В частной беседе сотрудник одного из столичных музеев поведал поучительную историю. Прогуливаясь по городу, группа немецких туристов решила осмотреть Софию Киевскую не только снаружи, но и изнутри. Заказали экскурсию, прошлись по пустым залам. Когда же гид сказал, что перед ними фрески XII века, туристы рассмеялись: «Быть того не может. О таком богатстве и красоте трубил бы уже весь мир, и от желающих «один раз увидеть» не было бы отбоя».
Действительно, европейцам и американцам сложно понять нашу ситуацию. Когда там музеи считаются национальной гордостью, в Украине даже не знают, сколько их на самом деле. Минкульттуризма, например, заявляет о четырехстах, историки — о четырех тысячах. А все потому, что одни музеи подчиняются Министерству культуры, другие — органам местной власти, третьи — Госстрою (к примеру, Андреевская и Кирилловская церкви в Киеве), четвертые — Минобороны или МВД. Еще у нас не знают, что музей может стать не расходной, а доходной статьей бюджета. К примеру, известный Metropoliten в Нью-Йорке несколько лет назад провел выставку «Слава Византии». Да, музею пришлось вложить деньги в телерекламу, в подготовку, в буклеты. Но итог впечатлил. Из других городов и стран потянулись желающие окунуться в атмосферу древнего мира. Туристы селились в отелях, покупали сувениры, обедали в ресторанах и посещали другие достопримечательности. Результат: за время работы выставки город заработал 182 миллиона долларов. Вообще же музеям на Западе уделяют повышенное внимание. При каждом из них создан фонд и совет, которые формируют выставочную политику музея. Кроме того, имеются и специализированные благотворительные фонды. За их гранты борются музеи и отдельные исследователи.
В Украине же, не секрет, бытует расхожее мнение о том, что музеи — это некий атавизм, никому не нужный «проедатель» бюджета. Они пустуют, ежегодно поглощают миллионы гривен и при этом заявляют, что их проблемы — в недостаточном финансировании. Уже «за кадром» остается тот факт, что министерства культуры разных стран записываются в очередь, дабы отвоевать право экспонировать у себя хранящееся в Украине золото скифов. И что посещаемость отечественных музеев возросла — по статистике Минкульттуризма, в прошлом году посетителей стало на 4 миллиона больше. Конечно, ее еще не сравнить с показателем, скажем, Австрии — 228 человек на 100 тысяч. У нас пока лишь 28. Но ведь и в музеях выставлено лишь 10% коллекций — нет помещений и денег на реставрацию. Посему оставшиеся 90% экспонатов хранятся в запасниках, причем далеко не в лучших условиях.
Сейчас финансирования, которое выделяется музеям, хватает разве что на мизерную заработную плату сотрудникам и коммунальные услуги. О ремонте и пополнении фондов, как правило, говорить не приходится. Особенно если учесть, что нередко музейщики работают еще и в качестве охранников — за долги МВД лишает памятники истории стражей. Не очень- то везет и центральным музеям. К примеру, реконструкция Национального художественного уже несколько лет значится в планах. А на днях музей архитектуры и быта «Пирогово» заявил о том, что его экспонаты находятся просто в катастрофическом состоянии. В целом же, по оценкам Минкульттуризма, в реставрации сегодня нуждается около 700 тысяч памятников, но в прошлом году «новая жизнь» началась лишь у 2% из них. Несмотря на то, что в Украине «работает» программа сохранения национальных памятников, ежегодно их становится на полторы тысячи меньше. Хотя эти цифры вполне могут оказаться в несколько раз больше. Ведь на государственном учете сегодня числится всего 150 тысяч памятников истории. На самом же деле, утверждают эксперты, их около полумиллиона. Приблизительно как в Польше. Отличие лишь в том, что у соседей их все пересчитали и исследовали.
Впрочем, по мнению заместителя министра культуры и туризма Ольги Бенч, сегодня музейному делу не хватает только двух вещей: законов и современного мышления. Деньги же, по ее словам, как раз есть. Единственное, их нужно перепрофилировать. «Все это время у нас почему-то считалось, что культура — это массовый праздник с концертом, и не больше. А музеи, библиотеки, академическая музыка — так, нагрузка. Представьте: на каком-то фестивале за несколько дней могли пропеть миллион, что составляет, по сути, годовой бюджет нескольких музеев».
Словом, если увеличить господдержку при желании вполне реально, то куда сложнее настроить на нужный лад самих работников музеев, а именно — научить зарабатывать. На различных круглых столах они неоднократно заявляли: дескать, такие понятия, как «прибыль», «рынок сбыта», «маркетинг» — не для нас. Зачем адаптировать тексты экскурсий для «среднего ума», ведь у нас есть постоянные посетители, осведомленные и грамотные. Кроме того, туристические инициативы отвлекают от прямых задач — научной работы. Конечно, нет правил без исключений. По словам директора центра туристической информации Владимира Царука, к примеру, Феодосийская картинная галерея только в прошлом году заработала больше миллиона гривен. Образец в данном случае — и заповедник «Киево-Печерская лавра». Активное сотрудничество с туристическими агентствами плюс реклама дает посещаемость. А сувенирная продукция и введение платных услуг — например, фото- и киносъемка — еще и дополнительный доход. «Как могут жаловаться на отсутствие посетителей музеи, которые даже своего буклета не выпустили. Ведь те же турфирмы о них попросту не знают», — недоумевает В. Царук.
На Западе дотированные из бюджета музеи, помимо традиционных буклетно-сувенирных компаний, изобрели еще и другие методы промоушна. К примеру, открывают стилизованные рестораны или кафе, сдают некоторые свои помещения в аренду — для презентаций и конференций. С одной стороны, во многих украинских музеях этот опыт считают ценным. Как показало исследование, проведенное советом туризма Карпатского региона, 66% музейщиков полагают, что им необходимо внедрять новые виды услуг, даже гостиничные. Убеждены они и в том, что вокруг сохранившихся в Западной Украине замков, которые «награждены» музейным статусом, стоит создавать туристическую инфраструктуру и включать их в маршруты. Однако есть одно «но». По словам директора музея украинского народно- декоративного искусства Андрианы Вьялец, в законе сказано: музеи — неприбыльные организации. А значит, любая их инициатива наказуема — в том смысле, что с каждого вида деятельности они должны платить НДС. «Начальный капитал» — бюджетное финансирование — минимально, именно поэтому налог сведет к нулю любые усилия музейщиков.
Иными словами, получается замкнутый круг. На то, чтобы пополнять и реставрировать коллекции, государство денег не дает. Но в то же время оно и отбирает шансы у музеев зарабатывать самостоятельно. «У нас уникальные экспонаты, — говорит А. Вьялец. — Картины Катерины Билокур, коллекция «Украина ковровая», наконец, все то, чем всегда интересуется иностранцы — так сказать, генетический код нации. Но помещение музея маленькое, и его соседство с церковными (музей находится на территории Киево-Печерской лавры) существенно сужает рамки». Цены на билеты повышать в музее не хотят: по мнению его директора, он должен оставаться доступным. Акции же, которые здесь иногда организовывают, все равно не позволяют тратиться на экспедиции и закупку изделий современных мастеров. Вся надежда на таможню, которая отправляет сюда конфискат, а еще — на подарки. Последние, благо, становятся явлением все более популярным. Но помощь могла бы быть существеннее, если б в Украине появился закон «О меценатстве». По наблюдениям Ольги Бенч, у нас готовы инвестировать в культуру и помогать ей выжить. Только вот налоги, которые приходится сейчас платить, многих останавливают. Поэтому сегодня спонсорство для отечественных музеев скорее приятный сюрприз, нежели норма. Его объемы эксперты оценивают приблизительно в пять тысяч долларов в год.
Сейчас как чиновники, так многие музейщики уповают на «Мистецький арсенал». Он, по их мнению, изменит отношение общества к музеям, предоставит им большие помещения. А средоточие их в одном месте еще и упростит раскрутку. Только вот в данном случае, похоже, начинает попахивать скандалом. Проект «Арсенала» еще не утвержден, а Минкульт и КГГА уже бурно обсуждают, кому же будет подчиняться этот музейный комплекс.