Выставка «Сценография. Сезон 2008», организованная Театральным центром Киево-Могилянской академии (автор проекта — Андрей Приходько, кураторы выставки — Андрей Александрович-Дочевский, Людмила Нагорная, Виктор Барыба) познакомила с работами киевских театральных художников.
В галерее искусств им. Е. Замостян были выставлены работы более 30 сценографов, и внимательный зритель смог составить определенную картину театрального пространства нашей столицы. Здесь можно увидеть костюмы, фрагменты декораций, отдельные элементы сценического оформления, макеты, фотографии, фотоколлажи, эскизы сценографических решений, часто выглядящие как живописные и графические полотна.
В начале экспозиции расположились работы молодых художников, и работы молодых завершают осмотр выставки. Вот такой круг образно свидетельствует и о преемственности, и о вечном движении по круговой спирали развития и усовершенствования.
В эскизах молодой художницы Наталии Шило (Киевский университет им. Карпенко-Карого) к «Стульям» Ионеско — реминисценции с известными окнами РОСТа, что-то агитационное, воинствующее. Персонажи напоминают коллажные картины, они сами и их костюмы созданы из газетных полос. Информация — как неотъемлемая часть жизни человека, с газетных полос она проникает в его суть, заменяет естество, становится им самим, где уж тут место разговорам о душе?
В сценографии Филиппа Нирода к спектаклю «Предназначено на слом» Т. Уильямса — характерный для театральных художников образный дуализм: черное и белое. В этой гамме двузначности бытия одно проникает в другое, особенно объемной и отчетливой выглядит черная фигура человека на белом фоне.
Молодой, но уже достаточно опытный художник из династии Александровичей-Дочевских—Федор Александрович — представлен на выставке макетом и эскизами костюмов к «Гамлету» и фрагментом декораций к спектаклю «Два клена», осуществленном на сцене киевского ТЮЗа. Пространство шекспировского «Гамлета» у Ф. Александровича, как и полагается интерьеру средневекового замка, величественное, мрачное, пол разделен на равные квадраты мраморных плит и напоминает шахматную доску. В глубине сцены большим фрагментом — черная стрелка огромного метронома, образ отсчета неумолимого времени, а по центру на авансцене — как предупреждение — череп «бедного Йорика». В решении костюмов к Гамлету художник использует принцип нарочитой эскизности. Образы персонажей лишены тщательной прорисовки, здесь лишь настроение, цвет, колорит, вихрь театральных эмоций.
Посетителям выставки так и хочется присесть в «ступу» Бабы-Яги из «Двух кленов», чтобы очутиться в сказке. Это театральное чудо фантастического дизайна напоминает то ли кресло межгалактического путешественника, то ли машину времени. Александрович дал волю своему мальчишескому воображению, напичкал агрегат злой силы ироничными современными атрибутами. Здесь и ржавый кран, и датчик давления со сломанной стрелкой, провода, пружинки, лампочки, смешно приспособленное зеркало заднего вида и огромное увеличительное стекло, установленное на спинке кресла как раз над головой сидящего, так что Баба-Яга сможет в деталях рассмотреть того, кто окажется в кресле...
Есть на выставке декорации не только к спектаклям. Так, например, Даниил Таранин представил оформление сцены к песне Русланы «Дикая энергия». Стиль техно, по мнению художника, более всего подходит к мелодии песни. Материал декораций — стекло, металл расположены на сцене в хаотично-продуманном рисунке, они напоминают конфигурацию гор, эмоционально связанных с образом певицы Русланы. По стальному холодному металлу подсветкой снизу пробегают красные блики огня, как едва сдерживаемая энергия.
Театр им. Леси Украинки представил свои последние премьеры — «Марат/Сад» (худ. Валентина Плавун) и «На закате солнца» (худ. Елена Корчина) в виде фотомонтажей спектаклей. В коллажной структуре можно увидеть всех актеров-участников и даже почувствовать ритм действия постановок. Настоящий и нарисованный театр существуют здесь в одном пространстве. В таком же духе современных технологий в фотоискусстве созданы фотокомпозиции к спектаклям Центра им. Леся Курбаса — «День ЕлеоНоры Ночь», «Авва и смерть», «Хозарский словарь», ощутимо передающие особую атмосферу каждой сценической работы.
Сценография Алексея Гавриша к «Конотопской ведьме» Молодого театра построена по принципу вертепа. Пространство здесь условно поделено на три уровня: небо, земля и ад. Словно букетами, вся декорация украшена метлами.
Макет сценографии спектакля «Божья слеза» Театра им. И. Франко художника Владимира Карашевского характерен выразительной образностью, как и другие работы этого мастера. Образ спектакля, повествующего о трагических событиях 1932—1933 годов в Украине, решен каскадом стилизованных соломенных крыш сельских хат. Сквозь дыры в крышах можно увидеть звезды, вечно сияющие в темном небе. И только к ним человек может обратить крик отчаяния...
Наивна сценография Марии Погребняк в спектакле «Вертеп» Театра на Подоле. В композиции из элементов декораций, представленной на выставке, — интересно задуманный занавес с фрагментами инсталляций на его ткани, бумажными цветами украшено изображение Божьей Материи, похожей на добрую селянку. А на трон царя Ирода оперлась коса Смерти, к лезвию которой привязаны детские деревянные игрушки, — философский образ противостояния жизни и смерти.
Оперу «Запорожец за Дунаем» художник Михаил Гурин решил поставить... в плетеной корзинке. Перевернув ее и удалив дно, в макете он получил идеальную сценическую коробку для этой истории. Узнаваемый украинский колорит: Карась — со штофом горилки, сварливая Одарка — с качалкой, внутри — ленточка тына с глечиками и рушниками, в воздухе «парят» картинки действа, что происходит «там, за тихим за Дунаем»...
На плакате выставки «Сценография. Сезон 2008», выполненном Борисом Фирцаком, театральный занавес. Метафора многообещающего чуда, являющегося каждый раз перед зрителем после его поднятия.