Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наталка, Запорожец и Тарас Бульба — последние из могикан

Будет ли звучать украинская опера на национальной сцене?
24 марта, 2004 - 00:00


Старые постановки ветшают, их снимают с афиши. Новых спектаклей театры ставят единицы. Произведения современных авторов вообще в пору заносить в «Красную книгу» — настолько они редкие «экспонаты». Многие из написанных композиторами сочинений годами ждут своего часа, чтобы быть воплощенными на сцене или попросту пылятся на полках в домашних архивах их авторов. О нынешней ситуации в оперных театрах, почему так редки украинские постановки на подмостках и как выходить из создавшегося кризиса, — наша беседа с заведующим литературной частью Национальной оперы, публицистом, автором либретто к балетам «Русалочка», «Демон», «Фантастическая симфония» и к новой опере «Боярыня» Василием Туркевичем.

— Во всех шести украинских оперных театрах нашей страны сложилась критическая ситуация в вопросе постановок национального репертуара, — с болью говорит Василий Дмитриевич. — В афишах фактически всех театров есть не более трех-четырех украинских названий, а в некоторых коллективах их вообще нет. Сегодня, как правило, национальный репертуар ограничивается: «Наталкой Полтавкой», «Запорожцем за Дунаем» и «Тарасом Бульбой». К этому коротенькому списку можно еще добавить «Наймычку», а дальше начинается «неизвестная земля». Эта беда произошла не в одночасье, а как это ни прискорбно звучит, ситуация складывалась на протяжении последних 10 лет. Если раньше каждый оперный театр (в обязательном порядке) за сезон ставил один спектакль современного автора, то сегодня есть коллективы, которые и за десять лет не поставили НИ ОДНОГО спектакля украинского автора. Мы забыли о такой практике, как работа театра с современными композиторами. Например, в киевской Опере раскрылся талант Виталия Губаренко, написавшего для нашего коллектива пять опер, и все они были поставлены на столичной сцене. Благодаря нашим постановкам прославился композитор Георгий Майборода. Его «Милана», «Тарас Шевченко», «Ярослав Мудрый» и «Арсенал» шли у нас в театре. Ныне в репертуаре Нацоперы вы сможете увидеть лишь одно имя современного автора — Евгения Станковича, создавшего балеты «Викинги» и «Ночь перед Рождеством». Евгения Федоровича можно назвать единственным композитором, которого ставят в украинских театрах. Но это происходит вовсе не от великой любви руководителей дирекции оперных коллективов, а благодаря личной активности самого Станковича, умеющего отстаивать собственные интересы. Можно порадоваться, что композитор имеет организаторский дар. Так, недавно Хор им. Г. Веревки подготовил концертный вариант его фолк-оперы «Цвет папоротника». А кто еще сможет похвастаться подобным успехом?

— Но, Василий Дмитриевич, вы забыли назвать еще одно имя современного украинского классика — Мирослава Скорика. Три года назад во Львовской опере состоялась премьера его «Моисея».

— Эта опера появилась в афише театра не по инициативе львовян, Союза композиторов или Министерства культуры Украины, а благодаря специальному заказу Ватикана. Мечты Скорика могли остаться мечтами, если бы его работу не оплатили из казначейства Католической церкви. Премьеру подгадали под период официального визита Папы Римского Иоанна Павла II в Украину. Львовяне могут только благодарить Ватикан за столь щедрый подарок и что в театре появилась опера современного автора. Но в этом нет никакой заслуги Минкульта. У меня, например, позиция нашего министерства вызывает удивление, обеспокоенность и даже страх: что останется из оперного и балетного искусства после нынешнего руководства культурой? За последнее время можно припомнить лишь постановку в Харькове оперы Колодуба «Поэт». Прекрасный спектакль. Он пользуется успехом у публики и его хорошо приняли критики. Очень жаль, что наш театр отказался от этого произведения.

— А почему не захотели ставить «Поэта» в Национальной опере?

— Наш худсовет театра коллегиально вынес решение, что эта опера не отвечает уровню наших требований к репертуару Нацоперы...

— В настоящее время для вашего театра пишет музыку к балету Юрий Шевченко. Что это за работа?

— Это будет детский балет- сказка на итальянский сюжет «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди и толстовского «Золотого ключика». Поэтому сочинение будет иметь мало общего с менталитетом Украины. Как собственно и балет Станковича «Викинги», в котором лишь штрихом проходит линия истории любви дочери киевского князя Ярослава Мудрого Елизаветы к викингу Гаральду Суровому, норвежскому королю. Украинского в балете очень мало. Кстати, «Викингов» спонсировали посольства Швеции, Норвегии и Дании.


Мне самому любопытно узнать — где украинские современные произведения? Почему они не ставятся в оперных театрах страны? Что по этому поводу думает Минкульт? Вопросы, вопросы, а где ответы? Я считаю, что пока наше Министерство культуры не начнет вести целенаправленную и четкую политику по возрождению оперного искусства (я имею ввиду не только классики, но и произведений современных композиторов), то национальный репертуар не появится на украинской сцене. Например, Александр Костин написал прекрасную оперу «Роксолана» и лет десять никак не может добиться, чтобы его сочинение обрело сценическую жизнь. Таких примеров можно привести много.

— Василий Дмитриевич, как вы считаете, почему оперные театры не хотят ставить современных авторов?

— Причина проста. Сегодня все оперные театры работают не на украинское искусство, а на свои некие космополитические интересы, удовлетворяя лишь запросы иностранной публики. Все планы выстраиваются под зарубежные графики гастролей и на то, что заказывают импресарио, т. е. те спектакли, которые могут заинтересовать иностранцев. А интересы наших зрителей отодвигаются на второй план или вообще не учитываются. Как бы ни было при советской власти — поверьте, я не апологет тех времен, — но тогда, кроме так называемых «датских» спектаклей (к определенным датам, юбилеям) в наших театрах появлялись произведения современных композиторов. Достаточно вспомнить оперы, получившие широкий резонанс у нас в стране, губаренковские «Нежность» и «Вий». Это были действительно произведения высокой культуры, замечательные образцы украинского искусства. Выбор для постановок огромный. Я насчитал более 100 национальных опер, которые можно хоть завтра включить в репертуар театра. Некоторые, из них требуют редактирования, т. к. в первозданно написанном виде их сегодня нельзя поставить. Например, в Донецкой опере собираются ставить «Богдана Хмельницкого» Данькевича. Уже сделана новая литературная редакция этого произведения. Кроме двух-трех опер Георгия Майбороды, которые с позиция сегодняшнего дня довольно конъектурны, в наследии композитора есть такие прекрасные сочинения, как «Тарас Шевченко» и «Ярослав Мудрый». Они вполне пригодны для постановок. Почему их не ставят? На этот вопрос я не могу дать ответа. Возможно, потому, что такие оперы не вписываются в гастрольные репертуарные планы коллективов.

— Сегодня в оперных театрах огромной проблемой является отсутствие ярких и самобытных режиссеров. К сожалению, нет уже на свете Ирины Александровны Молостовой, которая обладала даром ставить драматические музыкальные постановки. Многие из ее работ до сих пор в репертуаре, и спектакли ничуть с годами не устарели. Кто ныне сможет хорошо поставить произведения современных авторов? Не секрет, что и молодые певцы тоже несильно горят желанием петь украинский репертуар.

— Слова «хотят — не хотят» в театре не должны существовать. В Нацопере есть определенная театральная политика. Коль вокалист не хочет петь в спектакле, то из труппы он уходит в другой коллектив, оговаривая в новом театре свой репертуар. Национальный театр существует за счет денежных отчислений налогоплательщиков, а не желаниями того или иного артиста. Если ты работаешь в труппе, то будь добр — подчиняйся планам театра. Скажет дирекция — петь в спектакле такому-то вокалисту, и он обязан подчиниться. Другой вопрос — подходит ли та или другая опера его голосовым возможностям. Я не понимаю, когда некоторые артисты, работая в труппе Национальной оперы, громогласно заявляют: «Петь по- украински не желаю». И что удивительно, эти пассажи, частью нашего коллектива воспринимаются как геройство, а таких артистов считают людьми с собственной позицией...

С режиссурой в украинских театрах просто беда! Особенно остро данная проблема стоит в оперных театрах. Сегодня нам очень не хватает таких высоких профессионалов каким была Молостова. Поэтому ищем режиссеров повсюду, даже приглашаем в Киев зарубежных постановщиков. Но я считаю, что украинские оперы даже самый талантливый иностранец не сможет хорошо поставить. Он не чувствует наш менталитет, национальный колорит. Поэтому произведения украинских авторов должны ставить свои режиссеры.

— Мы не коснулись такого важного вопроса, как написание современной оперы или балета. Для создания крупного произведения композитору понадобятся месяцы, а то и годы. А где гарантии, что их сочинения будут поставлены в театре? На какие средства композиторам жить?

— Раньше у нас была программа покупки произведений у авторов. На это выделялись конкретные суммы из фондов Минкульта. Объявлялись конкурсы. Каждый театр, согласовав с министерством, мог заказать для себя у композитора произведение. Ныне чиновники от культуры вообще забыли, что так можно делать. Понятно, что в нашей стране еще трудная экономическая ситуация. Для того, чтобы в афише театра появился новый балет или опера, нужно 100 тыс. грн.

— Но ведь само название театра — «Национальная опера Украины» обязывает ставить ваш коллектив украинские произведения. Если посмотреть афишу, то мы увидим...

— Всего три спектакля из украинской классики.

— Которые тоже требуют обновления.

— Безусловно. И «Тараса Бульбу», и «Запорожца за Дунаем», и «Наталку Полтавку» надо обновлять. А тем временем идут разговоры об отсутствии национального репертуара и якобы лишь поэтому украинских авторов не ставят в театре. Неправда! У нас есть хорошие произведения. Я подготовил справочник «100 украинских оперных и балетных либретто», к сожалению, не могу его издать. В него вошли те произведения, которые ставились на нашей сцене. Материал есть! Можно работать и творить, но нужен новый дух режиссерам, дирижерам, чтобы руководство театра заинтересовалось пополнением репертуара украинскими спектаклями.

— А скоро ли увидим мы на сцене оперу «Боярыня» Виталия Кирейко, либретто для которой, написано вами?

— Мне трудно ответить на данный вопрос. Могу лишь сказать, что Виталий Дмитриевич написал замечательную музыку на драматическую поэму Леси Украинки. Уверен, опера украсила бы афишу нашего театра. «Боярыня» — малоизвестное произведение поэтессы. У него непростая судьба. Л. Украинка написала поэму в 1910 г. В период советской власти любые упоминания о «Боярыне» были под запретом. Тогда цензоры усмотрели в сюжете драмы социальный подтекст. Я же считаю, что лучшего сюжета для оперы, которая отвечала бы нынешнему пониманию нашего национального корня и духа в украинской литературе трудно найти. Поверьте, я не лоббирую оперу Кирейко, т. к. приложил руку к либретто. Композитор действительно написал оригинальное и интересное произведение. Я обращаюсь к дирекции всех шести оперных театров нашей страны. Могу подсказать о забытых постановках и о новинках. Нам пора обратить серьезное внимание на украинский репертуар. Этот вопрос касается не только Нацоперы, как флагмана, но и всех оперных театров Украины.

ОТ РЕДАКЦИИ. «День» считает, что Василий Туркевич поднял серьезный, важный и актуальный вопрос о постановках украинской классики и произведений современных авторов. Мы приглашаем своих читателей высказать свое мнение по данной проблеме.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...