Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На что и на кого опирается Путин?

Безграничность культурно-политических просторов российского империализма
28 августа, 2017 - 19:34
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

До сих пор и в мире, и в Украине хватает людей (в том числе и считающих себя высокообразованными), которые убеждены: как Сталин и сталинизм, так и Путин и путинизм с их империалистическим бредом и действиями являются какими-то аберрациями великой российской культуры. Мейнстрим же этой культуры совсем иной, это высокий гуманизм и общечеловеческая чуткость. И достаточно устранить диктатора, чтобы все вернулось на круги своя и российский империализм прекратил свое существование.

Как по мне, такой вывод весьма сомнителен. И вот почему.

Дело в том, что империализм — не что-то внешнее, а имманентная составляющая мейнстрима российской культуры, самой ее сердцевины. Он нередко окрашивает в весьма специфические цвета, безусловно, присутствующие в ней гуманизм и способность абсорбировать достижения других культур, умение генерировать новые для мира идеи и умение откликаться на чужую боль. Не будем забывать, скажем, что новой (и испытанной на практике!) идеей, предложенной век назад Россией миру, стал тоталитаризм, а ответом на чужую боль стали в 1960—1980 годах зарубежные походы «воинов-интернационалистов». А достижения чужих культур абсорбировались российской прежде всего в той части, которая касалась новых военных разработок и военного же искусства.

Показательным в этом плане является творчество Александра Пушкина с его «смирись, Кавказ» и «славянские ручьи сольются в русском море»; однако у Пушкина мы наряду с этим видим и объективные оценки ценности свободы людей и народов. А вот у других... Вот что писал в1848—1849 годах прославленный Федор Тютчев:

Москва, и град Петров,

и Константинов град -

Вот царства русского

заветные столицы...

Но где предел ему? и где его

границы —

На север, на восток, на юг

и на закат?

Грядущим временам судьбы

их обличат...

 

Семь внутренних морей и семь

 великих рек...

От Нила до Невы, от Эльбы

до Китая,

От Волги по Евфрат, от Ганга

 до Дуная...

Вот царство русское...

и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил

 предрек.

Как раз в эти годы российская армия маршировала по Европе, подавляя венгерскую революцию; во исполнение поэтически озвученной Тютчевым программы Российская империя начала войну с Оттоманской империей (Дунай, потом Константинополь, а дальше Иерусалим и Евфрат с Нилом.). Но тогда Европа смогла объединиться и сильно расквасить морду «великой России». Та не угомонилась — не удалось после российско-турецкой войны 1877—1878 гг. наложить лапу на Балканы, так на очереди стал Китай. Де-факто Маньчжурия в начале ХХ века уже стала российской колонией («Желтороссия»), однако приспичило еще и Корею заполучить. Следствием стала утрата половины Сахалина и половины Маньчжурии — и первая российская революция. Далее, в 1914-м, при истерической поддержке большинства «образованной публики» в Петербурге, поставили целью выйти на Эльбу и (во второй раз) забрать себе Дунай с Константинополем. Результат общеизвестен, не так ли? Казалось бы, большевики должны были как-то иначе мыслить — но нет! В 1920-м они двинулись на Европу, чтобы «напоить красных коней водой Вислы и Рейна». Поэтически сказано, однако...

В 1939-м Гитлер и Сталин инициируют Вторую мировую войну, договорившись о разделении Северной и Центрально-Восточной Европы. Однако Балканы, Турцию и Иран в следующем году разделить не удалось, хотя ради этого в ноябре 1940-го Молотов специально ездил в Берлин. Но разве о такой экспансии мечтают только Сталин и Молотов? В том же 1940 году комсомолец Павел Коган (он, ясное дело, ничего не знает о планах Кремля) пишет стихотворение, которое заканчивается такой строфой:

Но мы еще дойдем до Ганга,

Но мы еще умрем в боях,

Чтоб от Японии до Англии

Сияла Родина моя.

Чем не Тютчев сталинской эпохи?

Пропустим вторую половину ХХ века, хотя и там можно найти немало интересного относительно всемирной экспансии СРСР/России. Возьмем начало 2000-х. Россия еще считается демократической, Путин недавно стал президентом, он наилучший друг мировых лидеров, а в то же время в культуре происходят очень приметные процессы. Скажем, известные барды, кумиры свободолюбивой интеллигенции 1970—1980-х записывают новый диск. И что же на нем поется?

И шепчу я, прищурив глаза,

Не скрывая непрошеной

грусти:

Этот город вернется назад —-

Севастополь останется

русским!

Это Александр Городницкий, песня «Севастополь». А вот что поет Жанна Бичевская в «Куликовом поле»:

Будет Русь Святая крепкой

и свободной,

И от силы русской вздрогнет

 сатана,

Вновь среди дружины встанет

 Царь законный,

Куликовым полем станет вся

 страна...»

Ну как вам? Но это еще далеко не все:

«Возвратит Россия русский

 Севастополь,

Станет снова русским

полуостров Крым,

Наш Босфор державный, наш

 Константинополь

И святыня мира Иерусалим...

А чтобы истинным россиянам жилось счастливо, ревностная христианка Бичевская предлагает свой рецепт:

В страшный час расплаты

 брови мы нахмурим

И смахнем вампиров с тела

 всей страны,

И не будет зоны, лагерей

и тюрем,

Все враги России будут

казнены...

Такую форму обретает гуманизм «высокой» российской культуры в органическом сочетании с ее же империализмом. А вот во что превращается «братство людей и народов» в песне той же Бичевской «Россия»:

У нас с врагом окончена

дискуссия,

Мы вновь воспрянем,

к подвигам горя.

Россия, Украина, Белоруссия —

Племен славянских три

богатыря.

Ясное дело, простым горением дело не закончится:

Уж ангелы трубят

к последней битве.

За Веру, за Царя иди,

не трусь!

Если кто-то забыл, то «последняя битва» в христианстве — это Апокалипсис. Который в наши дни может быть только ракетно-ядерным. Но бояться не надо — и Путин, в унисон песне представительницы элитарной культуры Бичевской, изо всех сил шантажирует мир своими (и, возможно, северо-корейскими тоже?) ракетами.

Другими словами, органической составляющей (или даже осью) российской культуры на протяжении веков был империализм мысли и действия. Путин не «висит в воздухе», как думает кто-то, Путин опирается на большинство россиян, в том числе и мастеров культуры, он — наследник мощной имперской традиции и потому так уверен в свой силе и непобедимости. Хотя если бы он учил историю, то должен был бы знать — Российская империя, под какими бы флагами она ни действовала, не раз получала ногой под зад. Но каждый раз после поражений российский империализм воскресал, и потому как вменяемым российским интеллектуалам, так и их соседям стоит задуматься, как не допустить такого нового воскресения.

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ