Отправляемся дальше автомобилем по берегам Днепра в гости к театрам Кривого Рога и Павлограда. Собственно, можно было бы и плыть, потому что здешние реки впадают в Днепр, хотя значительно ниже по течению. Так, в центральном парке Кривого Рога светлая, недавно грубо загрязненная Саксагань сливается с рыжим Ингульцем, а при Павлограде текут спокойные и немного вялые Самара (не путать с городком) и Волчья, коварная сейчас.
Криворожский театр драмы и музыкальной комедии имени Т. Шевченко, первоначально задуманный как русскоязычный (только вдумайтесь в эти противоречия), действительно имеет сейчас серьезные проблемы творческо-организационно-финансового порядка. Но это не значит, что театр нужно уничтожить и оставить огромный промышленный мегаполис длиной в 120 километров без творческой ячейки. Просто проблемы нужно решать. И есть с кем: в труппе работают прекрасные актеры, богатые на выдающиеся спектакли («Назар Стодоля», например). Есть хорошее солидное помещение между одной из центральных улиц и роскошным парком над рекой, есть плохо воспитанный, но заинтересованный зритель, умные люди кругом. Помощи театр требует, существовать ему сложнее, чем кому другому, но творческий потенциал у него немалый и даже уникальный.
На другом конце Кривого Рога и также возле парка уже десять лет успешно работает «Академія руху», театр музыкально-пластических искусств под руководством Александра Бельского. Его артисты — дети, подростки, молодежь — воспитаны самим Александром Гнатовичем, его женой Антониной Григорьевной и их коллегами. Выразительной пластикой и скульптурными композициями гибких тел, ритмом полутанцевальных движений, драматическим действием без единого слова, переплетенным с музыкальными текстами классических и современных произведений «Академія руху» создает уникальные представления философской глубины, высокого эмоционального напряжения и изысканной красоты…
Есть в Кривом Роге и свой Кукольный театр — милый и уютный, с прекрасным музеем кукол, с представлениями различными, возможно, не всегда гениальными, но обязательно нужными, потому что добрыми и остроумными.
А вот чего нет в Кривом Роге, так это понимания местной властью специфики и потребностей театров, кстати весьма скромных по сравнению с потребностями «Криворожстали» или рудодобывающего комплекса. Как убедить эту власть в том, что без витаминов духовности, таких хрупких и таких могущественных, значительно труднее будут решаться и проблемы производства, и вопросы жизненного существования людей города.
На левом берегу Днепра, в Павлограде это понимают немного лучше. Здесь проблемами Театра имени Б. Захавы понемногу занимаются и город, и его промышленные мощности. Иногда ощутимо помогают. Театр носит имя сподвижника гениального режиссера Евгения Вахтангова, одного из основателей славного московского театра имени Е. Вахтангова, выдающегося театрального педагога, талантливого актера Бориса Евгеньевича Захавы. Здесь, в провинциальной «глубинке», он родился в семье военного (читайте повести Куприна), здесь прошли его гимназические годы, сюда охотно приезжают современные вахтанговцы из Москвы, звезды русской сцены и экрана. Павлоградский театр возглавляет Анатолий Рева, тихий скромный интеллигент с современными боевыми орденами, воспитанник Щукинского (Вахтанговского) училища, подвижник театрального дела, патриот своего города — тихого, скромного, закрытого, но богатого на шахтерские походы в Киев в поисках справедливости.
Не все актеры театра имеют специальное образование, кое-кто и сейчас работает на шахтах, на военном производстве. Но в этом году именно А. Рева, именно Павлоград получили наивысшую театральную награду Приднепровья — гран-при «Сичеславны-2005». За представление «Компенсация» О. Росича. На небольшой сцене павлоградцам удалось убедительно показать не только низкий забой шахты, в котором современные без зарплаты шахтеры вознамериваются имитировать естественную аварию и погибнуть, чтобы их семьи получили хоть какие-то деньги при их жизни, но и самую жестокую действительность сегодняшнего дня, полную абсурда, алкоголя, демагогии, бездуховности, тотальной глухоты людей друг к другу, к власти, а власти к людям. Здесь даже дети играют в могилки, крестики и погосты. И нужно быть мужественными художниками, чтобы заговорить об этой трагедии народа еще летом прошлого года.
Быстрее, быстрее от тесноты штреков, от страшной духоты человеческого прозябания к свежему дыханию Днепра, к прекрасному шоссе на Крым, к упругой дуге Днепрогэса, к скалисто-кудрявой Хортице — к Запорожью. Чего здесь только нет! Величественный, недавно отремонтированный, блестящий от щедрой позолоты Академический областной музыкально-драматический театр имени В. Магара (наконец, имени талантливого режиссера, а был Николая Щорса. Почему?), здесь есть и Театр молодежи, Кукольный театр, на Хортице Театр «Vie», Театр авторской песни, танцевальный коллектив «Александровский уезд»… Последний, правда, еле дышит. Уникальный Театр авторской песни под руководством Елены Алексеевой местная власть замечать не хочет. Театр молодежи работает на малой сцене, потому что в течение многих лет привести в порядок помещение город не смог — для своей же молодежи, кстати. Театр на Хортице работает с фантастически старой аппаратурой, которая шипит, хрипит, мигает и вырубается в ответственный момент. Кукольный театр имеет огромное, отнюдь не для кукольного театра, помещение, обреченное на полупустое заполнение. Как известно, проблема головной боли радикально и просто решается отрубанием головы — отношение города к своим театрам (кроме областного) похоже на этот рецепт. Хотя проще, кажется, поменять Управление культуры — меньше будет отрубленных голов. Или поменять отношение к театрам и к культуре в целом во всех структурах власти. Что-то на это затылок чешется. Отрубят?
Ближе к искусству. Театр им. В. Магара тяготеет к многофигурным сценическим «полотнам». Они насыщены громкой музыкой, возбуждают хорошо исполненными эротическими танцами, радуют глаз яркостью костюмов, фактурностью красавцев-исполнителей и поражают парадоксами логики, вкуса и здравого рассудка. Зато именно грандиозными средствами здесь героизируют Нестора Махно (мы же любим крайности!) и прохвоста Энея. За троянскими ланцами, если верить версии театра, слонялись их жены (подружки) с чемоданами, еще и успели нарожать этим скитальцам детей. А сцена ада, превращенная в обольстительное эротическое шоу, поднимает на ноги и грубый свист вспотевших подростков в зале. Кому-то смешно? Мне гадко и оскорбительно. Потому что такие представления адресованы животным инстинктам и лицам с двумя извилинами мозга, еще и параллельными. Хочется думать, что таких зрителей у нас не так много, а если есть, то их нужно звать «своїм життям до себе дорівнятись» (Леся Украинка), а не потрафлять дикарским прихотям.
Ой, Днепро, Днепро, широкий и могучий! Хорошо, что в твоих волнах можно омыться, настроиться на что-то большое и чистое. А ведь есть на что — на Театр «Vie» под руководством Виктора Попова на легендарной Хортице. Представления его отличаются удивительной стильностью, изысканной красотой, глубоким, точным психологизмом актеров, музыкальностью и остроумием. В труппе всего несколько актеров, но как выразительно, как по-разному, как точно играют они и Гумилева, и Шизгала, и Рицоса, и украинские народные мужские песни годового цикла. Привяжите кусочек цветной ленточки на «дерево желаний» в фойе театра, среди картин и фотографий очередной выставки, и ваша душа наполнится надеждой.
Молодежный театр Запорожья имеет на удивление талантливую труппу, где практически каждый из актеров стоит и внимания, и славы. Фриган и Гончаров, Виженко и Швец, Голяк и Ерентюк — их должна бы знать вся Украина. И неназванные здесь — диво дивное. Многолетний главный режиссер театра Виталий Денисенко — автор многих интересных представлений, где главная краска его режиссерской палитры — актер. Как в недавний премьере «Пат, или Игра королей» П. Когоута — сценически-шахматном этюде для двух королей и ферзя (королевы) об иллюзиях нашего мира.
А очередной режиссер Молодежного театра Геннадий Фортус привлекает к работе на профессиональной сцене своих студентов из Запорожского университета — поставил с ними вариации на темы «Гамлета», где они довольно зрело сыграли принца датского (Г. Широченко), Офелию (М. Нестулий), Горацио (Ю. Драненко) и их молодых товарищей. Спектакль построен на молодежной эстетике, выразительном бурном движении и современной хореографии (балетмейстер С. Степанов). В театр молодежи приходит молодежь — по обе стороны рампы…
А Днепр течет себе дальше. И вспоминает седой Славутич молодой и светлый театральный фестиваль в атомном городе Энергодаре. А вот уже и величественная стрела исполинского моста на краю славного Херсона. Налево — к Олешкову, родине Николая Кулиша, классика украинской драматургии и театра («97», «Мина Мазайло», «Маклена Граса» и др.), направо — к театру его имени. Здесь свой фестиваль — «Мельпомена Таврии», о чем «День» уже писал в №124. А еще в Херсоне есть кукольный театр, и театральный лицей, актеров готовят и в местном университете, проректоры которого ставят представления, а деканы играют роли на профессиональной сцене — и неплохо играют, кстати.
Через два шага по карте от Днепра и Херсона — Южный Буг и корабельно-алюминиевый Николаев. Здесь новоселье отпраздновал отремонтированный наконец Русский театр, а украинский их с этим почему-то не поздравил. Зато по уровню вокала музыкально-драматические украинцы достойно конкурируют с оперными мастерами…
Хлюп-хлюп… Вот и море. Черное. Такое синее, аж черное, как говорят в Одессе. А по его берегам еще немало театров — и в Одессе, и в Крыму (Севастополь, Симферополь, Керченский фестиваль античного театра), а завернули к Азовскому — здесь тебе и Мариуполь с хорошим театром, хорошим зрителем и хорошо исполненным интересным репертуаром. А там опять на машину — и айда на Донбасс, близко. Театры Макеевки, Донецка, Луганска, Северодонецка… Здесь, на Донбассе, солнышко всходит над Украиной и катится себе на запад, освещая фасады театральных зданий, аккуратно одетых зрителей, которые спешат к ним, рекламе, афише… Мы за солнышком не успеем. Мы за ним отправимся в другой раз.
До встречи!
P.S. А театры закрывать, укрупнять, переформировывать и всякое такое мы не будем торопиться.
Вплоть до фундаментального, профессионального, общенародного открытого обсуждения Государственной программы развития культуры в Украине. За которую еще никто и не брался…