С триумфальным успехом в столичном Доме архитектора встречали киевляне известную скрипачку Богдану Пивненко, которая вместе с камерным оркестром «Киевская камерата» (художественный руководитель Валерий Матюхин) представила яркие произведения скрипичного репертуара. Однако акция имела еще одну изюминку: вместе с Богданой выступил Валерий Соколов, харьковчанин, который на сегодняшний день занимает ведущие позиции в мире среди молодых концертирующих скрипачей.
— Валерия я знаю давно, мы родом из одного города (Харькова), несколько раз его слушала. И когда от него пришло предложение выступить вместе, охотно согласилась, потому что это тонкий музыкант и на свой возраст (ему еще нет и тридцати) — профессионал наивысшего сорта. Результатом совместного проекта я довольна, — говорит Б. ПИВНЕНКО. — В Украине Валерий выступает меньше, чем на Западе. Его путь к европейской публике был фееричным. В 1999 году на Международном конкурсе им. П. Сарасате благодаря удачному выступлению он получил грант Фонда Спивакова на продолжение образования в Лондонской школе скрипачей Е. Менухина. Впоследствии В.Соколов окончил в Британии Королевский музыкальный колледж и аспирантуру Франкфуртской Высшей школы музыки и театра. Признанием его таланта стала победа в 2005 году в Бухаресте на конкурсе им. Дж. Энеску, где жюри присудило Валерию Гран-при и два специальных приза. С тех пор перед ним открылись европейские сцены.
— По какому принципу готовилась программа вашего совместного концерта?
— В первом отделении мы показали классику, Баха и Моцарта. Второе отделение состояло из украинской музыки (Станкович, Зубицкий) и отечественной премьеры двойного концерта английского композитора Арнольда Малкольма. Кстати, у нас этот музыкант неизвестен, хотя в свое время ВВС News называло его «фигурой, которая стоит в истории британской музыки» после Бриттена и Воан-Уильямса.
— Богдана, этот вечер произвел неизгладимое впечатление силой эмоционального влияния. В то время, когда в стране идет война, такого уровня акции придают больше внутренних сил обществу, потому они крайне необходимы. Мы услышали редко исполняемый Концерт для скрипки с оркестром Владимира Зубицкого, по высказыванию музыковеда Анны Луниной, «зажигательный, стихийный, феноменально виртуозный». В нем фольклорные мотивы гуцульского края автор остроумно переплетает с импровизационностью джазового происхождения. На мой взгляд, его жизнеутверждающая энергетика органично воспроизводит дух не только локального региона, но и общеукраинскую способность к возрождению, поиску новых путей и перспектив.
— Действительно, хотя произведение художественно яркое, однако очень сложное для освоения именно оркестровой партии (в плане метро-ритмических особенностей и острого переменчивого нюансирования). Вероятно, чтобы его выучить, оркестр должен посвятить месяц своего репетиционного процесса, а такое обстоятельство является роскошью. В этом кроется причина нечастого появления на эстраде произведения Зубицкого.
— «Украинская поэма» Евгения Станковича в интерпретации Валерия Соколова воспринималась как глубокое размышление об извечных надеждах украинцев на счастливую судьбу, а в контексте обстоятельств нынешнего времени, еще и как символ бессмертия человеческой души в ее порывах к чистоте, истинности.
— Собственно, это произведение первым из всей программы Валерий пожелал показать слушателям. По сути, оно стало кульминационным в драматургии вечера, демонстрируя консолидирующий магнетизм, присущий многим музыкальным страницам Станковича.
— Ваших поклонников интересует, как продвигается начатый Вами аудиопроект «Антология современной украинской музыки»?
— Уже записала третий диск, где звучат композиции Юрия Ланюка, Мирослава Скорика, Юлия Мейтуса, Рейнгольда Глиера. Это, так сказать, рождественского характера музыка, легкая для восприятия простых слушателей, она не даст заскучать, например, когда ваша машина попадет в «пробку»...
— Сегодня в Украине не простые времена, и искусство дает утешение людям.
— Главное мое желание, чтобы закончилась война на Востоке. Культура двигает общество, нам нужно духовно развивать молодежь, создавать новых героев нашего времени. И музыка в этом имеет большие преимущества.
В частности, деятельность Б. Пивненко, как председателя жюри Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского исполнительского искусства «Аккорды Хортицы», а также как соучредителя общественной организации «Ответственное будущее», является конкретным вкладом в дело поддержки талантливых детей-музыкантов, а это — уже близкое будущее...