В Киеве прошла масштабная международная конференция «Лесь Курбас и мировой театральный контекст». Эта акция, организованная Национальным центром театрального искусства имени Леся Курбаса, — лишь один из этапов реализации художественно-образовательного проекта, посвященного 125-летию со дня рождения великого украинского режиссера.
Если для иных сфер науки конференции любых форматов дело давным-давно налаженное, то для украинского театроведения международная конференция подобного уровня — событие незаурядное. По приглашению Центра театрального искусства в Киев съехались ученые из Беларуси, России, Грузии, Польши, Франции, Италии, Америки Канады и рассуждали на темы так или иначе касающиеся режиссерской деятельности Леся Курбаса и шире — украинского авангарда. Ныне интерес к творчеству украинского режиссера высок, а главное — абсолютно оправдан исключительностью его дарования, мировоззрения и философии.
Так сложилось, что в мире ту или иную национальную театральную культуру идентифицируют по нескольким ярким ее режиссерам-символам: Россию — по Станиславскому и Мейерхольду, Польшу — по Остерве и Гротовскому, Германию — по Рейнхардту, Англию — по Крегу, Францию — по Антуану и так далее. Украинский театр, к сожалению, до сих пор остается без узнаваемого «лица». Собственно, одной из стратегических задач конференции и была, скажем примитивно, пропаганда идей и театральных достижений Леся Курбаса, человека мира по способу мышления и по желанию строить новый украинский театр, ориентируясь (но не подражая) на актуальные европейские, философские, научные, художественные тенденции. Второй же, не менее важной, целью конференции была декларация собственного интереса к личности Курбаса и тем преобразованиям в национальном театре, которые он начал в конце 1910-х годов и которые попытались стереть, уничтожить, изъять из документов и из памяти людей в середине 1930-х. Замечу, что наш интерес, пожалуй, и является ключевым, обязательным стимулом для зарубежных исследователей — сложно убедить кого-то в чем-то, если сам по-настоящему в это не веришь.
Сегодня украинскому театру не хватает веры в собственные силы, централизующей идеи, которую можно было бы поднять на знамена, без опаски быть осмеянными. Замечу, что театральное «учение» Леся Курбаса — более чем удачный вариант такого общенационального театрального «знаменателя». Впрочем, дело это, разумеется, не одной конференции — для кого-то стало делом жизни и чести...
Как, например, для американского режиссера и театрального исследователя Вирляны Ткач, которая приезжает в Украину и создает здесь свои спектакли-проекты, пытаясь не только теоретически, но и практически осмыслить эстетику и методологию режиссуры Леся Курбаса. Спектакль «Сон», сотканный из стихов поэта Олега Лишеги, предлагает совершить завораживающее путешествие в «потусторонний» мир грез и фантазий. Он и был показан участникам конференции.
Кроме этого, сотрудники Центра Курбаса совместно с коллегами из Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины подготовили оригинальный проект — виртуальную экскурсию по киевским адресам Курбаса, точнее по всем местам так или иначе с ним связанными. Тут и дома, где жил режиссер и его актеры, театры, на сценах которых игрались его спектакли (ныне это Оперетта, Опера, Театр им. Франко, Театр им. Леси Украинки, Молодой театр), редакции журналов, куда заглядывал режиссер, и даже его любимая кондитерская. Проект, как уверяли его создатели, пока лишь в стадии разработки, причем речь не только о технических деталях и ретуши, но и о мечтах про аналогичные экскурсии по Харькову, Львове, Одессе, Вене, Берлину, Праге и прочим городам, где довелось жить, учиться, работать Курбасу.
Словом, ни энергии, ни замыслов у театроведов не занимать, как говориться, были бы деньги (кстати, международная конференция и виртуальная экскурсия воплотились в жизнь при поддержке программы «Идея. Импульс. Инновация» фонда «Развитие Украины»). Правда, по-прежнему было и остается множество вещей, пребывающих вне компетенции всемогущих финансов. Настоящий театр, каким его видел Курбас, точно из их числа!
КОММЕНТАРИИ
Эрика ФАЧЧИОЛИ, Академия искусств, Болонья, Италия:
— Определить Леся Курбаса всего лишь как одного из основоположников театра ХХ века недостаточно: этот режиссер, теоретик, педагог, гуманист и полиглот был одним из тех, кто особенно четко осознавал политическое значение любого эстетического действия. В его театральной поэтике есть непреложный факт, наложивший отпечаток на его творческие эксперименты: глубокое осознание того, что он творил в конкретный исторический момент, который был, по сути, экстремальной попыткой национального возрождения.
Анна СТЕПАНОВА, Российский университет театрального искусства (ГИТИС), Москва, Россия:
— Значение грандиозной фигуры Леся Курбаса как в истории мирового, так и украинского театра совершенно определилось к настоящему моменту, и вряд ли тут возможны особые разночтения. Но оказалось, что в теоретическом наследии Курбаса, как показало время, содержатся идеи и прогнозы, именно сегодня реализующиеся и во многом определяющие специфику современного, в частности — российского театрального процесса.
Анна КОЖЕНЬОВСКА-БИГУН, Варшавский университет, Варшава, Польша:
— Когда в Украине уже активно велись исследования и дискуссии вокруг выдающегося режиссера и театрального реформатора Леся Курбаса, в Польше долгое время о нем практически ничего не знали... Когда говорим про Курбаса в контексте польского опыта, нам сложно избежать искушения сравнить его творчество и способ мышления о модерном театре с художественными поисками польских режиссеров-реформаторов того времени. Курбас и польские режиссеры оказались на общей для целой Европы волне Большой реформы театра и каждый по-своему отдались ее «стихийному» движению, которое очень часто разворачивалось в разных, иногда диаметрально противоположных, направлениях. ...И в Украине Курбас один осилил сделать то, что в Польше сумели осуществить лишь несколько незаурядных личностей.