Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наконец: британское и интересное

7 декабря, 2006 - 19:35
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЦОЦИ»

Одно из наиболее заметных кинособытий осени — это ежегодный фестиваль британской кинематографии, который традиционно проводит Британский совет (в последние годы — совместно с прокатной фирмой «Артхаус-Траффик»). На этот раз в Киеве и других городах Украины показывают семь картин, которые в сумме получили 39 наград и номинаций. А главное отличие — в качестве: можно с уверенностью сказать, что программа этого года наиболее удачная за всю историю фестиваля.

Конечно, нашли своих зрителей комедии «Фестиваль» (дебютная работа Энни Гриффин) и «Желтая пресса» (реж. Мери МакГакиан), рассказывающие о закулисье, в первом случае — Эдинбургского фестиваля, во втором — британской бульварной прессы, а также тинейджерская мелодрама «Стиль жизни», отмеченная несколькими наградами за дебют режиссера Амми Асанте и за удачные актерские работы. Однако наибольшее внимание зрителей и журналистов привлекли четыре картины.

Открыла программу музыкально- биографическая драма «Кайф» (оригинальное название — «Stoned», что означает сильную степень опьянения), снятая Стивеном Вулли в 2005 году. Это, собственно, дебютная работа Вулли, более известного как кинопродюсер. В нашем прокате уже выходил его второй фильм — очаровательный «Завтрак на Плутоне». А «Кайф» рассказывает о жизни и загадочной смерти основателя «Роллинг Стоунз» Брайана Джонса, и, соответственно, о ранних годах великой рок-группы. Джонс был рок-гитаристом от Бога, фешн-иконой и плейбоем, а также — самой интересной личностью из всех «роллингов». Между 1962 г. и 1969 г., на протяжении семи лет, в которые вместились его головокружительный взлет и падение, Брайан стал музыкальной легендой, как за свои артистические способности, так и за бунтарский, саморазрушительный образ жизни, просто-таки пропитанной наркотиками и алкоголем. Умер он при загадочных обстоятельствах, всего через несколько недель после того, как оставил группу. Фильм интересен хотя бы уже фактическим наполнением сюжета — ведь многие подробности той яркой эпохи до сих пор неизвестны. Тем более что Стивен Вулли любит и знает рок-музыку тех лет.

Впрочем, кроме контркультурного колорита и несколько сенсационной версии смерти Джонса, в этом фильме трудно выделить что-то еще. Актеры старательно воспроизводят типажи рок-звезд и их анархического окружения. Режиссура не выходит за рамки самой обыкновенной разговорной бытовой драмы. Можно было бы несколько разнообразить видеоряд за счет сугубо визуальной атмосферы, добавить немного психоделичности и галлюциногенности — ведь то были необычайно визионерские времена — но попытки режиссера в этом направлении выглядят таким себе оживляжем.

Еще один фильм привлекал публику в силу своей скандальности. Дурная репутация может быть удачным рекламных ходом; наверное, именно поэтому «Великий экстаз Роберта Кармайкла» (2005) сопровождался громкими заявлениями наподобие фразы режиссера-дебютанта Томаса Клея: «Если зрителей стошнило от отвращения, значит мы достигли результата». То есть осведомленные люди приходили в зал подогретыми ожиданием чего- то очень грубого, страшного, с надеждой, что им хорошенько пощекочут нервы. Ну, возможно, кто-то из зрителей действительно оказался слабохарактерным — во всяком случае, одна девушка на премьере даже закричала от испуга; по всей вероятности, только единицы из аудитории знали о существовании классического фильма Стенли Кубрика «Заводной апельсин», — но ничего необычного на самом деле не случилось. Да, Томас Клей снял картину, переполненную ненормативной лексикой и подростковым жаргоном; да, у подавляющего большинства героев «Экстаза» нет других дел, кроме как закинуться какой-то дрянью, что-то украсть и изнасиловать первую попавшуюся девицу. Но в общем это абсолютно традиционная, социальная и чрезвычайно моралистическая драма. Попытки режиссера смонтировать подростковую жестокость со «взрослыми» войнами — Второй мировой и иракской — под конец начинают выглядеть навязчивыми и лобовыми. Если же добавить ученическое подражание вышеупомянутому Стенли Кубрику, а также постановщику действительно страшных фильмов, австрийцу Михаэлю Ханеке, то выходит, что ничего нового или слишком шокирующего Клей не создал. Ни с точки зрения дидактики — потому что подобных фильмов- обвинений уже было множество, ни в плане жестокости — потому что тот же Ханеке одним-двумя кадрами, без единой, кстати, капли крови, способен вывернуть зрителя наизнанку.

Но потенциал у режиссера «Великого экстаза» есть; когда закончится этап ученичества с его желанием шокировать и в то же время опасениями сделать что-то действительно свое, Томас Клей может начать снимать действительно хорошие фильмы.

Темы войны также касается Сол Мецштайн в сатирической истории «Парень Икс» (2004, по мотивам романа Джона Гризенера «Никто не думает о Гренландии»). Правда, это холодная война в самом разгаре, в 1979 году. И главному герою, американскому солдату Руди Спрюансу выпало стать ее реальной жертвой: его ошибочно высадили в полной глуши, на военной базе Квангаттарса где-то на севере Гренландии. Летом — москиты, ночь длится несколько месяцев, а из развлечений — фильм ужасов «Вторжение похитителей тел», который все давно знают наизусть. Понятно, что армейский быт — это неисчерпаемый источник абсурда и казарменных анекдотов. Если бы Сол Мецштайн ограничился только абсурдом, было бы хорошо. Но ведь он пытается еще добавить лирики и ввести любовную линию, что несколько портит чистоту жанра. В целом, картина вполне пристойная — умеренно смешная, умеренно издевательская, умеренно слезоточивая. Вполне массовый продукт, лишь из-за нерасторопности прокатчиков не попавший в кинотеатры.

Безусловно, центральной премьерой фестиваля стала криминальная драма «Цоци» (реж. Гевин Худ, 2005) совместного производства Великобритании и Южной Африки, обладатель многочисленных кинопремий, включая «Оскар» за «лучший иностранный фильм» и награды Британской академии кино и телевидения за «лучший неанглоязычный фильм года». Картина, снятая по мотивам одноименной книги известного драматурга Атолла Фугарда, рассказывает о шести днях из жизни юного вожака уличной банды, который искалечил женщину и похитил ее машину, не заметив в панике младенца на заднем сидении. «Цоци» — это в лучшем смысле «оскаровская» работа, прекрасно сбалансированная во всех компонентах. В ней есть и бессмысленная жестокость малолетних преступников, и сюжетное напряжение, которое постоянно удерживает внимание зрителя, и тема искупления, без которой картина превратилась бы в очередной криминальный мейнстрим. Цоци — это, собственно, один из языков Южно-Африканской Республики, а для главного героя это кличка — его настоящего имени никто не знает. Он ведет себя как озлобленный звереныш, пока в полной зависимости от него не оказывается ребенок. Локация съемок — йоганесбургское гетто Соуэто; тамошние восстания против апартеида сделали этот городок знаменитым у советской прессы. Судя по ландшафту, предстающему на экране, с тех времен там мало что не изменилось. Но режиссер не гонится за эффектной натурой, не делает акцент на экзотике. Он воссоздает абсолютно безнадежную среду, где выбор очень небогат — либо нищета, либо бандитский «бизнес» и в конце концов тюрьма или могила. И главное для него — это преображение самого Цоци. Который, из- за невинности младенца, преодолевает собственный надлом, от которого страдает еще с детства. Вот таким, пусть несколько мелодраматическим образом, авторы ленты находят выход из вечной дихотомии преступления и наказания. А от упомянутой мелодраматичности спасают хорошие актерские работы (в первую очередь, Пресли Чвенеяга в главной роли), динамичная — без зависаний и лишних пауз — режиссура, а также интересная звуковая дорожка, скомпонованная из местного хип-хопа, который в Соуэто сформировался в собственное уникальное направление. Конечно, жаль, что этот фильм покажут у нас только в рамках фестиваля — эта история способна взволновать любую аудиторию независимо от расы или страны проживания.

Таким образом, британское кино, которое доходило до нас ранее по большей части в виде не всегда интересных социальных драм, в этом году предстало как действительно разнообразное явление.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ