Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Наша страна близится к глобальному ренессансу»

В Национальной филармонии с успехом прошел сольный концерт молодого киевского пианиста Антония Барышевского
30 октября, 2014 - 10:30
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Все, что играл музыкант, было глубоко продумано, прочувствовано и выверено. Пианист показал широкую нестандартную программу, охватившую музыку от барокко до середины ХХ века, играл не только классику и романтику — Скарлатти, Шумана, но и авангард, столь редкий в стенах Колонного зала им. Н. Лысенко: Оливье Мессиана, Дьёрдя Лигети.

Особый интерес слушателей вызвали семь сонат для клавесина Доменико Скарлатти (1685—1757 гг.). Исполнитель «осовременил» старинного автора, миниатюрные сонаты трактовал романтично, ярко и с эмоциональным накалом. Первой кульминацией вечера явилась заключительная ми-мажорная соната — бравурная, радостная, виртуозно сыгранная. Завершилось первое отделение тремя пьесами из наиболее известного фортепианного цикла Оливье Мессиана «20 взглядов на младенца Иисуса» (1944 г.): «Первое причастие Девы», «Взгляд небес», «Рождество». Сыграл их А. Барышевский с безукоризненным вкусом, проникновенно и с вдохновением.

После антракта прозвучала Musica Ricercata венгерского композитора Дьёрдя Лигети, известного широкой публике благодаря саундтреку к фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Своеобразный цикл миниатюр создан маэстро в 1951—1953 гг. фактически в серийной технике.

В заключение пианист блестяще интерпретировал Вторую соль-минорную сонату Р. Шумана. А на бис изящно «протанцевал» прелестную до-мажорную Мазурку Ф. Шопена. Концерт показал: украинская фортепианная школа находится в расцвете, молодой солист имеет огромный потенциал и стоит на пути самосовершенствования.

Есть вокалисты, у которых потрясающий звук, и публика приходит наслаждаться их голосом, прощая несовершенство сценической игры. Есть пианисты, владеющие божественным туше. Что для вас важнее — красота, качество звука, самовыражение или выстраивание «архитектуры» исполняемой музыки?

— Лучше, чтобы был хороший инструмент. Но у нас с этим большие проблемы. Сегодня я играл на Yamaha. И нужно иметь школу. Наша фортепианная школа, наставником которой был Нейгауз, предполагает высокое качество звука. Звук для исполнителя очень важен. Раньше я очень много над этим работал. Первоочередная задача исполнителя — показать интересный репертуар. Но было бы лукавством сказать, что на сцене ты не самовыражаешься. И в этом нет ничего плохого, когда эти стороны находятся в балансе. Но если исполнитель в музыке прежде всего выражает себя, то получается карикатура. Идеален паритет между замыслом композитора и внутренним миром, самовыражением исполнителя.

Чем вы руководствуетесь при выборе репертуара?

— Стремлюсь понять, насколько произведение «цепляет» меня, насколько хочется в нем «жить». В этом плане меня очень заинтересовал прозвучавший сегодня Дьёрдь Лигети. Это минималистическое произведение очень интересной цикличной формы: 11 пьес с «уплотнением» лада и увеличением использованных нот в каждой пьесе — от двух до двенадцати звуков в последнем Andantе, где, по сути, использована серийная техника.

Какие из конкурсов, в которых принимали участие, для вас наиболее значимы?

— Конкурсы — процесс изматывающий. Важным считаю Конкурс Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, на котором получил золотую медаль. А еще конкурс в Испании, в Хаене. Знаковым для меня был Конкурс им. В. Горовица 2005 г. (с него фактически начался творческий взлет молодого пианиста. — О. К.).

— Осталось меньше года до начала очередного Конкурса им. П. Чайковского (Москва). На ваш взгляд, нужно ли в нем принимать участие украинским пианистам?

— В последнем конкурсе приз получил Александр Романовский (бывший харьковчанин, с детства живет в Италии, учился и в Лондоне, еще до конкурса не раз играл вместе с Гергиевым и Спиваковым. — О.К.). Каждый музыкант должен сам решать: принимать участие в конкурсе или нет.

Несколько дней назад директор Конкурса им. В. Горовица Юрий Зильберман сообщил, что его детище вообще может покинуть пределы Украины! Ныне есть предложение провести конкурс в Грузии, Италии или Германии, поскольку многие участники опасаются нестабильной обстановки в Украине и отказываются приезжать в Киев...

— Многие иностранцы действительно боятся ехать в нашу страну. Можно понять родителей и самих участников Конкурса им. В. Горовица — это же дети. Кто станет рисковать молодыми жизнями? Хочется, чтобы политическая ситуация в Украине скорее нормализовалась... Обидно, что рассматриваются варианты переезда Конкурса им. В. Горовица в другую страну. Кстати, харьковский Конкурс Владимира Крайнева уже переехал в Москву — его «вывезла» Татьяна Тарасова, вдова Крайнева. Это неприятно. Для Харькова этот конкурс был знаковым, открыл много талантливых музыкантов. В Москве такое мероприятие затеряется, поскольку там существует много подобных творческих проектов...

Как вы смотрите на то, что многие пианисты делают участие в конкурсах формой заработка? Вот москвич Алексей Чернов, которого прокатили у нас на Конкурсе им. В. Горовица, играет на очень многих конкурсах. Он хороший пианист, у него трое детей, которых надо кормить...

— Да, Чернов, действительно, сильный пианист. Есть Александр Яковлев и другие, для которых конкурсы стали источником заработка... С одной стороны, с материальной точки зрения такой вид заработка ничем не хуже других. Но с точки зрения музыки — это к ней имеет очень опосредованное отношение. Это, по сути, бизнес! Музыкант ничего нового не говорит своей игрой, а выезжает за счет обкатанных программ. Ведь конкурс не предполагает, что человек выйдет и сыграет во втором туре «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана. Такие конкурсанты одинаково играют одно и то же, происходит стандартизация. В одном интервью Алексея Любимова он с горечью заметил, что «сейчас развиваются не школы, а конкурсные антишколы».

Поделитесь опытом: что труднее сыграть — концерт на полтора часа или выступать на конкурсе?

— На конкурсе труднее. Правда, в родном городе помогают и свои стены, но дома чувствуется больше ответственности перед публикой, так как она более требовательна.

Вы принимаете участие в концертах для участников АТО?

— Да. Недавно мы с Верой Симич (жена Антония, скрипачка. — О. К.) играли на Гоголь-фесте благотворительный концерт в пользу АТО. Программа называлась «Музыка просветленных авторов ХХ века», в которой прозвучали произведения Мессиана, Пярта, Ретинского и Скрябина.

СПРАВКА «Дня»

Антоний Барышевский родился в 1988 г.в Киеве. Игрой на фортепиано начал заниматься с 7 лет. Обучался в ДМШ № 14 у Р.Донской. В 2007 году, после окончания КССМШ им.Лысенко, поступил в НМАУ им.П.Чайковского, в класс В.Козлова, где в настоящее время стажируется в ассисентуре. Также обучается в Высшей школе музыки в Париже. Кроме того, посетил мастер-классы Альфреда Бренделя, Даниила Поллака и Лили Дорфман. С 2012 года является солистом Национальной филармонии Украины.

Антоний Барышевский — лауреат более 20 международных конкурсов, а также нескольких всеукраинских конкурсов и фестивалей, в том числе:

— в 2014, 1 место, золотая медаль и специальный приз за исполнение пьесы израильского композитора на ХIV Международном Конкурсе пианистов мастеров в Тель-Авиве (Израиль);

— в 2014, 1 премия на VII Международном конкурсе пианистов «Интерлакен Классикс» в Берне (Швейцария);

— в 2013, 1 премия на международном конкурсе пианистов в Париже (Франция) и др.

Ольга КИЗЛОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ