Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Над Днепром

Круиз по Украине театральной: Черкассы — Кременчуг — Днепродзержинск — Днепропетровск
19 июля, 2005 - 20:22
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «В СУМЕРКАХ». МАРИЯ — ЛЮДМИЛА ВЕРШИНИНА И ЛЕОНОВ — ДМИТРИЙ ГОЛУБЧЕНКО / ФОТО ИЗ АРХИВА ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО ТЕАТРА РУССКОЙ ДРАМЫ им. М. ГОРЬКОГО

Кое-кому очень нравится твердить, что украинский театр в провинции приходит в упадок, что пора закрывать априори плохие областные театры, укрупнять их или что-то с ними еще радикальное делать. Но стоит проехаться по той самой провинции (что сейчас означает «передовая территория»), чтобы убедиться — театр жив, активно действует, и не хуже, чем некоторые знаменитые столичные. Разве только беднее. Зато изобретательнее. А что в каждом доме свои мыши — так и в отдельных киевских встречаются свои белозубые крысы. Однако в каждом без исключения театральном доме по всей Украине-матери можно встретить талантливых актеров, удачные (хотя, бывает, и не очень) спектакли, уникальных режиссеров (хотя их мало для такого большого государства). И главное, чем по большей части отличаются провинциальные театры — творческим рвением, горением, желанием творить. И творят, любят своего зрителя, работают для него, считаются с ним, воспитывают, заинтересовывают, хотя и усердно угождают ему временами, потакают непритязательным вкусам — не без этого…

Поэтому лучше не оплевывать театральную провинцию Украины столичной губой, а проехаться по ее просторам от угольно-шлаковых гор Донбасса до Карпатских вершин. Вдоль Днепра и с востока на запад. О Востоке, о «Золотом ключике» Донбасса, этом трогательном фестивале спектаклей для детей и юношества, наша газета уже писала 1 июня. А теперь поплывем по Днепру, иногда отклоняясь немного вглубь его берегов.

Первый причал — Черкассы и их Театр имени Т. Шевченко под руководством Алима Сытника. Бедный Тарас Григорьевич — на своем имени держит аж восемь украинских театров, хотя именно Черкасщина его родина. (Кстати, об именах — в Украине целых два театра носят имя Леси Украинки, почему-то оба русскоязычные. Но как раз Луцкому подошло бы имя гениальной волынянки Леси Украинки, а Киевскому, скажем, киевлянина Михаила Булгакова. Но это реплика а-парте, в сторону). В последнее время Черкасский театр отличился смелым приглашением на постановки ярких режиссеров со стороны, а его актеры ярко светятся и в мыслительных конструкциях Жолдака, и в поэтических узорах Дзекуна.

Хлюп-хлюп далее. Проходим Кременчуг, где когда-то активно играли труппы наших корифеев, а сейчас профессионального театра нет, и вот уже дымит индустриальный монстр Днепродзержинск (и как бы его переназвать?). Тот самый Русский театр имени Леси Украинки под руководством Сергея Чулкова уютно разместился на площади 200-летия города неподалеку от уникального памятника Прометею, музея Брежнева и мемориальной доски в честь президента Казахстана Н.Назарбаева, который учился здесь в профтехучилище. Очаровательная директрисса театра Маргарита Кудина мужественно проводит здесь каждые два года фестиваль «Классика сегодня». Но сейчас растерянное наше Министерство культуризма (культуры и туризма) не смогло вовремя почесаться, чтобы найти деньги на это важное для рабочего города и всей Украины мероприятие, и фестиваль не состоялся. Поэтому без надежды на поддержку родного края этот русский театр бросился куда? — правильно, в Россию, и получил ее от Центра поддержки русского театра за границей (!) в рамках Программы (!) государственной (!) и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии под патронатом президента (!) Российской Федерации — уф, едва выговорилось... Вот и приехал заграничный режиссер, заслуженный артист России Никита Ширяев и поставил трогательный спектакль «Вдовий пароход», посвященный 60-летию Победы во Второй мировой войне.

И мелькает в голове мысль: а может, так и нужно, чтобы русские театры в Украине содержала Россия, польские — Польша, венгерские — Венгрия, китайские — Китай. А мы бы им создавали атмосферу гостеприимства, приязни и зрительского внимания. А то звучит парадоксально — Национальный (т.е. украинский, нужно так понимать) театр русской драмы. Мысль другая мелькнула — а как же тогда с интернационализмом быть? Мысль третья шуганула: теперь Франции или, скажем, Германии и в голову не придет государственно содержать у себя американские или испанские театры. Но попробуй в Украине снять с государственного обеспечения иностранные, по-сути, театры — такой вой подымется… Тьфу, пусть мошкова кобыла по этому поводу сокрушается, она большую голову имеет, а мне — чтобы было много театров, интересных и разных, пусть иноязычных, ведь были же когда-то в Украине славные польские и еврейские труппы… И еще бы «толковую» государственную Программу развития театрального дела не помешало бы иметь при поддержке Президента и его кумы…

Итак, о Днепродзержинске. Здесь работает очень хорошая труппа, у которой довольно разнообразный репертуар, талантливая молодежь, сами воспитывают ее в собственной студии. А еще в городе есть дополнительный город по другой, левый берег Днепра, — Десятый квартал. И имеет тот квартал малюсенький, но свой театр под руководством Людмилы Костенко. И играют в нем изысканно-интеллектуальный репертуар как профессиональные актеры с берега правого, так и любители-самородки, которые днем еще стояли возле мартена.

Хлюп-хлюп. Вот и Днепропетровск. И ему бы имечко обновить. Здесь театральная жизнь не просто существует — кипит. У Академического театра оперы и балета есть крепкий и высокопрофессиональный режиссер Юрий Чайка (он же председатель Днепропетровского отделения Союза театральных деятелей), показывает оперные спектакли режиссурой значительно выше Национальной оперы с ее приглашенными итальянцами, а по вокалу, во всяком случае, не ниже столичных. Театр часто гастролирует в Италии (!). Здесь идут на эксперименты — вводят драматического актера в оперное действие, ставят балет силами артистов-ветеранов. И если оперу В. Губаренко «Нежность» заслуженный артист Анатолий Дудка своим молчаливым действием украсил и усложнил, то эксперимент с лирико-драматическим (?) балетом «Это танго в июне» на музыку нашей жизни (так в программке) полон противоречий, чрезмерной упрощенности и иллюстративности. Желание ветеранов балета продолжить творческую жизнь на сцене и посвятить спектакль Победе в войне вызывает уважение, но автор идеи, либретто и постановки Олег Николаев, который переехал из Днепропетровска в Москву, явно не затруднял себя поиском оригинальных выразительных средств. Однако многим зрителям этот спктакль дорог как память о собственной молодости, а среди зрителей под ручку с женой и по купленному билету проходит на свое место глава Днепропетровской государственной администрации Юрий Ехануров (без охраны), который, оказывается, еще и разбирается в балете.

Противоречия раздирают в Днепропетровске и Первую украинскую госдраму, сейчас Театр им. Т. Шевченко. В нем парадоксально сосуществуют различные эстетические векторы. Главный режиссер, заслуженный артист Украины Анатолий Канцедайло ставит спектакли психологически сложные, духовно тонкие, основанные на природной украинской ментальности — «Украденное счастье» И. Франко, «Хозяин» и «Чумаки» И. Карпенко-Карого и другие. А рядом существуют спектакли других режиссеров, полные безвкусицы, напряженного преувеличения в игре актеров, дешевых шуток и эффектов. Но диво дивное — артисты театра умудряются звездно работать в абсолютно различных эстетиках. А звезд в театре, особенно среди женщин, немало. Вот хотя бы Лидия Кушкова и Наталия Тафи, которые достойно сошлись в психологическом поединке королев Елизаветы и Марии Стюарт в драматургической версии Дачии Мараини (режиссер С. Чулков).

Русский драматический театр в Днепропетровске, который не отказался от имени Максима Горького (хороший драматург, между прочим), также поражает контрастами. Ну, не умеем мы легко и шутя играть европейскую бульварную комедию, всех этих Куни, Лабишей etc. Поэтому напряжено, хотя и старательно исполненный «Слишком женатый таксист» явно проигрывал горькому, пронзительному, трогательному спектаклю «В сумерках» Алексея Дударева о старых героях Второй мировой войны, которые разминулись с нынешним миром, со своими детьми и внуками, а опоры, на которые они опираются в самих себе, не выдерживают столкновений с реалиями жизни. Спектакль сыгран легендарными артистами этого театра Людмилой Вершининой, Жаном Мельниковым, Дмитрием Голубченко, а также Людмилой Ворониной и молодым Мельниковым, Андреем, блестяще, во всех подробностях человеческого духа, с наполнением глубокими подтекстами, выразительными характерами, ясной трагической мыслью.

А еще плодотворно работает в Днепропетровске областной молодежный театр «Камерная сцена» под руководством заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Мазура. Театр играет спектакли для зрелой молодежи, для маленьких детей и кукольные спектакли. В кукольных «Трех поросятах» (режиссер М. Волошин) был очень смешной и совсем не страшный волк, очаровательные поросята, а детский спектакль «Королевская корова» (режиссер Анатолий Дудка) счастливо избежал штампов наивных принцесс и пастушков-принцев, радовал яркими характерами персонажей и темпераментной добротой и молодой мудростью Коровы.

Теперь знаменитая «Овечка» Н. Птушкиной под названием «Я искала того, кого полюбила душа моя…» поразила стильностью библейского интонирования, актерской самоотдачей и простым, но многофункциональным оформлением из плотных полотен цвета светлого песка (режиссура и сценография В. Мазура). А трио Игорь Титов (Яков), Наталия Коваленко (Рахиль, она же королевская корова) и Оксана Войтюк (Лия) четко пронесли главную мысль: совершенное преступление, украденное счастье непременно вернутся к преступнику ударом вдесятеро сильнее, и его собственное счастье так же будет украдено.

Стабильно работает в Днепропетровске молодежный театр- студия «Верим!», который недавно стал муниципальным. Театр вырос из драматического кружка Дворца пионеров, взлелеянный режиссером-педагогом Владимиром Петренко. У них всегда полный зал, постоянный успех, и за это немного страшно — а как с правом на ошибку, на творческую неудачу? Но они практически не знают срывов. «Кролики и удавы», «Тепленькое место», «Шантеклер», «Руфин и Присцилла», «Рядовые», «Барышня» и много других — это спектакли удивительные, стильные, высокопрофессиональные. А таких разнопланових и выразительных артистов, как Юрий Лисняк и его товарищи, еще поискать.

В центре Днепропетровска, в Доме архитектора с колоссальным успехом работает уникальный театр одного… не просто актера — человека. Потому что Михаил Мельник, на чьем творческом и организаторском энтузиазме, часто просто его физическими усилиями, построен этот театр с красноречивым названием «Крик», — и актер, и режиссер, и автор сценических идей, и творческий центр театральной ячейки, постоянно заполненным молодым по большей части зрителем. Именно молодые сердца Мельник умеет потрясти украинскими текстами, глубинными философскими мыслями, открытым мощным темпераментом на художественном материале Шевченко, Гоголя, Достоевского, Коцюбинского…

Недавно Днепропетровск — город огромный, растрепанный, длинный и широкий — отпраздновал вступление в еще один кукольный театр в достаточно отдаленном жилом районе. «Театр актера и куклы» под руководством смелого режиссера-экспериментатора Михаила Овсянникова и при участии выдающегося художника-кукольника Виктора Никитина теперь радуют малышей и их родителей уникальными представлениями в уютном сказочном помещении.

Нельзя обойти и славный Днепропетровский театрально- художественный колледж, дипломные представления его драматического и кукольного отделений. Педагогические принципы воспитания актера, заложенные здесь талантливым педагогом, прекрасным человеком Нелли Михайловной Пинской, не так давно отошедшей в лучший мир, принесли колледжу заслуженную славу и дали театрам Украины немало талантливых актеров. Студенческие представления в этом году опять порадовали театральный мир — старинный водевиль «Влюбленные и дуэлянты» Э. Лабиша и современная кукольная притча об ишаке «Дорога в Вифлеем» С. Ковалева внушают надежду увидеть хорошо подготовленную актерскую молодежь на профессиональных сценах государства.

А еще Днепропетровское межобластное отделение Союза театральных деятелей (ответственный секретарь Марина Проценко), которому дал пристанище у себя под крышей (в буквальном понимании этого слова) Театр им. М. Горького (директор Леонид Фурсенко, художественный руководитель Жан Мельников), ведет огромную работу, центром которой является ежегодный фестиваль- конкурс на высшую награду Приднепровья — «Сичеславна».

Вот и мы заглянем в те театры центральной Украины, которые своим творчеством, премьерами сезона завоевывают загадочную бронзовую фигуру под покрывалом, развеваемом сечевыми ветрами Славутича. Для этого нам придется пересесть с парохода на авто и двинуться на левый берег в шахтерский Павлоград и на правый — в Кривой Рог. Но перед путешествием нужно немного отдохнуть — хотя бы в гостеприимном Доме артистов Днепропетровского цирка. А дальше поедем в следующем номере газеты «День».

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ