Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«На вступительные экзамены приехал от реактора в Чернобыле...»

25 марта известный театральный режиссер Алексей Лисовец отметит юбилей
24 марта, 2020 - 19:58
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Более трех десятилетий творческая судьба Алексея Ивановича связана с Киевским театром драмы и комедии на левом берегу Днепра, а практически каждая постановка этого мастера вызывает резонанс у публики и критиков. Аншлаги, престижные театральные награды, а еще театроведы интересуются секретом успеха спектаклей Лисовца.

— Я всегда очень долго выбираю материал, — рассказывает режиссер в интервью «Дню». — Возможно, мои сомнения в выборе материала связаны с тем, что режиссером я стал поздно, имея за плечами профессию инженера... В театральный институт поступил в чернобыльском 1986 году. Фактически от реактора приехал на экзамены. В ту пору я работал инженером в объединении «Южтепломонтаж». Окончил Киевский политехнический институт и там организовал студенческий театр миниатюр. Но даже закончив вуз, продолжал ставить спектакли, мечтая стать профессиональным режиссером. Поэтому написал заявление на отпуск с 1 мая, а 26 апреля взорвался реактор на АЭС, и нас всех, кто был подчинен Министерству энергетики СССР, отправили на вахту в Чернобыль. Я работал разведчиком-дозиметристом в оперативной группе штаба. Когда через три недели меня сменили, поехал поступать в Киевский театральный институт им. И. Карпенко-Карого. Хотя экзамены сдал весьма посредственно, но, видно, чем-то все же понравился Эдуарду Марковичу Митницкому, который набирал курс и который потом стал моим учителем не только в профессии, но и в жизни.

...Я человек суеверный и не люблю говорить о том, что еще не воплощено в жизнь. Понимаю, что любое слово, а спектакль — это мое режиссерское слово, не должно быть проходным. С годами все больше осознаешь, что нужно отвечать за свои слова и поступки, а за слова, сказанные громко и публично, — еще больше. Ведь каждая пьеса имеет свои преимущества и недостатки, а хочется работать с лучшим драматическим материалом...

О совместной работе с режиссером «Дню» говорят его коллеги-левобережцы.

«ТОКСИНЫ» - ПОСЛЕДНЯЯ ПОСТАНОВКА РЕЖИССЕРА НА СЦЕНЕ ЛЕВОБЕРЕЖЦЕВ. ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ СЕЙЧАС В ТРОЙКЕ НОМИНАНТОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ «КИЕВСКАЯ ПЕКТОРАЛЬ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КИЕВСКИМ ТЕАТРОМ ДРАМЫ И КОМЕДИИ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА

«ЧЕЛОВЕК, К КОТОРОМУ Я ВСЕГДА МОГУ ОБРАТИТЬСЯ ЗА СОВЕТОМ»

Тамара ТРУНОВА, главный режиссер Театра на левом берегу Днепра:

— Я считаю Алексея Ивановича своим другом. На протяжении многих лет он для меня человек, к которому я всегда могу обратиться за советом, мнение которого мне всегда интересно и важно.

Помню, как студентами мы ждали под дверью в большой зал на перерыв во время его репетиции. Он вышел, увидел нас и спросил, почему мы не зашли. Мы сказали, что не могли без его разрешения, и спросили, можно ли присутствовать на второй части репетиции. А он со свойственной ему сдержанностью нам и говорит: «Это лишнее. Больше никогда у меня об этом не спрашивайте. Мы же с вами — дети одного отца». Я неоднократно пересматривала его спектакли, это было существенной частью обучения и попыток понять именно Театр драмы и комедии и театр в целом. По моему мнению, самое честное режиссер говорит именно своими спектаклями, поэтому чувствую Алексея Ивановича как человека неравнодушного — того, кто верит, и того, кто верен.

Желаю Режиссеру и Человеку азарта, сил, вдохновения, любопытства, открытий, здоровья, дружеского окружения и многие лета!

«ОН ЛЮБИТ АКТЕРОВ, ХОТЯ ИНОГДА С НИМ БЫВАЕТ ОЧЕНЬ СЛОЖНО»

Олеся ЖУРАКОВСКАЯ, актриса:

— Есть отношения и люди, описать которые очень сложно, потому что не хватает слов. А не хватает их только потому, что эти люди становятся не просто твоими партнерами, соратниками, друзьями — а частью тебя. Бывает, что в самый, возможно, решающий момент твоей жизни этот человек протягивает тебе руку помощи. А дальше ты двигаешься рядом, ты растешь, ты формуешся, ты переживаешь радость и печаль. Именно таким человеком и является для меня Алексей Лисовец. Именно он — человек, который, когда я только приехала в Киев, вернувшись после учебы и работы в Москве, дал мне первую возможность вообще выйти на сцену в детской сказке, а затем — первую главную роль. И во всех спектаклях, за незначительными исключениями — например, «Разлучника» и «Токсины», в которых я не играла, мы работали вместе. Так, «Корсиканка» за 16 лет жизни на сцене стала спектаклем-легендой. Люди, которые приходили 16 лет назад на спектакль, недавно приводили уже своих детей... Я считаю, что талант Алексея в том, что он умеет делать действительно большие подарки. Речь идет не только о роли, а о том, как он подходит к созданию новой работы, новой роли. Сколько приходится перечитать, переосмыслить для того, чтобы персонаж, который появится потом на сцене, выглядел как живой. Когда мы работали над «Торговцами резиной», то изучали Библию, постигали Священное Писание. Это было необходимо для того, чтобы понять природу существования наших героев. И таких воспоминаний много...

Бесценно, что Алексей отдается своему делу полностью. Он любит актеров, хотя иногда с ним бывает очень сложно. Именно в этом, пожалуй, его любовь. Потому что он очень требователен и хочет достичь именно того результата, который представляет себе. Так что работать с ним — это всегда вызов, но одновременно очень интересно. Все из той когорты режиссеров, очень малочисленной, к сожалению, кто владеет своей профессией полностью. Он с самого начала знает и видит, каким будет спектакль. Это его личный подход, он математик. Но в той форме сложной и взвешенной, которую он создает, — поверьте мне, я действительно имею большой опыт — очень много возможностей для твоей творческой самореализации и свободы. Его метод математический и творческий.

Очень благодарна судьбе за встречу с Алексеем Ивановичем. За то, что он стал моим другом. Что поверил в меня, когда мало кто в меня верил, что был рядом. И я хочу пожелать ему, чтобы его творческая энергия, его замыслы воплощались. Чтобы в нашей стране были возможности для того, чтобы он снимал кино. Кстати, я снималась в двух его картинах — «Профессор в законе» и «Солнцеворот». В «Профессор...» играла главную роль. Это тоже картина-долгожитель, ее очень любят зрители. И я бесконечно благодарна за эти щедрые, большие подарки. Желаю счастья, желаю крепкого здоровья. Очень люблю!

«ЛИСОВЕЦ ПОВЛИЯЛ НА МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ»

Андрей ИСАЕНКО, актер:

— Очень благодарен Алексею Ивановичу за то, что именно он в свое время активно отстоял меня как актера на прослушивании в театр. Лисовец повлиял на мой творческий путь. Первая моя большая роль была в его спектакле «Опискин. Фома». Именно благодаря этой работе я научился слушать партнеров на сцене.

Интересно, что Алексей Иванович всегда ставит пьесу у себя в голове еще до начала репетиций. Всегда знает заранее, каким должен быть спектакль в финале. У него всегда все расписано, он знает, каким образом актер должен действовать, реагировать, существовать на сцене; подсказывает, относится с пониманием и ведет в нужном направлении. Чем быстрее ты принимаешь его условия игры — тем лучше и продуктивнее твоя работа над ролью. Он как режиссер помогает сделать роль значительно насыщеннее. Кроме того, Алексей Иванович заботится об актерах. Чувствуется, что для него имеет особое значение, чтобы каждый на сцене выглядел профессионально, достойно. Он способен видеть и раскрывать таланты, правильно выставлять планки для актеров — или, как он их называет, «фомки» — это всегда особый процесс. Просто надо довериться.

Сегодня мне посчастливилось поработать с ним уже во многих спектаклях, это очень интересный опыт. Он, как профессионал своего дела, очень требователен — и это хорошая его черта.

Вне театра мы поддерживаем дружеские отношения. С Алексеем Ивановичем интересно общаться на разные темы. Мы часто обсуждаем различные фильмы, премьеры, делимся впечатлениями о мире культуры и жизни в целом.

«НЕВЕРОЯТНО ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЛЯ РЕЖИССЕРА — ЭТО ЧУВСТВО ЮМОРА»

Светлана ОРЛИЧЕНКО, актриса:

— Алексей Иванович Лисовец — режиссер-педагог. За последние 25 сезонов наш общий задел насчитывает десять спектаклей. Возможно, какое-то название и «потерялось», однако даже десяти встреч режиссера и исполнителя достаточно для того, чтобы сложилось впечатление от совместной работы. А они таковы: ответственный — предварительная тщательная работа над выбранным материалом, внимательный — подбор исполнителей, точный — донесение темы спектакля, последовательный — процесс усвоения и закрепления материала.

О юморе Алексея Ивановича хочется сказать отдельно... он умный! Невероятно важная составляющая для режиссера — это чувство юмора. Театр отнимает много психофизических сил — это колоссальная нагрузка, особенно на последних этапах работы над спектаклем, настоящие сверхусилия, и только благодаря юмору — удается все это выдержать и достичь желаемого результата. Считаю, мне действительно повезло встретить режиссера, который, кроме достижения собственных целей, способствует твоему профессиональному росту. Спасибо! Искренние поздравления юбиляру!

«МАКСИМУМ СВОБОДЫ ДЛЯ ПОИСКА ВОПЛОЩЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ, ИМПРОВИЗАЦИИ И СОБСТВЕННЫХ ИДЕЙ»

Дмитрий ОЛЕЙНИК, актер:

— Я имел честь работать с Алексеем Ивановичем над последней его постановкой — спектаклем «Токсины», премьера которого состоялась в конце 2019 года. Работа была достаточно насыщенной и кропотливой и одновременно очень интересной. Алексей Иванович — режиссер, который четко понимает, какую идею он хочет донести тем или иным материалом, имеет конкретный режиссерский замысел и формы его воплощения.

В работе с актером он подробно прорабатывает внутренний мир персонажа, все его задачи и сверхзадачи, при этом оставляя актеру максимум свободы для поиска воплощения персонажа, импровизации и собственных идей в работе над ролью.

«РЕПЕТИЦИИ — ЭТО ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕВЕРОЯТНЫХ, НОВЫХ ОТКРЫТИЙ»

Анастасия КАРПЕНКО, актриса:

— С Алексеем Ивановичем всегда интересно, потому что он человек, имеющий неисчерпаемый источник знаний. Репетиции с ним — это огромное количество невероятных, новых открытий. Каждая из работ для меня дорогая, особенная. Я благодарна режиссеру за веру в меня, за искреннее, дружеское расположение, все, чему научилась на каждом спектакле. А еще — за сверхмощную энергию, юмор и любовь к делу своей жизни — театру!

***

«День» поздравляет Алексея Ивановича с юбилеем и желает, чтобы его спектакли продолжали интересовать и волновать зрителей, чтобы в зале всегда были аншлаги, а еще — счастья и крепкого здоровья, во время карантина — самое важное!

СПРАВКА «Дня»

Алексей Иванович ЛИСОВЕЦ родился 25 марта 1960 в Киеве. Сначала окончил Киевский политехнический институт (1983 г.), а затем Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого (курс профессора Э. Митницкого, 1991 г.).

С 1988 работает в Киевском академическом театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. В 1993 — 1995 гг. являлся главным режиссером этого театра.

В 2005 г. режиссеру было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Украины».

В 2006, 2008, 2012 гг. Алексей Лисовец — лауреат театральной премии «Киевская пектораль» за спектакли «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Не все коту масленица» А.Островского, «Опискин. Фома» Ф.Достоевского — в двух номинациях: «Лучший драматический спектакль» и «Лучшая режиссерская работа» (Киев). В 2017 г. спектакль «Веревка» отмечен экспертным советом ХІХ Международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии» (Херсон) в номинациях: «Лучший спектакль большой сцены», «Лучшая режиссура» (заслуженный деятель искусств Украины Алексей Лисовец), «Лучшая женская роль второго плана» (заслуженная артистка Украины Светлана Орличенко).

Спектакли Алексея Лисовца представляли Украину на международных и всеукраинских театральных фестивалях: «Белая Башня» (Брест), «Славянские театральные встречи» (Брянск, Чернигов), Фестиваль русской классики (Гомель), «Духовная энергия театра» (Витебск), « встречи в России» (Санкт-Петербург), «Мельпомена Таврии» (Херсон), «Вечера Достоевского в Киеве», «ГогольФест» (Киев), «Золотой лев» (Львов), «Крымский Ковчег» (Симферополь), «Чехов . Театр. Ялта» (Ялта). «Добрый театр-2012» (Энергодар), «Феерия Днепра» (Днепр) и др.

Сейчас Алексей Иванович входит в число лучших режиссеров нашей страны. Режиссер-постановщик имеет ярко выраженный индивидуальный стиль, его спектакли представляют собой высокий образец европейского уровня.

Сейчас в афише Театра на левом берегу Днепра представлены такие спектакли:

«Корсиканка», «Не все коту Масленица...», «Дикарь», «Любовь с прицелом!?.. (Торговцы резиной)», «Веревка», «Разлучница» и «Токсины».

Алексей Лисовец занимается также кинорежиссурой, снимает сериалы и фильмы, а еще преподает актерский курс в Национальном университете театра, кино и телевидения им. И.Карпенко-Карого.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ