Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На острове Сааремаа дебютировала украинская опера

После довольно длительного перерыва киевские деятели искусства включились в международное фестивальное пространство
15 августа, 2014 - 11:06
В ЭСТОНИИ ГАСТРОЛИ КОЛЛЕКТИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ НАЧАЛИСЬ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ ВЕРДИЕВСКИХ ОПЕР — «ДОН КАРЛОС» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Напомним, «День» в № 137 сообщал о триумфальных гастролях коллектива Национальной оперы Украины на сцене Saaremaa Opera Festival, который в пятнадцатый раз проходит в эстонском городе Курессааре. Киевляне показали спектакли «Дон Карлос» Дж. Верди, «Норма» В. Беллини, «Наталка Полтавка» Н. Лысенко в исполнении симфонического оркестра, хора и солистов Национальной оперы Украины, а также приняли участие в гранд-концерте вместе с коллегами из Эстонии, Австрии и Финляндии.

Выступление Национальной оперы Украины на этом престижном музыкальном фестивале стало ярким художественным событием европейской культурной жизни, вызвало восхищение требовательной публики и шквал одобрительных рецензий в музыкальной печати, которая отметила высокий творческий уровень киевского оперного коллектива, наличие в его труппе созвездия настоящих вокальных звезд. Кстати, эстафету Национальной оперы Украины в следующем году продолжит Миланский театр «Ла Скала» и в этом есть своя символика.

НА УЛИЦАХ КУРЕССААРЕ РЕЯЛИ УКРАИНСКИЕ ФЛАГИ

Полтора часа лета от Киева до Таллинна, почти два часа автобусом и еще семнадцать минут на белоснежном морском пароме и мы на овеянном историческими легендами и неповторимом своей природной красотой эстонском острове Сааремаа, где каждое лето, начиная с 1999 г., проходит одно из самых заметных в европейском музыкальном пространстве событий — международный Сааремаа Опера Фестиваль. Принять участие в ХV фестивале впервые была приглашена и Национальная опера Украины. Почти неделю любители вокального искусства имели возможность знакомиться с исполнительскими традициями Киевской оперы. И не разочаровались, получив настоящее художественное наслаждение от роскошного звучания оркестра и солистов ведущего музыкального театра Украины, сегодня известного во многих странах мира, и не только Европы, но и Японии, Китая и др.

На улицах Курессааре реяли украинские желто-голубые флаги, а маленькие украинские флажки украшали цветочные клумбы, частные дома, культурные заведения, многочисленные кофейни (большого размера украинский флаг красовался на крепостной стене у входа в главный фестивальный зал). Это трогательное проявление касалось не только коллектива Национальной оперы, но и государства Украины, которое сегодня в центре внимания всего мира и которому сегодня не только сочувствуют, но и желают преодолеть все трудности на пути к вступлению в Евросоюз. Эстонцы, не скрывая своей симпатии к нашим устремлениям, подчеркивали, что это право для Украины является неотъемлемым и Эстония всем сердцем поддерживает украинский народ в его извечном стремлении быть в европейском демократическом содружестве. Это подчеркнула на завершающем приеме, устроенном Национальной опере Украины дирекцией фестиваля, в своем выступлении и министр культуры Эстонии Прервет Тиидус, охарактеризовав гастроли Национальной оперы Украины как исключительно ценные в художественном и культурном проявлении, выразила пожелание снова встретиться на этой фестивальной площадке, когда в Украине воцарится мир и согласие.

ОТ ИТАЛЬЯНСКОЙ К УКРАИНСКОЙ КЛАССИКЕ

Наши гастроли начались одной из самых сложных вердиевских опер — «Дон Карлос», постановку которой осуществили три года назад дирижер Николай Дядюра, режиссер Анатолий Соловьяненко, художник Мария Левитская. Это был первый показ этого спектакля за рубежом. Коллектив заметно волновался, зная требовательность фестивальной публики к интерпретациям оперной классики, особенно вердиевского наследия. Но уже первые такты увертюры покорили публику своим наполнением и безукоризненностью игры симфонического оркестра, удивительно гармоничной сбалансированностью звучания всех групп. Чувствовалась какая-то особая аура одухотворенности, которая уже не исчезнет до последнего аккорда спектакля.

Удивительная точность вступлений и кантиленность в поддержке вокальных фрагментов. Дирижер не сопровождал певца, а чувствовал ритм его вокальной стихии, отдельных ее компонентов, касалось ли это кульминационных моментов у исполнителей главных партий, или драматичного напряжения хоровых сцен. Это позволило каждому солисту блестяще справиться со своими вокальными и артистическими задачами, прежде всего заглавной партии Андрею Романенко, который очаровал слушателей не только своим и красивым, и выразительным во всех регистрах тенором, но и психологическим ощущением всех тех событий, которые происходили по развитию сюжета.

Партия ди Позы в исполнении Геннадия Ващенко покорила зрителей богатой нюансами вокальной интерпретацией. Певец продемонстрировал не только свой красивый, тембральный выразительный баритон, но и замечательное владение модуляцией голоса — от пианиссимо до мощных драматичных взрывных моментов, которые он подает в естественном, без лишней аффектации проявлении, психологическом развертывании характера героя.

Опера «Дон Карлос», как представление со многими драматичными кульминациями, разворачивалась единым потоком, объединяя все художественные лементы в широкое и психологично-драматичное оперное полотно, раскрывая в первую очередь психологическую палитру тех исторических событий и их персонажей. Глубинные по вокальной палитре женские образы «Дон Карлоса», интерпретированные Викторией Ченской (Елизавета) и Татьяной Пименовой (Эболи), раскрывались не в противопоставлении своих действий, а в раскрытии мотивации своих поступков.

Взрывные впечатления вызывали у публики киевские басы Сергей Магера (король Филипп) и Тарас Штонда (Великий Инквизитор), которые имеют в опере довольно небольшие по объему, но очень важные концептуально вокальные фрагменты. И не только по своему содержанию, но и по богатству басовой вокальной палитры вердиевской партитуры. Мощное ораториальное звучание верхних нот и одновременно невероятно красивая палитра голосовых полутонов, которые обогащают внутреннее наполнение вокала. Это партии для настоящих «шаляпинских» голосов, которыми, по оценке критики, отозвавшейся уже на второй день после спектакля, владеют оба киевских баса, участие которых придало киевскому представлению мощного звучания и высокой художественности. Уместно сказать, что Тарас Штонда, чтобы принять участие в такой важной для театра фестивальной акции, прилетел в Курессааре из Англии, где с большим успехом проходят представления с его участием.

Подтверждением того, что Национальная опера Украины имеет замечательные традиции интерпретирования итальянской оперной классики, стал показ оперы В. Беллини «Норма», известной широкой общественности почитателей вокального искусства по большей части проницательной и преисполненной трагического предчувствия каватиной Нормы Castа Diva. Однако сама опера не часто заинтересовывает театры, тем более включается в международные фестивальные программы. Можно считать, что Национальная опера подарила зрителям встречу с малоизвестным оперным произведением автора, который остается в тени таких мощных итальянских композиторов как Верди и Пуччини. Постановку оперы осуществила на киевской сцене в 2007 году та же творческая группа, что и постановку оперы «Дон Карлос» — дирижер Николай Дядюра и режиссер Анатолий Соловьяненко.

В значительной степени успех представлению принесло не только блестящее исполнительство Виктории Ченской (Норма), Татьяны Пименовой (Адальжиза) и Андрея Романенко (Полион), которые и в этой довольно отличающейся от оперы «Дон Карлос» своей исторической масштабностью и глубиной психологизма опере создали яркие вокальные образы, наполненные трагизмом античной драмы (вокальная линия Нормы и Адальжизы, их проницательный дуэт-исповедь во второй картине «Однако тайком в храме я опять с ним встретилась», а также терцет при участии Андрея Романенко «Знай, жертвой обмана жестокого ты стала»). Партию отца Нормы и главного жреца храма друидов Оровеза исполнил Сергей Ковнир, обладатель очень красивого и богатого обертонами баса, который создал монументальный образ друидского жреца. Стоит отметить пусть небольшую, но замечательно исполненную партию Флавио Юрия Аврамчука. Собственно, фестивальный спектакль «Норма» отмечался слаженностью всех составляющих — оркестрового звучания, ансамбля солистов и хора, которые подарили почитателям вокала встречу с малоизвестным в современном музыкальном пространстве представлением.

Мощно, наполнено прозвучали арии Нормы в сопровождении хора «Будьте внимательны, о друиды», «Норма вышла», «Какое ты сердце, безумец, предал», подтвердившие наивысший исполнительский уровень не только Виктории Ченской, но и хора Национальной оперы Украины, признанного одним из лучших среди оперных хоров Европы.

Однако едва ли ни самым неожиданным и наиболее интересным событием Саарамаа-фестиваля стал показ оперы «Наталка Полтавка» Николая Лысенко, эксклюзивную версию которой создали Мирослав Скорик (музыкальная редакция), Николай Дядюра (дирижер-постановщик) и Анатолий Соловьяненко (сценическая редакция и постановка), художник Михаил Рындзак. В сущности, включение национального оперного произведения противоречит традиционному формату этого феста, который практически впервые подал подобное произведение для показа публике, совсем не ознакомленной с украинской музыкой, оперное искусство которой, а Украина является оперным государством, в музыкальных реестрах зафиксировано свыше ста произведений этого жанра, к сожалению, является Terra incognita для европейцев. Но риск не только оправдал себя, но и стал действительно взрывным творческим событием. Не понимая текст (информационная строка не способна передать все тонкости содержания блестящего текста И. Котляревского), публика почувствовала глубокую и проницательную музыкальную наполненность произведения, которую сумели передать и симфонический оркестр, и хор, а главное — солисты, раскрывая не только свое вокальное мастерство, но и наполняя представление настоящим народным духом, который так почитается и в Эстонии, где эти традиции сохраняются не только в экспозициях музеев, но и в живой пропаганде народного музыкального наследия. И вдруг эта традиция нашла такое блестящее воплощение в полномасштабном оперном искусстве. Сцена казалась каким-то бурным морем вокальных красок, где были представлены все типы голосов, хоровое пение богатой модуляции, яркие танцевальные фрагменты, вызвавшие особую бурю зрительских эмоций. Еще раз подтвердилась древнейшая аксиома: настоящая музыка не нуждается в переводе. В этом убедили исполнители главных партий «Наталки Полтавки» — молодая и очаровательная Тамара Калинкина (сопрано), исполнительница заглавной партии Наталки, замечательно соединив в своем исполнительстве гибкую вокальную палитру и артистическую игру, создав яркий образ сельской девушки, проницательной и искренней в своих чувствах, моральным принципах. Терпелиху исполнила Анжелина Швачка, продемонстрировав свое замечательное меццо-сопрано, артистизм, ощущение сценического действия. Она естественна в ситуациях, которые происходят в сюжетном развитии, передает свои чувства через широкую вокальную палитру. Классическая украинская фольк-опера требовала от певцов соблюдения двух требований — чувствовать душу и ментальность своих героев и одновременно владеть безукоризненными вокальными данными, потому что каждый певческий эпизод — это своеобразная новелла чувств. И это сумели передать все исполнители, и Дмитрий Кузьмин, создавший образ Петра, и Александр Бойко, который донес зрителям красоту своего баритона (Николай). Отдельно хочется сказать об исполнителях комичных партий, которых зрители, а среди них были не только эстонцы, но и итальянцы, финны, немцы, прекрасно понимали и воспринимали. Речь идет о Сергее Пащуке, который властно входит в классический репертуар, но не чурается и партий с комическим рисунком. Созданный им образ Возного очень выразительный в комичном воплощении, но не переигранный и надуманный, а довольно-таки близкий к тому содержанию, которое заложил в него Иван Котляревский. Партию Выборного в лучших традициях интерпретирования этого народного образа создал бас Богдан Тарас, игра и пение которого вызвали восхищение виртуозными модуляция басовой тесситуры. Но важно в этом эпизоде даже не то, каким красочным вокальным букетом прозвучала опера под управлением Николая Дядюры, а какое впечатление вызвали хоровые сцены, еще раз засвидетельствовав, что хор Национальной оперы под руководством хормейстера и дирижера Богдана Плиша замечательно интерпретируется в оперы разных стилей, чувствует и может воплощать музыкальную драматургию композиторов разных стилей... Именно хор сближал представление с требовательной публикой, которая получила возможность прикоснуться к практически неизвестному им национальному музыкальному пласту.

БРАВО МАСТЕРАМ!

С феноменальным успехом прошел и гала-концерт Сааремаа-фестиваля при участии украинских, эстонских, австрийских и финских певцов, оркестра и хора киевской оперы. В первом отделении концертной программы, которой дирижировал известный эстонский маэстро Михель Китсон, прозвучали фрагменты и арии из опер Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» («Кози фан туттэ»), а второе отделение прошло под руководством дирижера Николая Дядюры. Но это было не соревнование двух довольно разных по стилю дирижирования и эмоциональности маэстро, а воплощение цельной идеи подать широкий спектр классической европейской оперной музыки в исполнении прекрасных певцов в сопровождении симфонического оркестра и хора Национальной оперы. Действительно, прошел гала-концерт на одном дыхании, возвышенно и вдохновенно. Во втором отделении прозвучали увертюра к «Осуждению Фауста» Г. Берлиоза, три фрагмента из оперы «Кармен» Ж. Бизе, которые исполнили Лилли Пааскиви (Финляндия), Андрей Романенко, Геннадий Ващенко (Украина), Анели Пеебо (Австрия). Татьяна Калинкина подарила роскошное звучание и красоту кантиленного пения в арии Мюзетты из оперы «Богема» Дж. Пуччини, а Лиля Гревцова проницательную, отмеченную внутренним надрывом арию Маргариты из оперы «Фауст». Шквал аплодисментов вызвало исполнение солистами и хором Национальной оперы Украины фрагментов и из «Сельской чести» П. Масканьи, и «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти (Лиля Гревцова, Андрей Романенко, Сергей Пащук, Сергей Ковнир, Александр Бойко, Лилли Пааскиви (Финляндия), Анели Пеебо Австрия), Койта Соасеппа (Финляндия). Зрители долго не отпускали со сцены участников гала-концерта, пока те не исполнили на бис «Застольную» из оперы «Травиата» Дж. Верди. Очень красивый и красноречивый момент фестивальной программы. Собственно, все спектакли завершались продолжительными аплодисментами, возгласами браво!

Василь ТУРКЕВИЧ, Курессааре (Естонія) — Київ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ