Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы не можем сорвать гастроли и спровоцировать международный скандал»

Александр Горностай — о заокеанском вояже, бренде и имидже Национального симфонического оркестра Украины
25 ноября, 2016 - 12:05
ТУРНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА УКРАИНЫ ЗАПЛАНИРОВАНО С 17 ЯНВАРЯ ПО 26 МАРТА, И ЗА ЭТО ВРЕМЯ ПРОСЛАВЛЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ ДОЛЖЕН ДАТЬ 43 КОНЦЕРТА ПО США И ОДИН В КАНАДЕ (ТОРОНТО) / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Напомним, наша газета  31 октября первой сообщила о том, что «Беспрецедентные гастроли Национального симфонического оркестра Украины по США — под угрозой срыва» — прославленный коллектив пригласила известная компания Columbia ArtistManagement  провести больше четырех десятков концертов по Америке (!), но у  наших оркестрантов под руководством В. Сиренко нет денег на билеты, а поэтому турне, которое очень престижно для Украины, может не состояться. И музыканты обращаются ко всем неравнодушным меценатам и спонсорам помочь в этом вопросе...

И вот прошел месяц. Изменилось ли что-то к лучшему? Нашлись ли средства и состоятся ли гастроли — об этом наш разговор с генеральным директором Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины —Александром ГОРНОСТАЕМ.

«НУЖНО НЕ ЗАБЫВАТЬ Об ИМИДЖЕ УКРАИНЫ!»

— Приглашение мы получили от ведущего американского агентства Columbia ArtistManagement, которое на рынке работает больше 70 лет, и с которым  сотрудничают ведущие коллективы и солисты  академической музыки мира. Турне запланировано с 17 января по 26 марта и за это время наш Национальный симфонический оркестр даст 43 концерта в США и один в Канаде (Торонто), — рассказал А. ГОРНОСТАЙ. — Первое выступление состоится 18 января  во Флориде, а последнее — 26 марта в Сан-Франциско.  Мы подготовили пять  программ, в которых  будут  исполняться произведения наших современников — Мирослава Скорика и Евгения Станковича, а также мирова классика из наследия Петра Чайковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Сергея Рахманинова, Антонина Дворжака, Джузеппе Верди и Роберта Шумана. Таких масштабных гастролей за океаном с большими творческими коллективами еще не было.

— Александр Васильевич, средства на это турне уже нашли?

— По условиям агентства Columbia ArtistManagement, они полностью обеспечивают коллектив на территории США (берут на себя проживание артистов в гостиницах, переезд по континенту, рекламная компания) — это приблизительно $1 млн. 200 тыс. Плюс, дирекция  залов, в которых мы будем выступать, берет на себя обеспечение концертов, и это еще приблизительно  $1 млн. 400 тыс., а все турне обойдется американской стороне  в $2 млн. 600 тыс. на организацию наших концертов. Нам нужно найти $90 тыс.  на то, чтобы добраться в Америку и привезти с собой свои инструменты.

По такой простой формуле работают все самые известные коллективы мира. За рубежом наши коллеги имеют мощную финансовую поддержку (спонсорскую или государственную), поэтому у них не возникает проблем. А у нас еще не урегулированы законы и не работает система меценацтва и спонсорства, а поэтому активно ищем партнеров, неравнодушных людей, меценатов и доброжелателей, которые смогут помочь. Ныне дело движется, но не так быстро, как хотелось бы. Есть угроза, что из-за отсутствия средств нам придется сокращать состав музыкантов (сократить струнные группы) и это будет не полноценный коллектив на 90 человек, а  на 75 или 72... Ведь не секрет, что чем больше музыкантов, тем лучше качество звучания. А у нас бренд — Национальный симфонический оркестр Украины, и своими выступлениями представляем искусство нашей  страны за рубежом. Нужно не забывать об имидже Украины!

Например, авиакомпания AustrianAirlines является спонсором знаменитого Венского филармонического оркестра. У них даже  есть спецсамолет, который разрисован изображениями музыкальных инструментов. Во  многих странах мира у больших оркестров есть свой спонсор. О таком мы можем только мечтать. Знаете, мы начали переговоры  о гастролях в США еще в 2014 году. Тогда   совершалась Революция Достоинства и, казалось, что впереди нашу страну ожидают позитивные изменения. Мы согласились на условия промоутеров, поскольку верили, что в нашей стране  отношение к финансированию академической музыки изменится, и  будут созданы условия, при которых национальные оркестры смогут не выживать, а полноценно работать. Но, к сожалению, кардинальных изменений и до сих пор не произошло. Вот и ходим сегодня с протянутой рукой, просим богатых людей и бизнесменов помочь нашему коллективу, потому что отказываться от таких престижных гастролей не имеем права. То, что наши музыканты прекрасно выступят, я не сомневаюсь ни минуты, потому что сейчас НСОУ — один из лучших симфонических оркестров Украины!

«УКРАИНСКУЮ МУЗЫКУ НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО ЗНАЮТ РЯДОВЫЕ  АМЕРИКАНЦЫ»

— Как составлялась программа? Включать произведения тех или других композиторов предлагали вы с художественным руководителем НСОУ Владимиром Сиренко, или это была заявка организаторов гастролей?

— Это совместное решение. Поскольку в турне  много концертов по разным городам, а украинскую музыку не очень хорошо знают рядовые  американцы (потому что оркестр будет выступать не только перед диаспорой, но и  перед  массовой публикой США), то мы включили в программу произведения славянской и зарубежной классики. Мы предложили исполнить Третью симфонию Б. Лятошинского, но организаторы гастролей сказали, что это неизвестное для американцев произведение и поэтому выбирали тех авторов, чьи фамилии  соберут полные залы. Ныне за рубежом знают наших композиторов-современников Мирослава Скорика и Евгения Станковича и мы с удовольствием включили  в афишу их произведения.  Нам нужно приехать и проявить себя перед зарубежными слушателями. Будут исполняться классические шедевры, которые на слуху у меломанов и они смогут сравнить, насколько звучание Национального  симфонического оркестра лучше, чем Лондонского или Берлинского оркестров... Если турне пройдет удачно, то следующий раз сможем диктовать уже свои условия, пропагандируя украинскую академическую музыку. Из произведений  Станковича исполним триптих из балета «Рождественская ночь» и Второй скрипичный концерт, а  Скорика — миниатюры, которые подготовили на «бис». Основными в программе будут симфонии Чайковского, Дворжака, Шостаковича и Рахманинова.

В Америку мы полетим  в любом случае. Мы не можем сорвать гастроли и спровоцировать международный скандал. Но, если не найдем средств, то пожертвуем качеством и  в турне поедет урезанный состав оркестра. Мне как руководителю коллектива и нашим дирижерам — В. Сиренко и Т. Кучару — очень хочется достойно выступить в США.

— 30 ноября НСОУ выступит в Филармонии под руководством Теодора Кучара (США) и этот концерт можно назвать репетицией перед масштабными гастролями за океан — будет звучать «Патетическая» ( Симфония №6) П. Чайковского...

— С Теодором Кучаром у нашего коллектива  давние творческие отношения. Маэстро приехал в Киев, чтобы обыграться с музыкантами. Кстати, Шестая симфония П. Чайковского во время гастролей будет звучать 6—7 раз! Это произведение Сиренко и Кучар будут дирижировать по очереди.

«НАШИМ ЧИНОВНИКАМ НЕ НУЖНО НИЧЕГО ВЫДУМЫВАТЬ, А ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МИРОВОЙ ОПЫТ»

— Похоже, что украинские олигархи не большие меломаны и потому не спешат вкладывать деньги в академическую музыку, а в Министерстве культуры всегда средств не хватает...

— Когда приходишь к бизнесмену, то он внимательно слушает и говорит, что 50—90 тыс. долларов найти не проблема, потому что есть немало благотворительных фондов и проектов, и предлагает обратиться к кому-то другому, а не к нему конкретно. Действительно, реально помочь украинские олигархи не спешат. Они скорее поддержат спорт или эстрадных исполнителей, чем академический коллектив.

Я предлагал руководству Минкульта нас поддержать, обращался и в МИД, потому что во время нашего пребывания в Америке ( между  20 и 22 февраля  будем в Нью-Йорке) можно было бы провести украинские вечера и посвятить их памяти героев «Небесной сотни». Пригласить на концерт украинских исполнителей. Потом есть еще одно важное политическое событие — Украина  в феврале  2017 г. будет председательствовать в Совете Безопасности ООН, и это можно было бы красиво подать и привязать эти акции. Мы могли бы этими акциями частично покрыть свои расходы (в бюджете государства есть средства для подобных политически имиджевых мероприятий). Например, в 2008 году НСОУ вместе с капеллой «Думка»  исполняли ораторию «Панихиду по умершим от голода» Е.Станковича (в рамках художественного международного проекта, посвященного жертвам Большого голода в Украине 1932—1933 гг. и  75-летию трагических событий, который организовывал Минкульт, представляя его в 15 странах мира; тогда были и чартерные рейсы, и большие средства выделялись — как государственный заказ). То есть, я хочу сказать, гастроли нашего оркестра — это нерядовое событие для Украины и этим турне можно было бы во весь голос говорить о нашей стране, представляя высокое искусство национального коллектива. Но поскольку ныне в государстве все очень не стабильно, то мы не ждем помощи, а сами ищем, как  решить финансовые проблемы в организации турне.

Я считаю, что  пока не заработают законы о меценатстве и спонсорстве — больших сдвигов в популяризации академической музыки в нашей стране  не произойдет. Например, четверть бюджета Филадельфийского оркестра идет на пропаганду классической музыки: это выступления, в частности  в школах, и такими концертами поощряют молодежь и прививают с детства любовь к классике.  Нашим чиновникам не нужно ничего выдумывать, а ориентироваться на мировой опыт.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ