Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы сказочники, но мы эту сказку реализуем»

Киевскому кинотеатру «Жовтень» исполняется 90 лет
28 января, 2021 - 10:04
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ЛЮДМИЛА ГОРДЕЛАДЗЕ

Об этой дате хочется говорить как о дне рождения живого, глубоко симпатичного и родного существа. Потому что «Жовтень» — не просто социокультурный объект, а настоящий дом как для жителей Подола, так и для всех ценителей кино — как авторского, так и сугубо развлекательного.

Уже первая публикация о кинотеатре, которая вышла 30 января 1931 года в столичной газете «Пролетарська правда», определяет уникальность «Жовтня» — разумеется, в терминологии того времени: «це буде не тільки театр, а і лябораторія пролетарської культури»; «робітникові в цьому кінотеатрі не доведеться сумно позіхати і поглядати на годинника». Оказывается, при кинотеатре были устроены читальня, где можно было взять газеты и журналы, библиотека, игровая комната (шахматы, шашки, домино) и даже тир, где «робітник, чекаючи початку сеансу, учитиметься влучно стріляти».

С тех пор «Жовтень» переживал разные времена — и расцвет, и полный упадок (в 1990-е), и пожар, вызванный ультраправыми гомофобами 29 октября 2014 г. Но каждый раз возрождался. На сегодня у него, пожалуй, одного — устойчивая репутация самого интеллектуального кинотеатра Киева. Фестивали, ретроспективы национальных кинематографий, показы шедевров старого кино, авторские вечера, не говоря уже о голливудских новинках — до такой заботы о зрителях далеко даже самым богатым мультиплексам. И поэтому «Жовтень» любят все — и массовая публика, и кинокритика, и дети, и пенсионеры.

Культовый статус кинотеатра связан с именем его многолетнего директора — Людмилы ГОРДЕЛАДЗЕ, которая руководила «Жовтнем» почти два десятилетия. Поэтому ей слово.

— Во многие справочники о Киеве в  качестве дня рождения «Жовтня» внесена дата 8 ноября 1930 года, но это конъюнктурная ошибка. Правда то, что написано в газете «Пролетарська правда» от 30 января 1931 года — что вчера, то есть 29-го, открылся новый кинотеатр. Вот с тех пор пошел наш отсчет.

— Я могу профессионально судить только о том периоде, когда я здесь работаю; а о том, что было раньше, — скажу как киевлянка. Я знаю, что этот кинотеатр был, так сказать, народным. И согласно тем цифрам, которыми я располагаю сейчас, — здесь всегда была очень высокая посещаемость и одновременно очень низкие цены. Наверное, при этом еще и качество было не очень высоким — ведь были тогда кинотеатры и высшего разряда. Хотя, с другой стороны, «Жовтень» отличался техническими новшествами — он одним из первых стал широкоэкранным, здесь еще в середине 1950-х впервые внедрили рекламную кинематографическую установку типа большого телевизора. Ведь здесь работали неравнодушные люди, которые занимались изобретательством. Но высокого комфорта в «Жовтне» не было. А вот в 1990 году, после капитального ремонта, он и стал широкоформатным, высшего разряда, но было поздно — зритель ушел, и поэтому 1990-е «Жовтень» провел очень грустно. А вместо зрителей здесь были танцы, гулянки, какие-то другие арендаторы, то есть то, что произошла и с другими кинотеатрами. Только начиная с 2000 года у него новая история — не только из-за моего появления, но и потому, что пришли новые технологии — опять-таки чуть ли не впервые. 15 ноября 2000 года на рынке был один «Кинопалац», но он не был кинотеатром в чистом виде — арендный частный проект — так что наш зал стал первым в Киеве и одним из первых в Украине. Есть и другие особенности — например, «Детский клуб», где в 11 часов на выходные родители и дети могут посмотреть фильм за очень небольшую цену.

— Когда я пришла сюда в 2000 году, то считала, что начнем показывать фильмы постсоветских, российских режиссеров — кстати, и начали с картины Меньшова, — и будут аншлаги. Зашли старые подоляне, посмотрели, покрутились, повернулись и ушли. И я поняла, что аудитории этого кинотеатра — большой, устойчивой, стабильной — уже не существует. И свою публику надо формировать. И это — самое тяжелое дело. А вот теперь аудитория сама диктует репертуар, мы ее вроде бы приручили. Мы устраиваем сеансы фестивальные, клубные спецпоказы, а когда не делаем, нам на сайте пишут — а почему ничего нет? Были разные споры, и я поняла, что нам надо все же искать какие-то паллиативы и показывать здесь и фильмы основного репертуара, потому что мы пока в этом микрорайоне одни. У нашего зрителя нет большой альтернативы, и те, кто любит этот кинотеатр, должны иметь возможность здесь посмотреть и «Гарри Поттера». Это моя позиция. Но вообще репертуарное планирование — тяжелый участок, это творчество стопроцентное, попадешь — не попадешь, угадаешь — не угадаешь, каждый раз дилемма и риск. Так что мы заполняем афишу фестивальными и артхаусными проектами не потому, что их любим, — это тоже, потому что те, кто здесь работает, эти фильмы любят и смотрят — но и потому, что этого хочет наша публика. На этом мы получаем и денег не меньше, чем на других. Мы не благотворительная организация — финансово эти фильмы достаточно успешно у нас проходят. Почему бы их не показать?

— Мы полностью живем на доходы от нашей основной деятельности. Многие считают, что это фантастика. Я согласна — да, мы сказочники. Но мы эту сказку реализуем.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ