Вокруг показа на телеканале НТВ фильма «Служу Советскому Союзу» разыгрались просто таки шекспировские страсти. В письме генеральному директору НТВ Владимиру Кулистикову министр культуры Владимир Мединский призвал не показывать 22 июня фильм. Запретить демонстрацию министр права не имеет, может только призывать, но ссылается на мнение ветеранов: «В то же время я убежден: свобода творчества должна опираться на уважительное отношение к мнению граждан, необходимо ответственно подходить к темам, вольная интерпретация которых может вызвать раскол в обществе».
Это уже второй случай вмешательства властей в политику кинопроката. В начале мая разыгрался скандал из-за фильма «4 дня в мае», снятого немецким режиссером Ахимом фон Борисом. Страсти тогда кипели такие, Интернет и пресса раскалились настолько, что телеканал счел за благо, наверное, не без подсказки соответствующих инстанций, фильм не показывать. На этот раз получилось все несколько иначе. Фильм «Служу Советскому Союзу» все-таки вышел. Кстати, еще раньше его показали по украинскому телевидению, и никакой особой реакции он не вызвал. Дежурное произведение на тему войны, весьма далекое от исторической правды и действительности лета 1941 года.
Что же вызвало такой взрыв негодования нового министра культуры в отношении весьма заурядного произведения. Нужно прямо сказать, что российский, а вслед за ним и украинский, телеэкран буквально заполонили фильмы на тему Второй мировой и советско-германской войн. Практически все они исторические только по названию, интерьеру, костюмам и прочей атрибутике.
Причин, по которым российский министр взялся за перо, несколько. И лежат они в плоскости, далекой от истинной заботы об искусстве и исторической правды.
Во-первых, кино было и остается весьма эффективным средством государственной пропаганды, важнейшим из искусств. Владимир Ленин сказал, и этот тезис остается незыблемым в современной России. С этой точки зрения война и победа в ней являются сакральными, одетыми в белые одежды. Все, что бросает даже тень на них, есть происки вражеской пропаганды, темных сил мечтающих извести государство российское. Да, были ошибки, Сталин не всегда был прав, многих военных расстрелял, многих посадил. Но исправился, например, Константина Рокоссовского и Кирилла Мерецкова освободил. Они стали маршалами Победы. Поэтому, благодаря ему, врага победили, пол-Европы освободили, над Рейхстагом знамя победы водрузили. Многие пострадали невинно, но лес рубят — щепки летят. Издержки, так сказать, построения счастливого будущего.
Вторая часть этой пропагандисткой основы — органы НКВД. Они славно боролись с вражеской агентурой, провели ряд блестящих контрразведывательных операций. Были, конечно, и перегибы, много в них проникло карьеристов и ловкачей, готовых подставить честных людей. Но всегда находились умные и бесстрашные военные, партийные работники, которые не боялись сказать правду даже самому вождю и защитить невиновных. Есть на мундире органов пятнышки, но они не заслоняют всей той огромной работы, которая была проделана для победы.
Если стоять на этих столпах, то становится понятным, почему весьма заурядный фильм «Служу Советскому Союзу», полный бросающихся в глаза киноляпов, вызвал такую неадекватную реакцию.
По сюжету, командир немецкого десанта предлагает заключенным лагеря перейти на немецкую сторону. Но политические и честные урки исполнились истинного патриотизма и уничтожили врага. Как сказал в газете «Комсомольская правда» заведующий кафедрой новейшей истории России университета в Санкт-Петербурге, профессор Михаил Худяков, «да, среди и политзаключенных, и воров были люди, которые требовали отправки на фронт. Они воевали в штрафбатах, регулярных частях, партизанских отрядах вместе с вольными. Но были и такие, кто с радостью ждал прихода немцев». По-разному было в жизни.
И вот прискакавшие после сражения начальники из НКВД вместо благодарности заключенных-победителей просто расстреляли. И действовали по инструкции. Точно так же, как и их коллеги в тюрьмах Львова, Станислава (Ивано-Франковска), Стрыя. В Орле при подходе немецкой армии заключенных вывезли в ближайший лес и расстреляли. Как сказал в газете «Вечерняя Москва» заместитель председателя Московского совета ветеранов Василий Прохоров, «оказывается, немцев победила не Красная Армия, а заключенные! А НКВД только вредило! Да, у нашей страны были ошибки, но у кого их нет? Если вместо человеческого лица рассматривать в упор одну родинку на нем, что за портрет получится?».
Вообще, все эти претензии выглядят несколько странными. Ведь пели же песню «Если завтра война» и в ней такие слова: «Как один человек, весь советский народ /За свободную Родину встанет». Вот встали заключенные, тоже ведь советский народ, только в лагере за колючей проволокой, за свободную Родину, которая их в эти лагеря и упекла. В чем же проблема? Типичный пример лобовой пропаганды. Все так, но если бы не показанная роль органов. Кстати, не первый фильм, где они представлены таким образом. Очевидно, кончилось терпение, а злополучный фильм попался под руку.
Вторая причина носит субъективный характер, хотя и является продолжением первой. Если есть столпы, краеугольные камни, то должны быть и те, кто взял на себя нелегкую миссию их охраны и поддержания. Не без желания на волне чистейшей воды популизма себя показать.
Мединский давно известен борьбой с так называемой фальсификацией истории. Не важно, что в его диссертации найден прямой плагиат и подлоги. Министр поставил себе это в заслугу. Факты, если их можно так назвать, он приводит только те, которые подтверждают его точку зрения, всеми остальными он пренебрегает. Ему так нравится и так ему удобней. При этом в ход пускаются давно разоблаченные фальсификации истории, клише советской пропаганды. Весь этот арсенал пущен в ход в его книгах, которые сами по себе являются фальсификациями, с которыми их автор вроде бы борется. К фальсификациям Мединский отнес и кадры кинохроники, запечатлевшие совместный парад советских и немецких войск в 1939 году в Бресте, хотя имеются неоспоримые свидетельства участников: советского генерал-лейтенанта Семена Кривошеина и немецкого — Гейнца Гудериана.
В случае с обсуждаемым кинофильмом мы имеем попытку, как сказал французский писатель Франсуа Рене Шатобриан, etreplus royaliste que le roi — быть большим роялистом, чем сам король. Мединский, очевидно, хотел показать большую активность после своего назначения. Особыми успехами на культурной ниве похвастаться не может. Проблем на этом поле хватает, и решить их в таких условиях просто невозможно. Поэтому в запретительном раже взялся за своего рода цензуру. Не прямого запрета, а своей активностью показать, что стоит на страже. Тем более, что на такой благодатной почве есть вариант понравиться новому-старому главе государства.
То, что фильм все-таки показали, связано с некоторыми опасениями углубить и так восходящее высокой волной недовольство значительной части творческой интеллигенции. Да и, видимо, во властных кругах нет консенсуса. Многим запретительный зуд министра пришелся не в масть.
Очевидно, что история с кинофильмом «Служу Советскому Союзу» является отражением усиливающейся борьбы в российском обществе. Власть пытается отыграться за свои имиджевые поражения зимы и весны. Не в последнюю очередь всякого рода запретами. Не только в культуре и искусстве, но также и в политике. Так что занимательные сюжеты еще впереди.