Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы все пропахли дымом»

Премьерой пьесы Надежды Симчич ознаменовано начало нового сезона Киевского академического театра «Колесо»
9 сентября, 2016 - 10:52
ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Революция Достоинства, Революция, Евромайдан, Майдан... События, участниками которых стал — без преувеличения — каждый из нас, можно называть разными словами, но суть от этого не изменится. Каждый из нас прошел свою «точку невозврата», каждый из нас определился, по какую сторону Майдана находится. «Мы, Майдан» — премьерой пьесы Надежды Симчич ознаменовано начало нового сезона Киевского академического театра «Колесо» (режиссер-постановщик — народная артистка Украины Ирина Клищевская).

Драматург Надежда Симчич известна киевскому зрителю по спектаклям Молодого театра «В чом чюдо, тьотя?!», драматургической основой которой является пьеса «Дом, или Конец эпохи вишневых садов». «Мы, Майдан» — победитель конкурса сети театрального перевода «Евродрама» (Париж, Франция) — не случайно имеет подзаголовок «Fb.doc»: драматург в течение ноября 2013 — февраля 2014 годов отбирала свидетельства активистов Майдана в Facebook, создав со временем на их основе документальную пьесу. Поэтому ее герои реальны, как и события.

Театр «Колесо» предлагает чтение пьесы — самый оптимальный сценический прием для этой документальной драмы, который минимизирует риск впадания в пафос и вырисовывает хоть какую-то возможность дистанцирования. Очень трудно стать просто наблюдателем после того, как ты, твои родные, друзья, знакомые, соседи были участниками. История становится твоей еще до начала спектакля, и этот эффект усиливается с каждой репликой. Сцена ожидания помощи со Львова («Братья, простите, что так долго ехали») — а у тебя перед глазами человеческое море на Михайловской площади, после ночи, когда побили студентов, и исполненное надежды «Львов едет!». Свидетельство российского журналиста, который был на Майдане, воспоминания медика, который пытался спасти тяжелораненого («Качаем под «Отче наш»), Грушевского, Институтская — а ты после панихиды на Майдане уезжаешь из Киева и опять слышишь «Качу» уже на Майдане другого города. Так, как Гимн Украины уже больше, чем просто Государственный символ государства, так и «Плине кача» — давно уже не просто неофициальный гимн, который исполняли в память о погибших воинах. Первые слова реквиема — и ты уже не здесь и не скоро сюда вернешься. Недаром одно из описаний флешбека —  оживление травматического опыта через яркие воспоминания — «в глазах стоит война».

Собственные воспоминания можно множить до бесконечности. В таком же эмоциональном поле находятся и актеры — заслуженная артистка Украины Наталия Надирадзе, Анна Артемьева, Олег Лепенец, Андрей Мороз, Алина Проценко, Дмитрий Соловьев, Владислав Пупков. Один из актеров — Денис Драчевский — является автором видеоряда спектакля. Им — из всех создателей этого спектакля — сложнее всего. Их персонажами является Илья, Антон, Наталья, Юрий, Константин, Василиса, Никита, Кирилл, Надежда, Федор etc — и они сами. Зритель не слышит их внутренних монологов. Тонкая грань между тем, где завершаются твои собственные переживания и начинаются переживания персонажа, становится лезвием, о которое они «режутся» с той же каждой репликой: «На Майдане стоял цвет украинской интеллигенции», «Я завидую сам себе, что был там», «Наши дети погибли за наши грехи». Сцены спектакля не просто иллюстрируются фото— и видеорядом событий — текст, музыкальное и художественное оформление является нерушимым целым, которое в сумме своих частей создает впечатление возврата времени назад (художник — Светлана Заикина, музыкальное оформление — Алексей Короткий).

«На память. Не знали, что на такую...» — писал один из активистов Майдана. Тезис, что большое видится на расстоянии, в этом случае мы можем лишь принимать на веру. Потому что расстояние между Революцией Достоинства и 2016 годом приблизительно такое же, как между зрителями и актерами театра «Колесо».

Эльвира ЗАГУРСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ