Предраг МАТВЕЕВИЧ, писатель, Хорватия: — Восемь
лет тому назад я уехал из Югославии. Для меня было тяжело продолжать жить
в этой стране. Я родился в Мостаре, мой отец, белогвардеец, приехал туда
из Одессы в 1921 году. Для моей семьи сложная ситуация в Югославии сложилась
не впервые — в 1948 году, когда между Югославией и Советским Союзом произошел
конфликт, для семей, которые еще говорили по- русски, существовала опасность.
Очень часто таких людей, считая пятой колонной, выгоняли в Венгрию, откуда
Сталин отправлял их в ГУЛАГ. Там погибли мои дядя и дедушка, моя бабушка
сошла с ума. Я уехал потому, что у меня не было возможности для полной
самореализации. Мой отец — русский украинец, мать — хорватка. Обычно такие
смешанные семьи страдали. Моя жена, дочка офицера белой армии, тоже попала
в такую ситуацию. Вы в Украине мало знаете о детях белых. Нас считали изменниками.
В социалистических странах наши отцы были контрреволюционерами. После того
как я покинул Хорватию, четыре года преподавал сравнительные славянские
литературы в университете Сорбонна в Париже. Потом меня пригласили в Рим,
где сейчас преподаю сравнительные славянские литературы в университете
Сопьенца. Мы уехали из Югославии, любя ее. Это была положительная страна,
очень многие из нас любили друг друга, не были все националистами. К сожалению,
в Сербии вспыхнул такой острый национализм, к власти пришли такой ориентальный
сатрап Милошевич, такой сумасшедший Туджман. К сожалению, Милошевича поддерживают
сербы. Первая жертва Милошевича — это сербский народ, который я люблю,
который очень хорошо после революции принял украинцев, русских... Но поддерживать
Милошевича — сумасшествие. Это криминальный человек. В Сребренице его армия
расстреляла 7 тысяч боснийцев. В хорватских Вуковарах началась война. Бог
знает сколько людей убили. Три с половиной года была осада Сараево. По
городу стреляли, бросали гранаты. Это было ужасно. Все это сделал Милошевич.
Как можно его поддерживать? И еще. О каком православно-христианском союзе
может идти речь? Я, конечно, не против веры. (Мой отец был православным.
За несколько месяцев до этой войны он умер. В его доме осталось 20 писем
Бердяева, который он написал своему юному ученику. Может быть, никогда
их больше не найдем.) Но разве возможно в конце XX века делать такие союзы?
Вера и политика — это различные вещи.
Ион КАРАМИТРУ, министр культуры Румынии, актер: —
Во-первых, мы должны признать, что эту войну повлекло преступление — этнические
чистки в Косово. Во-вторых, велись переговоры для разрешения конфликта.
В-третьих, война началась после провала переговоров в Рамбуйе. Следовательно,
есть три стадии конфликта, три акта трагедии. В первом акте всегда раскрывается
тема, во втором происходит конфликт, столкновение действующих лиц, в третьем
проходит завершение «пьесы», ее эпилог — который может быть счастливым
или трагическим. Конфликт в Косово — это этническая трагическая пьеса.
Мы видим, как уничтожается целая нация. Мы не должны с этим соглашаться.
Люди из соседних с Югославией стран должны сделать все возможное, чтобы
положить конец в первую очередь духу этой войны. Перед конфликтом в Косово
мы видели религиозную войну — православные против мусульман. Это как в
Центральной Европе в XVI веке, когда католики боролись против реформизма.
Фактически там свирепствует ненависть, которую 50 лет тому прекратил Тито.
Тогда федеративная Югославия была страной, жившей в мирных условиях. Впрочем,
не без врагов — сначала это была армия Гитлера, а в конце Второй мировой
войны Югославию пытался покорить Советский Союз. Мы никогда не думали,
что в Югославии, которая была страной настоящей свободы, рыночной экономики
во времена, когда мы были за «железным занавесом», случится такая беда.
Возвращение к средневековью так странно, так убийственно. Для меня лично
это еще одна причина убедиться: в истории человечества ничего не изменилось.
Мы теперь лучше экипированы, чем 100 или 500 лет назад. Мы не ездим верхом
на лошадях, а управляем автомобилями. Мы не стреляем друг в друга, а имеем
ракеты. Но сам человек, к сожалению, остается чем-то вроде животного. Я
надеюсь, что кризис в Югославии будет развязан, а с деятельностью Милошевича
будет покончено. Это — последний националистически-коммунистический лидер.
К сожалению, югославское население точно не знает всего и является инструментом
манипуляций. Но местные жители должны прекратить диктатуру. Иначе Югославия
сама себя убьет.
Яан КАПЛИНСКИЙ, писатель, Эстония: — Я не могу прямо
осудить действия НАТО. Потому что ощущаю: на этой стадии конфликта у него
оставалось очень мало альтернатив. Но, конечно, перед авиаударами могло
быть сделано и должно было быть сделано много других вещей... Ныне главным
является вопрос: что вообще значит «мировая защита» — ведь акция была проведена
именно для защиты людей — косоваров. Сейчас то, через что они проходят,
намного ужаснее случавшегося с ними до того. Следовательно, мы защищаем
людей и эти люди гибнут от рук террористов, уходят из своих домов. Кто
кого защищает? Также я не думаю, что сербские журналисты, простые люди
интеллектуального труда, являются врагами Запада, албанцев. Они должны
делать то, что делают.
Иван ДЗЮБА, академик НАН Украины: — Мои чувства
по поводу событий в Косово — это, в первую очередь, горечь и возмущение
варварскими действиями НАТО. Конфликт в этом крае имеет сложные и глубокие
причины. Их нельзя устранить за один день. Поэтому силовые действия НАТО
и США безрассудны и в перспективе приведут к еще более тяжким последствиям.
Нужно было вмешиваться раньше и искать менее кровавые пути для решения
конфликта. Конкретно — не становиться на сторону косовских экстремистов,
ориентироваться на умеренных косоваров. Фактически же бомбардировки только
поощряют экстремизм. Сейчас Косово контролируют никого не слушающие крайние
силы. Ни о какой автономии речь не идет, требуют только независимости.
В перспективе — создание Великой Албании. Но тогда возникнут очень большие
проблемы и у Сербии, и у других балканских стран, и у государств Североатлантического
блока. Вообще, не углубляясь в причины всего происходящего, могу высказать
свою человеческую реакцию. Как можно ради спасения одного народа уничтожать
другой? Высокоточное разрушение промышленных объектов, дорог, городов при
помощи крылатых ракет, использование графитовых бомб — все это настоящее
компьютерно-ракетное варварство, на мой отсталый взгляд.
Евгений СВЕРСТЮК, поэт, правозащитник: — Я думаю,
Милошевич, как и Саддам Хусейн — мелкие бесы наподобие более масштабных
Сталина и Гитлера. Это — бесы вражды, следовательно, их нужно всеми средствами
изолировать как преступников, выставить перед миром в качестве опасного
прецедента; особенно такая акция полезна для посткоммунистических стран.
Но как это сделать, как не дать им сблокироваться с определенными общественными
силами? Военные акции НАТО — неудачны, плохо рассчитаны. Они создают Североатлантическому
блоку в Европе не ту репутацию, которой он заслуживает. В глазах общественности
НАТО начинает играть неадекватную роль. Впрочем, легко осудить вмешательство.
Однако все происходящее в Косово — это дело международное. Это, повторюсь,
проблема уничтожения опасных бесовских креатур. Просто выбран неудачный
способ, чтобы это сделать. Нужно применять все возможные методы, начиная
от дипломатических. Ведь там задействованы намного более мощные силы, нежели
это может показаться при поверхностном взгляде. По поводу Украины, то здесь
в первую очередь нужно притушить демагогию, не бередить сталинские, большевистские
стереотипы. Это отравляет народ, оживляет темные силы в обществе — силы,
которые абсолютно не понимают, что происходит в мире в конце второго тысячелетия.
Подготовили Наталья ВИКУЛИНА (Страсбург—Кельн—Киев),
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»