о постановке вердиевской оперы «Бал-маскарад». Возвращаясь к Вагнеру, мы перебрали все его творческое наследие, насчитывающее 13 опер, но остановились именно на «Летучем голландце». Это одно из знаковых произведений, написанное в ранний период творчества композитора-романтика. Вагнер благодаря своим «музыкальным драмам», как оперный реформатор, оказал значительное влияние на европейскую культуру. Жаль, что творчество этого гениального композитора малоизвестно в Украине. Лишь в довоенные времена на Галичине, а затем в советский период Львовская и Киевская оперы обращались к вагнеровскому творчеству. Досадно, что выросли поколения зрителей, для которых эта музыка совершенно неизвестна! Поэтому наш театр можно назвать первооткрывателем для донетчан творчества Вагнера и его «Летучего голландца».
Генеральный консул Федеральной республики Германии в Донецке Клаус Цилликенс передал нам нотный материал оперы — партитуру, клавиры и оркестровые голоса для симфонического оркестра издательского дома Breitkopf. Нам помогают сотрудники «Гете-Института», партнеры из Украины и Германии. Удалось выйти на руководство Байройтского фестиваля. Наш продюсер из Швейцарии Александр Янков предложил сотрудничество с известным немецким режиссером Марой Курочкой, которая привлекла к постановке художников-сценографов из Австрии и Германии — Момме Хинрихса и Торге Меллера, имеющих опыт вагнеровских постановок. Генеральным партнером проекта выступает компания «Систем Кепитал Менеджмент».
Признаюсь, когда я впервые увидел макет сценографии, представленный нашими гостями, то почувствовал определенную настороженность. С одной стороны — восторг, а с другой — макет таит в себе много неизвестного. Предложенная эстетика, насыщенная богатой палитрой театральной символики, метафористикой и аллегорией, предполагает совсем другой подход в раскрытии оперной драматургии. Однако это не будет дерзкий модерный эксперимент, а довольно толерантное, обоснованное отношение к классике. Мы не хотели переворачивать оперу «с ног на голову» (когда герои XVII века мотаются по сцене на мотоциклах). Наряду с этим, благодаря использованию новейших технологий, мы надеемся заинтриговать публику интересными спецэффектами для передачи неугомонной штормовой стихии, неожиданного появления корабля-призрака и Голландца — капитана-скитальца, раскрытия ауры романтических фантазий и переживаний Сенты, дочери норвежского моряка Даланда. Наша задача — передать дух эпохи, в которой развивается романтическая драма человеческих взаимоотношений с ее финально-трагическим аккордом, что является своеобразным апофеозом вечной любви.
— Планируется, что на премьере (в декабре) будут задействованы иностранные солисты. Кто из донетчан или певцов из других украинских оперных театров выступит на донецкой сцене?
— На сегодняшний день мы провели три кастинга. Прослушали немало потенциальных вокалистов из нескольких театров Украины, выразивших желание принять участие в нашей постановке, а также певцов из-за границы, имеющих опыт участия в вагнеровских постановках. Напомню, что прослушивание мы еще не завершили. Ищем таланты! На первую премьеру, запланированную на 8 декабря этого года, хотим пригласить известных вокалистов из Германии.
РАССТАВЛЯЯ АКЦЕНТЫ
— Опера будет исполняться на языке оригинала — немецком. С артистами работал коррепетитор Мальте Кройдл. Какие у него впечатления относительно готовности вашего коллектива?
— До того, как в Донецк приехал коррепетитор, мы провели большую подготовительную работу с солистами и хором. Начиная с сентября, активно занимались изучением немецкого языка с четырьмя педагогами-репетиторами по линии «Гете-Института». По моей просьбе сотрудники Генерального Консульства Германии в Донецке пригласили одного из лучших специалистов по творчеству Вагнера — Мальте Кройдла, коррепетитора (концертмейстер-пианист), который, кстати, принимал участие в двух постановках Мариинского театра. Оказалось, что господин Мальте хорошо знал Вольфганга Вагнера, внука великого композитора, который почти 60 лет был куратором Байройтского вагнеровского фестиваля. Сейчас его дочери и правнучки Рихарда Вагнера стали руководителями оперного театра и фестиваля в Байройте. В течение десятидневного пребывания в Донецке Мальте Кройдл провел титаническую работу с вокалистами и артистами хора, шлифуя каждую ноту музыкальной ткани «Летучего голландца», что стало бесценным мастер-классом для нашего коллектива. За этот период мы практически выстроили всю музыкальную архитектонику оперной драматургии «Голландца».
— Мара Курочка — известный режиссер. Что нового она предложила?
— Это интрига! Думаю, что режиссерская концепция Мары проявится поэтапно в процессе работы с вокалистами и артистами хора, открывая характерные особенности каждого персонажа, расставляя смысловые акценты в каждой мизансцене. Презентация режиссерского замысла, представленного фотографиями, литографиями, гравюрами с изображениями быта, атрибутики и костюмов соответствующей эпохи, демонстрацией макета декораций, по словам Мары Курочки, — это только «вершина айсберга».
КАК ПРОЙТИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ «РИФЫ»?
— Есть три авторских музыкальных версии «Летучего голландца». Вы избрали последний вариант произведения. Расскажите о «рифах», заложенных маэстро в этой опере, и удастся ли вам их пройти?
— Легенда о моряке-скитальце уходит корнями в XVI век — эпоху географических открытий. Как известно, в 1839 г., путешествуя на паруснике из Риги в Лондон, Вагнер стал очевидцем дикого шторма, пережив страх смертельной опасности. Этот ужасный случай послужил толчком к написанию либретто на сюжет из опубликованной в 1834 г. новеллы Генриха Гейне «Мемуары господина фон Шнабелевопского». Действительно, при жизни Вагнер сделал несколько музыкальных редакций оперы «Летучий голландец», совершенствуя оркестровое звучание произведения. Напомню, маэстро создал свой оперный театр в Байройте (выступив также и в роли архитектора). Технической особенностью театра было то, что оркестр впервые был размещен под сценой, и из-за отяжеленной фактуры медной группы его звучание было перенапряжено. Трактуя каждую из своих «музыкальных драм» как вокальную симфонию, Вагнер первым из композиторов отошел от традиций итальянской оперы, наделив оркестр правами полнокровного персонажа, ведь раньше, по его словам, «оркестр был гармоничным и ритмичным дополнением оперной мелодии». Подобный античному хору, вагнеровский оркестр комментирует все происходящее на сцене. Вагнер был непревзойденным мастером оркестрового колорита. Гармония композитора поражает богатым и изысканным разнообразием звуковых красок и в то же время достаточно болезненным, напряженным звучанием. Реформируя оркестр, маэстро создал свой собственный квартет туб, ввел басовую тубу, контрабасовый тромбон, расширил струнную и арфовую группы. За всю историю оперы до Вагнера ни один композитор не использовал такой масштабный оркестр (например, «Кольцо Нибелунгов» исполняет четвертый состав оркестра с восемью валторнами)... Когда вагнеровские оперы начали ставить за пределами Байройта в театрах с традиционными оркестровыми ямами, композитору приходилось корректировать количество музыкантов в основном за счет медной группы. Мы за основу взяли третий вариант оперы, наиболее приемлемый для воплощения на донецкой сцене.
— Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и средство выражения философской концепции. В статье «Художественное произведение будущего» композитор писал, что «наивысшая форма искусства — это музыкальная драма, которую нужно понимать как органическое единство слова и звука»...
— Своей музыкой Вагнер перевернул воображение многих композиторов XIX века! Известный факт, как знаменитого итальянца Джузеппе Верди ошеломило творчество его немецкого коллеги. Эти два гения родились в один год — 1813-й — и стали национальной гордостью своих стран, получив еще при жизни признание и почитание публики. Услышав вагнеровские произведения, Верди на долгие годы замолчал и после 15-летнего перерыва написал свою самую драматическую оперу «Отелло». Если сравнить «Травиату» и «Отелло» — такое впечатление, что их написали два разных композитора. А каким ярким финальным аккордом стал непревзойденный вердиевский «Фальстаф»! И на эту трансформацию последнего периода творчества Верди повлиял именно Вагнер!
«Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью»,— писал Вагнер. Из этой концепции возникает две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; наивысшая форма искусства — музыкальная драма, понимающаяся как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байройт, где оперный театр впервые начал трактоваться как Храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощением второй идеи — созданная Вагнером новая оперная форма — «музыкальная драма». Именно ее создание и стало целью творческой жизни маэстро. «Я существую не для того, чтобы деньги зарабатывать, а чтобы творить», — с гордостью заявлял Вагнер. Несмотря на жестокие идейные ошибки и срывы, опираясь на прогрессивные традиции немецкой музыки, композитор добился исключительных художественных результатов: вслед за Бетховеном он воспел героику человеческих дерзаний, подобно Баху, с поразительным богатством оттенков, раскрыл мир душевных переживаний человека и, идя по пути Вебера, воплотил в музыке образы немецких народных легенд и сказаний, создал замечательные картины природы. Такое разнообразие идейно-художественных решений и совершенное мастерство свойственны лучшим произведениям Рихарда Вагнера.
В увертюре «Летучего голландца» зашифрована музыка Вселенной — экспрессивное начало передает напряжение неистовой штормовой стихии. С первых аккордов музыка не отпускает: герои оперы и публика словно вместе находятся на палубе корабля-фантома. В картинах бурного моря лейтмотивами появляются образы влюбленной Сенты и таинственного Голландца. Музыка постепенно набирает мощную экспрессию и силу, достигая захватывающего экстатического апофеоза — как спасение и искупление героя.
Я уверен, что опера «Летучий голландец» станет новым словом не только для нашего театра, но и открытием для широкой аудитории оперных почитателей. На сегодняшний день уже поступают предложения относительно презентации нашего «Летучего голландца» в Европе. Мечтаем также показать этот вагнеровский шедевр и на столичной оперной сцене. Кстати, в следующем сезоне, к 200-летию Дж. Верди, планируем вместе с болгарским режиссером Ниной Найденовой осуществить постановку «Бала-маскарада», ведь ее «Богема» на донецкой сцене вызвала большой позитивный резонанс. Как видите, нам есть чем удивить и порадовать истинных ценителей классического искусства.