Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мы потеряли гранда искусства

Знаменитый Роман Виктюк ушел в Вечность... его похоронят во Львове, как и завещал покойный
19 ноября, 2020 - 10:28
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Для многих людей театра, творческих людей по профессии и своей сути  Роман Виктюк был проводником в фантастический, нереальный мир искусства, красоты, праздника, страстей, энергии, синергии, аристократизма, «божественных тайн», любви и безграничной свободы. Не всем везет встретить именно такую личность. Не только Актера, Режиссера, Творца. Именно — Личность. Почти целому поколению — повезло. Тем, кто застал расцвет его таланта, славы, безудержной арлекинады и настоящего театрального шаманства.

На смерть Виктюка «Фейсбук» буквально взорвался — невероятно личностными признаниями и стало понятно, что «дедушка» (так его называли особенно потаенные) в действительности многих создал, сформировал, подтолкнул, открыл, высвободил, осчастливил. Многие из тех зрителей спектаклей Виктюка 90-х состоялись как личности. Кажется, в каждом из них есть «прививка Виктюком».

Двадцать четыре года тому назад, осенью Киев бушевал, буквально стоял на ушах: в городе шел феноменальный проект «Роман Віктюк. Опанування віком» к 60-летию Мастера. Неистовый режиссер «вздыбил» обывательский Киев. 12 театральных вечеров с Виктюком: 11 спектаклей и дайджест отрывков — в последний день. Все вечера записывали для ТВ. Это был один из ярких примеров  служения  Виктюка Украине, выражение его невероятной любви к Родине и тем людям, кто смотрел эти спектакли потом по телевидению. По сути, с его стороны, это была благотворительная акция.

«ОН ЗАРАЖАЛ АКТЕРОВ БАЦИЛЛОЙ ТВОРЧЕСТВА И СВОБОДЫ, РАСКРЕПОЩАЛ ИХ»

 Главным режиссером, художественным руководителем и директором юбилейной ретроспективы спектаклей Виктюка был Сергей ПРОСКУРНЯ, который вспоминает то время:

—   Я один из тех счастливцев, кто видел его в спектаклях  в Театре юного зрителя за год до его отъезда из Львова. Мне было 7 лет. И это был такой мощный восторг, что я помню мизансцены спектакля «Сомбреро». И главного героя, которого играл Виктюк, — Шуру Тычинкина.

Два момента связаны с очень личностными мотивами его отъезда: убийство близкого друга и тихая репрессия тогдашних советских руководителей. И уже намного позже, но еще студентом, я пытался реконструировать причинно-следственные связи и понял, что в системе советской иерархии гениальным мог быть только один режиссер. В Украине просто не могли оставаться такие феноменально гениальные режиссеры как Адольф  Шапиро и Роман Виктюк.

Легенды, которые жилы в театральном Львове — это легенды о Ромочке Виктюке. Одна из них, о том, как водительница трамвая засмотрелась на него в европейском образе и трамвай сошел с рельсов.

Образ Виктюка — длинное пальто, шарф и  шляпа с широкими полями. Откуда он? Таким образом Виктюк  чтил память Леся Курбаса, потому что был на него чрезвычайно похож.

С 1975-го счастливилось время от времени наблюдать его, и симпатия развивалась вплоть до того, что он доверил мне празднование своего 60-летия.

...Львов. 1996 год. 28 октября. День рождения Романа Григорьевича. На Галицком цветочном рынке неожиданно встречаются актеры из разных театров и из разных городов, которые не догадывались, что все в этот день приедут во Львов и придут на завтрак к Виктюкам. Ромео (он позволял так себя называть) потом сказал, что это был чрезвычайный завтрак в его жизни.

Коллекционирование спектаклей Романа Григорьевича удивительным образом фокусировалось на украинской теме. «Муж и жена снимут комнату» Рощина со сценографией Данила Лидера. Великий мастер сценографии чрезвычайно высоко ценил их сотворчество.

Сегодня звучит анекдотом постановка «Украденного счастья» в МХАТе. Опять с Д. Лидером. Виктюк невероятно ярко воссоздавал ситуацию, когда на одной афише было две фразы: «К 50-летию образования СССР — «Украденное счастье». Одним из элементов этого театрального шедевра было использование в музыкальной ткани греко-католической литургии, в то время, когда церковь была в подполье. Слова Виктюка: «Иван Франко — был греко-католиком, как и я».

Потом были спектакли, которые продолжали жизнь театральным «старикам». Виктюк стал примером для Анатолия Васильева, который дебютировал в такой же функции продолжения творческой жизни  мастодонтов сцены — «Соло для часов с боем». Собственно, идея постановки была виктюковской. Это моральные, этические ориентиры Романа Виктюка.

В каком бы театре ни работал Виктюк — актеры по нему грустили: он заражал их бациллой творчества и свободы, раскрепощал их. За что его постоянно и увольняли из этих театров.

60 ЛЕТ РОМАНА ВИКТЮКА. ВИКТОР МАРУЩЕНКО. 1996 ГОД

Роман Григорьевич — единственный режиссер, который никогда не забывал студентов, что всегда толпились около служебного входа. Он выходил к ним и проводил их в театр на свои спектакли, какими бы аншлагами они не сопровождались. Все они были  его детьми.

...Один из последних спектаклей Мастера  —   «украинца-партизана в столице империи»  — первое сценическое воплощение пьесы Павла Арье «В начале и в конце времен». И что важно, спектакль во время войны, в Москве, идет на украинском, становится местом украинской Московии, а в финале весь зал подпевает актерам «Ой чий то кінь стоїть». Главную роль — бабу Присю, — играет Олег Исаев, которого хорошо помнят киевские театралы по незабываемым виктюковским спектаклям на сцене столичного театра имени Леси Украинки «Священные чудовища» и «Дама без камелий». Рядом и другие актеры с украинским корнем — Людмила Погорелова и Александр Дзюба. Финал премьеры увенчала 20-минутная овация... Тогда российские газеты обвиняли Романа Григорьевича, что он поставил антироссийский спектакль. Но жизнь спектакля продолжается, и после смерти Виктюка там будет звучать украинский язык!

Когда верстался номер, стали известны подробности прощания с Романом Виктюком. Оно состоится во Львове на сцене Первого театра — ТЮЗа во времена Виктюка. С этого все началось. Этим — все и закончится. Похоронят Романа Виктюка на Лычаковском кладбище.

«День» выражает сочувствие родным, коллегам и всем поклонникам творчества легендарного режиссера. Светлая память!


«ПРОЩАЙ, МОЙ «НЕБЕСНЫЙ НАРЕЧЕННЫЙ»!

Ада РОГОВЦЕВА, актриса:

— Ты называл своих актрис — «мої небесні наречені», и я была одной из них. Прощай, мой «небесный нареченный»! Начался отсчет моей жизни без тебя, Рома! Каждый раз, когда я произносила бы «Рома» в груди разливается неописуемое тепло... Благодарю тебя за то, что ты, как никто другой, умел на своих колдовских репетициях срывать с нас, актеров, приблизительность, неискренность, схематизм, наши штампы, которые называл «ржавчиной». Чехов говорил: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». Моя влюбленность в тебя много чего указала мне. При встречах, сквозь шутки, театральные побасенки и новости, я всегда чувствовала твой пристальный взгляд, что как рентгеном просвечивал: «Ну, какая ты? Что взяла от людей? От жизни? Как изменилась? Что осознала?» Это не были вопросы. Ты сам был вопросом — ко мне, к миру, к мельчайшему движению жизни. Солнце твоего сердца, твоего ума и твоего великого таланта продлили мою творческую жизнь, ведь мы встретились на сцене уже тогда, когда нам обоим было по 50 лет. Но последующие 35 были наши! Благодарю тебя за них!

«ВИКТЮК ПРИОТКРЫВАЛ ДВЕРИ В ДРУГОЙ МИР ДЛЯ КАЖДОГО, С КЕМ РАБОТАЛ»

Алексей СКЛЯРЕНКО, актер, хореограф:

— В 1992 году во Львовской опере я смотрел «Лолиту» Романа Виктюка и не верил своим глазам, не мог понять, что так в действительности может быть в театре, что таким может быть воспроизводимый театральный мир. За несколько лет, стоя рядом с Романом Григорьевичем на той же сцене на поклоне после «Соломии», я не верил, что очутился внутри его мира. Кто бы за чем не шел к Роману Виктюку, получал другое, чем ожидал, как по мне — значительно больше, чем мог представить. Каждый свое, но нужное именно ему. Стоило лишь довериться. Не услышать, а слушать, не понимать, а стремиться. А дальше уже — сколько хватит силы взять. Роман Григорьевич щедро отдавал! Сейчас не верю, что его нет. Роман Виктюк приоткрывал двери в другой мир для каждого, с кем работал. Они остаются приоткрытыми.

«РОМАН ГРИГОРОВИЧ ЗАВЖДИ БУВ ПРИСУТНІМ ВОДНОЧАС І ТУТ, — І ТАМ»

Катерина СТЕПАНКОВА, актриса, режисерка:

Гірко і сумно! У Марини Цвєтаєвої в одному з віршів, присвячених князю Волконському,  є рядок: «...Всегда отсутствующий здесь, чтоб Там присутствовать бессменно».

Роман Григорович завжди був присутнім водночас і Тут, — і Там. Іноді він брав  тебе за руку (чи за ногу, чи за коси, як потрапить) і витягав — Туди. На своїй енергії, своєю шаленою волею — викидав із гравітації, зі схем і штампів, із комплексів і уявлень, із зваженостей і співвідношень, — Туди, де все було, є і буде — одночасно. Туди,  де діють Сили — а не поняття і почуття, де замість слова — Сенс і Звук, а замість жесту — порух Духу.

Трохи пафосно? Мабуть.

Але саме це він робив під час репетиції з акторами, під час вистави — із глядачем. З безтямними так само, як зі свідомими. З розумними так само, як з дурниками. З освіченими  так само, як із невігласами. Чи з усіма вдавалось? Ні.  Та хіба це могло стримати Романа Віктюка...

«Напрямок темпераменту важливіший за сам темперамент!», — казав Р.Г.Віктюк...


10 ВІДВЕРТОСТЕЙ ВІКТЮКА

1. «Все моє життя — історія божевілля»

2. «Мистецтво — це радість, життя — кошмар. Коли виходиш на підмостки, нічого іншого для тебе вже не існує. У цьому наш єдиний порятунок»

3. «Ідеальний світ — той, який ми даруємо один одному»

4. «Режисерові завжди має бути 19, тому що він завжди починає. І якщо у нього є досвід і знання, то він шалено багато втрачає. Тому що в ньому пропадає дитяче сприйняття життя, і в розрахунок входить свідомість. А повинно бути все первородно!»

5. «Рибка тоді вискакує зі ставка, коли відчуває, що на березі хороша людина. Важливо потім не перетворитися з хорошого дідуся в поганого, який, побачивши золоту рибку, подумає: «А, зараз буде товар!»

6. «Тривога — це той мікроб або той диявольський (я акцентую, диявольський!) Голос, який намагається людину приспати, щоб був сон чудовиськ»

7. «У мене на дверях квартири в Москві є дві речі жовто-блакитні, і ніхто мені нічого не говорить. Мій будинок перший від Кремля, і у мене жовто-блакитні стрічки. Це правда»

8. «Який же Путін народ? Він від чорта»

9. «Хочу жителям Донбасу сказати тільки одне: ви живете поза Богом, ви Його не чуєте. На секунду вимкніть всі телеканали, закрийте очі і побудьте в тиші. Без зла, без насильства, без вбивства. У цій тиші, долучившись до Неба, може бути, у вашій душі щось станеться. Повинно відбутися, якщо ви українці. Якщо ви не громадяни України, навіть ця тиша вам не допоможе, тоді залиште України в спокої»

10. «Кожна людина — маленьке сонечко. А сонечко не можна ні зупинити, ні погасити. Коли ж маленькі сонечка об’єднуються у велике вселенське сонце, тоді відступає будь-яка біда. Потрібно пам’ятати, що всі ті святі душі, які покинули Землю, нікуди не зникають. Їх енергія весь час над нами. Це небесна енергія. Вона йде від Бога»

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ