Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наука хороших национальных манер

16 сентября, 1999 - 00:00

Впервый день нового учебного года перед спудеями Национального университета «Киево-Могилянская академия» с инаугурационной лекцией выступила почетный профессор этого знаменитого вуза, выдающаяся украинская писательница Лина Васильевна Костенко. Студенческой молодежи, преподавателям и гостям, которые до краев заполнили актовый зал «могилянки», был дан очень нужный нам всем урок хороших национальных манер.

Лекция почетного профессора называлась «Гуманитарная аура нации». И если бы мы жили в нормальном, гуманитарно, то есть на человеке сосредоточенном государстве, эту лекцию сочли бы за честь уже на следующий день напечатать самые главные газеты страны, должны были бы показать ведущие национальные каналы. А то как Президент топают ножкой или, еще хуже, поют (народ убежден, что «под фанеру») «Сердце, тебя не хочется покоя...», приседая от избытка чувств, как хозяйничают на престижных украинских сценах нахальные русские «звезды», смотреть уже приелось. Как же мы опускаемся! Того и жди, что вся Украина пойдет вприсядку под балалайку. И уже начинаем забывать, загипнотизированные выписанными из-за границы на день-полтора знаменитостями, что есть у нас гениальные поэты, музыканты, композиторы, ученые... Небось, читатель, вы горько улыбаетесь: мол, а где же они?

Именно об этом и была инаугурационная лекция Лины Костенко.

Любая нация, утверждает Лина Васильевна, так же, как и любой человек, владеет более или менее мощной гуманитарной аурой, которую создают ее вершинные и текущие достижения в отраслях культуры и науки (гуманитарный гений). Эта гуманитарная аура определяет историческое бессмертие нации. В истории каждого народа есть темные и светлые страницы, димый, но важный ореол над человеческим сообществом. Так, скажем, образ Испании определяют не конкистадоры и инквизиция, а Сервантес с Дон Кихотом, Гарсиа Лорка, Сальвадор Дали, образ Франции — не Варфоломеевская ночь или колониальные войны, а творение Эйфеля, сокровища Лувра, и даже образ Германии формируют не коричневые, на чьем счету трагедии целых наций и народов, а Лореляй, Гете...

Поэтому в первую очередь гуманитарные достижения должны быть доступны собственному и постороннему обозрению. Для большей наглядности Лина Васильевна построила свой рассказ на аналогиях из области оптики, и этот ход оказался на удивление удачным для разговора о гуманитарной политике государств. Из любой, даже недосягаемой для человеческого глаза, среды с помощью системы линз, или зеркал, можно вытянуть всю ройство «ловит» определенное явление, определенную отдельную картину и фокусирует их на главное зеркало, которое и выдает полную развернутую картину. В гуманитарной сфере государства такой оптической системой должна быть разумная система функций его гуманитарной политики, которая бы не оставляла незамеченным ни одного важного культурного явления, отражала их в своей деятельности и фокусировала на главный экран, грамотно комментировала и широко популяризировала. Как рассеянный свет, если его собрать в пучок, становится во сто крат сильнее и даже может вызвать загорание, так и разрозненные гуманитарные флуктуации нации при умелой координации могут вписаться в мировой контекст и создать вокруг нее постоянную гуманитарную корону, сформировать устоявшееся положительное мнение о народе.

И тут пора задуматься. Почему образ Украины в современном мире такой немотивированно мрачный, низколобый, агрессивный? Можно назвать добрый десяток гениев, среди которых философ Сковорода, композиторы Ведель и Березовский, поэты Шевченко и Тычина... Поддерживаем ли мы лампады, зажженные ими? Фокусируем ли бережно в сегодняшний день, отражая, создавая, умножая свет? Фокусируем, но внутрь. Мы как черная дыра, света из себя не выпускающая. «Наше блестящее отсутствие везде», как говорит Лина Васильевна, и дает такие отрицательные результаты. Хорошо, страдали в империи, которая все наши культурные и духовные достижения переводила на собственные орбиты. Но, освободившись, продолжаем такую же, если не более гибельную политику в гуманитарной сфере. Несмотря на то, что она не устранила «дефект главного зеркала», а посему до сих пор «не опровергнут шлейф исторических предубеждений, относящихся к Украине», как указывает Лина Васильевна, эта политика не работает на возвращение образу нации утерянных, украденных черт, а вместо этого потакает активному навязыванию ей комплекса неполноценности. И едва ли не каждый патриотически настроенный оратор, поэт, публицист считает своим долгом призывать матушку подняться с колен. «Нация на коленях — очень несимпатичный силуэт», — резонно замечает Лина Васильевна. «Кто это придумал, что мы стоим на коленях? — продолжает госпожа профессор. — Я принадлежу к совсем другой нации, она несчастна, но заслуживает уважения и любви...»

Фальсификацию сменила злоба, появился синдром национальной психостении, считает Лина Костенко. И сейчас полным ходом идет «моральный демонтаж нации», ее «разоружение». Нормальные люди, когда говорят о своей нации, могут иметь к ней сколько угодно претензий, но они никогда ее не оскорбят, не унизят. Собственно, всякая нация должна любить себя, а не унижать. Что касается нас, то «западные аутсайдеры от науки украинского происхождения вдруг взялись за десакрализацию Шевченко», образ украинца активно поддерживает и Пацюк в витрине киевской «Вареничной». Можно добавить, что на этот образ работают кинематографические бездарности в брылях и с гранчаками сивухи, театральные шуты и тому подобное.

«Есть другой образ нации», — утверждает Лина Костенко. И если бы Украина предстала перед миром не в глиняном образчике, вылепленном колониальным прошлым и собственными прихвостнями, а такой, которой является на самом деле, — над нею крепко держалась бы насыщенная хорошая гуманитарная аура.

Как этого достичь? В первую очередь, считает госпожа профессор, благодаря глубоко продуманной гуманитарной политике государства (не путать с гуманитарной помощью, — саркастически предостерегает Лина Васильевна), которая бы устранила «дефект главного зеркала», жестко, крупно создала бы механизмы воздействия на ситуацию. «Ведь есть же плоды усилий талантливых людей, есть гениальные книжки, блестящие полотна, музыканты, хористы... — а в главном зеркале ничего этого как будто бы и нет». Следовательно, что-то в нем нужно заменить. А может, вообще демонтировать эту старую лживую оптику и смонтировать собственную, которая бы беспристрастно выводила нас на экран общечеловеческих достижений.

По окончании блестящей лекции, после деликатного, мудрого и остроумного общения с молодежью младшие коллеги Лины Васильевны, президент НаУКМА Вячеслав Брюховецкий и ректор Сергей Иванюк торжественно облачили ее в профессорскую мантию. К слову сказать, новоиспеченному профессору эта одежда очень к лицу.

Галина ПАЛАМАРЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ