Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Надувной «Оскар»

4 октября, 2006 - 19:19
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «9 РОТА»

Российский кинематографический официоз переполнен победными сообщениями: ленту Федора Бондарчука «9 рота» выдвинули на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».

Как отметил режиссер Владимир Меньшов в интервью радио «Эхо Москвы», так решил оскаровский комитет Российской киноакадемии. Выбирали из 13 картин, среди которых картина «Живой» Александра Велединского, сейчас идущая в украинском прокате, а также «Остров» Павла Лунгина с Петром Мамоновым в главной роли, «Изображая жертву» Кирилла Серебреникова, «Эйфория» Ивана Вырыпаева. «9 рота» была выбрана членами комитета с преимуществом всего в один голос над «Эйфорией».

Как известно, фильм Федора Бондарчука, съемки которого закончились в прошлом году, основан на реальных событиях и воспроизводит несколько дней из жизни той самой 9-й роты, которая вела бои в Афганистане. Значительная часть съемок проходила в Украине в Крыму при содействии Евгения Марчука. Как отметил вышеупомянутый Меньшов, выдвижение фильма на «Оскар» вполне оправданно. Хотя относительно шансов получения награды он был более сдержанным, ограничившись только репликой, что говорить о симпатиях американской киноакадемии — дело сложное и неблагодарное.

А впрочем, рассуждать о законах, по которым в России отдают преимущество тому или иному фильму — дело тоже не слишком определенное. Даже непонятно, сознательно это происходит или нет, но уважаемые кинематографисты из соседнего государства, а следом за ними и многочисленные восторженные журналисты, подменяют понятие, просто вводя в заблуждение широкую общественность. Потому что выдвигает на соискание «Оскара» та самая великая и страшная американская киноакадемия. Ради чего ее члены просматривают сотни картин, присланных им со всего мира, от Северной Европы до Экваториальной Африки, от Гонконга до Гондураса, и потом отбирают лишь несколько достойных лент, которые и составляют список номинантов. Вот именно эти 4—5 фильмов и становятся официальными кандидатами на соискание «Оскара». Это, возможно, повторение элементарных вещей, но каждый год пресса тиражирует одни и те же ошибки.

Поэтому еще раз: послать в американскую киноакадемию можно любой фильм и из любой страны. Однако выдвигать ли этот фильм на «Оскар» — решают только в Америке. И если решение положительное, то это уже означает большую победу. Потому что быть официальным номинантом на «Оскар», попасть в этот вожделенный короткий список является само по себе огромным знаком отличия, который по престижу уступает только самой статуэтке. Поэтому, кстати, любой режиссер или актер всегда с гордостью упоминает в своей биографии не только «Оскары», но и все номинации на них. В прошлом году, например, в России уже был большой шум вокруг выдвижения мелодрамы «Итальянец», но она, опять-таки, в число номинантов не вошла, и сейчас о ней даже не вспоминают.

Попадет ли «9 рота» в заветную «серебряную пятерку»? Хотелось бы пожелать успеха авторам картины, но шансы у них довольно небольшие. Потому что, хоть что бы там ни говорили, фильм Бодарчука — это довольно стандартно и непритязательно снятое военное кино, к тому же явно вторичное относительно «великого голливудского стиля». Там такие фильмы снимают давно, делают это очень мастерски и эффектно. Обратят ли внимание киноакадемики на еще одну — из многих других — кинематографическую «войнушку»?

Посмотрим.

Константин ЛЕВИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ