Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На все номинации претендентов... не хватило

26 марта назовут победителей «Киевской пекторали»
20 марта, 2007 - 20:07
«КАРМЭН-TV» — ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ НОВОСОЗДАННОГО КОЛЛЕКТИВА ТЕАТРА «КИЕВ-МОДЕРН-БАЛЕТ» СОСТАВИЛ ДОСТОЙНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ ДРАМАТИЧЕСКОМУ ТЕАТРУ НАШЕЙ СТОЛИЦЫ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Театральный марафон заканчивается. Накануне Международного дня театра, 26 марта, на сцене Национального театра имени И. Франко будут вручены сияющие символы «Пекторали» и солидные денежные премии лучшим режиссерам, актерам, сценографам, музыкантам, спектаклям прошлого года. Авторитетные эксперты и оргкомитет премии в составе известных театральных критиков, организаторов театрального процесса, журналистов наконец определились с тройками номинантов в каждой из одиннадцати позиций.

Только из одиннадцати, потому что, учтя конкретную театральную ситуацию в столице Украины в 2006 году, в традиционные номинации были внесены изменения — упразднены премии за режиссерские и актерские дебюты, за музыкальный спектакль. Здесь, к сожалению, не получилось конкуренции даже из трех претендентов. Были также уточнены формулировки некоторых номинаций. Следовательно, считаем: 11 (номинаций) умножаем на три (по три претендента в каждой из них) и получаем 33 лучших театрально-творческих явлений прошлого года. Плюс еще одна высокая награда — «за весомый вклад в театральное искусство».

На треть из тех тридцати трех явлений так или иначе претендует Академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра. Среди трех лучших представлений — два спектакля этого театра — «Очередь» и «Касатики мои». Среди лучших режиссерских работ опять же две их работы — режиссеры этих представлений, соответственно, Д. Богомазов и Ю. Погребничко. А лучшие исполнители мужской роли второго плана все втроем играют в Театре на левом берегу: О. Ганноченко (Порфирий Петрович) и В. Линецкий (Керилашвили) из спектакля «Касатики мои», а также Л. Сомов (Артист) из «Очереди». Тот же В. Линецкий, уже ранее завоевывавший Пектораль, претендует еще и на премию за исполнение главной мужской роли — Егор Петрович Войницкий («26 комнат»). И среди номинантов «главной женской роли» встретим «левобережную» Л. Самаеву — медсестра Мария («Очередь»). Да и среди «женской роли второго плана» встретим Т. Круликовскую — Соня («26 комнат»). Добавим и левобережного претендента на знак отличия «за лучшую музыкальную концепцию представления» О. Курия («Касатики мои»).

Неоспоримый успех театра под руководством метра театрального искусства Украины Эдуарда Митницкого совсем не омрачает ярких, выдающихся работ актеров и спектаклей других столичных коллективов. Например, член оргкомитета «Киевской пекторали», руководитель Молодого театра Станислав Мойсеев не будет принимать участия в финальном, решающем тайном голосовании, потому что представление этого театра «Московиада» номинируется на три позиции: за режиссуру (сам С. Мойсеев), сценографию (А. Александрович-Дочевский) и музыкальное оформление (Ю. Шевченко).

Интересно, что в жанре сценографии соревнуются за премию две пространственно несоизмерные киевские сцены: масштабное, традиционное пространство франковцев («...Посреди рая, на майдане...», художник В. Кауфман) и просто большая комната Центра имени Леся Курбаса («Голодный грех», художник В. Карашевский).

Тот пронзительный «Голодный грех» по В. Стефанику включен в еще две номинации Пекторали — как лучший спектакль камерной (малой) сцены и за лучшее исполнение мужской роли (О. Форманчук, по творческой прописке — франковец).

А франковская актриса Л. Смородина претендует на знак отличия за лучшее исполнение главной женской роли в родном театре. Собственно, за две роли одновременно в одном спектакле — двух королев: Елизаветы Английской и Марии Шотландской («Виват, королева!»). А конкурирует с ней... балерина — О. Кондакова за центральную партию в представлении «Кармэн-TV» театра «Киев-модерн-балет». Этот первый спектакль новосозданного балетного театра составил достойную конкуренцию драматическим театрам, в частности, Театру на левом берегу Днепра, и завоевал место в номинации «лучший спектакль» с другими, уважаемыми творческими авторитетами, потому что были названы в церемонии награждения первого этапа около двух десятков столичных театров. Руководитель театра и постановщик представления Р. Поклитару номинируется и как лучший балетмейстер в союзе с признанными мастерами В. Яременком («Свадьба Фигаро», Национальная опера Украины) и В. Литвиновым («Белоснежка и семь гномов», Академический музыкальный театр для детей и юношества). Участие сразу в трех номинациях для новорожденного коллектива — большой успех!

Изюминкой номинации этого года за лучшее исполнение женской роли второго плана является то, что в ней оказался мужчина — М. Михеев за партию Марцеллины в «Свадьбе Фигаро». Когда-то в подобной ситуации оказался В. Легин за роль в «Лысой певице». А нынче это талантливый солист балета Национальной оперы.

Дважды фигурирует в номинациях «Пекторали» спектакль Театра на Подоле «Предчувствие Мины Мазайла». Композитор И. Небесный за музыкальную концепцию представления и актриса А. Сергийко за роль «осколка империи» Бароновой-Козино. Хотя некоторые эксперты называли на первом этапе еще и другие элементы и участников этого спектакля — но конкуренция же...

Недавно в Национальном академическом театре русской драмы им. Леси Украинки появился... украиноязычный спектакль «Иду за край» по мотивам поэзии и судьбы Василия Стуса. Ее инициатор и исполнитель Р. Семисал номинируется «за лучшее исполнение главной мужской роли». Отметим, что среди трех доминантов этой позиции двое, Р. Семисал и О. Форманчук — являются исполнителями моноспектаклей.

Собственно, малые размеры сценического пространства и театрального представления не препятствуют рождению большого творческого явления. Вот почему к «Голодному греху» примыкают еще два выдающихся киевских спектакля. На миниатюрной «Свободной сцене» Д. Богомазова утонем в пиранделловском абсурде «Немного вина-2». А в «Театре смеха и греха. Украинский Декамерон» захлебнемся украинским трагическим жизнеутверждающим юмором под уютным ДАХ’ом В. Троицкого.

И, наконец, пускай взрослые родители возьмут своих детей и вместе с ними «впадут в детство» на лучших представлениях, адресованных их чадам и их детской памяти. Это полезно для здоровья и творческого чувства. Послушайте оперу «История Кая и Герды», посмотрите балет «Белоснежка и семь гномов» в Академическом музыкальном театре для детей и юношества и не пропустите волшебный и яркий мюзикл «Кошкин дом» в ТЮЗе на Липках.

Валентина АЛЕШИНА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ