Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы с вами! - Jesteśmy z wami!»

Под таким названием 14 апреля в Варшаве, в Teatr Wielki – Operze Narodowej состоится благотворительный гала-концерт
13 апреля, 2022 - 15:35

Этим концертом польские друзья предлагают объединиться с боевой Украиной – языком оперы и балета, языком музыки и театра, поскольку, «представляя публике особые примеры украинской музыки ХХІ века, хотели бы подчеркнуть ценность и красоту культуры наших соседей, выразить уважение к их культурному наследию и поддержку в тяжелом испытании. Искусство обладает большой силой».

       Доход от продажи билетов будет направлен на нужды детей-сирот из Украины, которые нашли свое убежище в Польше. Все, кто готовит концерт, отказались от гонорара, включая Andrzej Pągowski ART, который создал чрезвычайно красноречивую афишу события.

        В первой части концерта прозвучат произведения современных украинских композиторов, сотрудничающих с польским творческим сообществом: Ab Initio (Симфония начала) Любавы Сидоренко для симфонического оркестра и скрипки, «Лист будет нестись дальше по речным водам...» Золтана Аламаши и «Гимн одиночеству»» Александра Шимко для сопрано и камерного оркестра. Вокальные и инструментальные произведения будут звучать особенно, так как созданы на слова польских поэтов Чеслава Милоша и Галины Пошватовской. Солистки – выдающиеся и известные сопрано Ольга Пасичник и Агата Зубель.

Во второй части гала для Украины Польский национальный балет покажет коллаж из хореографических картин из своего оригинального репертуара. Их выбор был определен идеей размышлений над трагизмом ситуации, в которой оказались украинцы перед лицом жестокого вторжения российского агрессора. Украина защищается, страдает и взывает о помощи к цивилизованному миру. Получит ли она ее своевременно и в ожидаемом объеме?

        Так, фрагмент из балета «Курт Вайль» на музыку самого композитора, тоже когда-то беглеца от нацизма в Германии, в прочтении хореографа Кшиштофа Пастора – является молитвой напуганного человека, окруженного растущей угрозой. Дуэт на музыку «Серебряного озера» Вайля – эмпатия к мужеству солдата, рискующего собственной жизнью, помогая тем, кого преследуют. А номер «Сколько времени» – эманация трагедии расставания перед лицом войны и вопроса, как долго она продлится? Отрывок из балета Анны Хоп «Экзодус» на музыку польского композитора, мастера саундтреков Войцеха Киляра (который родом из Львова, кстати) будет звучать как пророчество о массовом бегстве перед лицом смертельной опасности. Наконец, Реквием из балета «И дожди пройдут...» Кшиштофа Пастора на музыку Генрика Николая Гурецкого, хотт и навеянный фильмом Анджея Вайды «Канал», оказался болезненной памятью об истории с универсальным подтекстом.

   В этой части помимо солистов Чайнары Ализаде, Владимира Ярошенко, Юка Эбихара, Диого де Оливейра, Патрика Вальчака, Максима Войтюля и др. - занята почти вся балетная труппа театра.

Накануне этого концерта удалось пообщаться с признанным миром украинским дирижером Андреем ЮРКЕВИЧЕМ, стоявшим за пультами таких престижных театров, как Liceu в Барселоне, Королевского театра в Мадриде, Берлинской и Венской государственных опер, Цюрихского оперного театра, национальной оперы во время этого благотворительного концерта:

- Наступили трудные времена для всех сфер нашего бытия, но их нужно пережить и обязательно победить. А война - слово, которое запретил бы для употребления человечеством во веки веков.

         Хотя, когда я уехал двадцать лет назад из Украины, в поисках возможности работать за границей именно по специальности дирижера – это была моя крошечная война. Ведь для украинца, уехавшего в другой мир, который не всегда тебя понимал и ты его тоже, ассимилирование в нем, принятие решений, порой очень сложных, связанных с развитием карьеры, в частности не простые отношения (даже не обязательно по политическим мотивам) между людьми разных национальностей, пытающихся найти себя за границей (в своей стране всегда лучше) – все это напоминало поле битвы. Однако очень тяжело стало именно сейчас…

         …22 февраля я прилетел в Японию, а 24-го – мою Отчизну начали разрушать… Передо мной встал вопрос жизни и смерти, способности работать во время войны.

         Вынужденный карантин из-за пандемии, небольшой гостиничный номер, четыре стены и новости из Украины - страшные, рвущие сердце, бессонные ночи, переживания за родственников, за каждого невинно пострадавшего украинца. Невозможно думать о музыке, невозможно проживать ее: эмоций нет! Но вспомнились деды, родители, мама, которой исполнилось 80, мой маленький родной город… и решил: БУДУ дирижировать, БУДУ творить ради того, чтобы прославлять Украину всегда и всюду, чтобы передать вскоре свой опыт молодым украинским музыкантам, которые понесут наш украинский талант по всему миру  и покажут силу, мощь и величие нашего духа.

    Для человека искусства, который всегда уязвим и чувствует окружающий мир, ведь мы часто черпаем вдохновение в событиях, то, что происходит сейчас, невозможно понять и постичь. Почему так произошло с нашей страной, такой миролюбивой? Я знаю украинцев, потому что сам являюсь украинцем, и точно знаю, как бы поступил, если бы мне сказали: «Бери оружие, иди в другую страну, завоевывай ее или кого-нибудь проучи». Я бы никогда не сделал этого, потому что имею совсем другие жизненные и духовные постулаты.

          Для дирижера все это – невероятно тяжелые вопросы, так как нужно вставать за пульт и дирижировать: в «Травиате» – отлюбить вместе с Травиатой и умереть вместе с ней. В «Лукреции Борджиа» - испытать эмоции вместе с героиней, которая должна быть, по замыслу режиссера, едва ли не изнасилована в первом действии… Сопоставлять это все, видя, что происходит с нашими женщинами в Украине, и в это время дирижировать просто невозможно. Это непостижимые вещи, несравнимые и находящиеся на совершенно иной ценностной шкале. Они ужасны.

Возможно, будь я в Украине, было бы легче и проще взять оружие в руки и пойти защищать Родину. Если же ты достаточно долго живешь за границей, то этот выбор - стать за пульт и быть нужным в художественном, культурном плане своей стране – чрезвычайно важный и ответственный.

 
Так что своим выходом за пульт разных известных оркестров и театров я должен постоянно напоминать об Украине, об украинцах, которые достойны представлять не только свое национальное искусство, очень ценное, чрезвычайно близкое и родное мне, а также руководить оркестрами других стран, в других стилях, как и я, поскольку дирижирую в опере много итальянской музыки, в частности бельканто. Украина должна фигурировать повсюду и всегда как в информации о победах на фронтах, так и в новостях о том, что украинец или украинка стоят за дирижерским пультом того или иного театра. Поэтому я сделал свой выбор.

       Предложение дирижировать 14 апреля я получил от дирекции Teatr Wielki, выступившей инициатором этого концерта. Ни секунды не колеблясь, попросил разрешения в театре, с которым у меня подписан контракт на эти даты, – отпустить меня на эти 4 дня. Ведь Польша мне очень близка по разным мотивам, в том числе и потому, что с 2014 по 2017 год я возглавлял как музыкальный директор Teatr Wielki в Варшаве. Невероятно рад, что могу таким образом приобщиться к финансовой и художественной поддержке нашей страны.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ