Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наука против религиозного фанатизма

Украинцы на международной конференции
28 сентября, 2006 - 18:52

Сегодня, когда ожесточенные религиозные конфликты приобретают глобальные масштабы и угрожают самому существованию человечества, стремительно растет роль науки, которая занимается всесторонним изучением мировых религий. Эта область исследований приобретает незаурядное общественноезначение, привлекает внимание политиков и социологов, развивается во многих странах. Об этом свидетельствует, в частности, международная Конференция «История религий Европы и Азии», которая недавно состоялась в Бухаресте и на которой побывал корреспондент газеты «День».

Как очень хорошо всем известно, сегодня жизнь мира уродуют конфликты, которые очень часто имеют яркую религиозную окраску и потому дают некоторым ученым серьезный повод для прогнозирования Конца времен — трагического завершения существования современной цивилизации. Также в Украине есть религии, которые оказывают негативное «апокалиптическое» влияние на политические процессы, отвергают пути гражданского мира, ухудшают — а не смягчают — партийные противостояния, зарабатывая себе тем самым немалые привилегии, а главное — искажая картину обычных человеческих отношений с Церковью. Украина не одинока в этих процессах — в той или иной мере они коснулись многих стран мира. И потому проблемы отношений в системе Церковь — Общество, а также глубинные особенности, присущие тем или иным религиям, все чаще становятся предметом специальных исследований, изучаются во многих странах, требуют общих международных усилий ученых. Достаточно вспомнить Международную ассоциацию истории религий под эгидой ЮНЕСКО (основана в 1950 году), а также Европейскую ассоциацию изучения религий, основанную в 2000 году. Эти организации объединяют вокруг себя многочисленные региональные научные ассоциации, которые занимаются академическими — историческими, социальными и сравнительными (межкультурными) — исследованиями религий, их общественной роли в прошлом и настоящем. Как правило, такие исследования исключают любую предубежденность относительно той или иной религии, конфессии или страны.

РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ

В Украине такими беспристрастными исследованиями занимается Отделение религиеведения (Институт философии им. Сковороды НАНУ), которое является ровесником независимой Украины — оно было основано в 1991 году. Его неизменным руководителем является профессор Анатолий Колодный. Ученые Отделения религиеведения — известные в мире члены упомянутых выше международных ассоциаций — сделали значительный вклад в изучение и объяснение многочисленных новых религиозных феноменов украинской жизни; они участвуют в разработке конституционных законов и юридических норм, касающихся религиозной жизни граждан Украины, а главное — неутомимо поясняют обществу сущность тех или иных новых религиозных течений, которые появляются среди нас.

Немало людей, однако, как светских, так и, особенно, церковников, не перестают доказывать, что Отделение религиеведения нам не нужно, что наука не должна заниматься делами церкви, изучать эти дела и что каждая церковь сама разберется в своих проблемах. И это говорится тогда, когда в мире одно за другим вспыхивают религиозные или, чаще всего, «псевдорелигиозные» (что еще хуже) противостояния, а верующие люди — из-за невежества или суеверия — воюют между собой, убивают друг друга!

Но посмотрим, как обстоят дела с религиеведением в западном мире, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Дания, США и другие. Оказывается, сегодня многие страны очень серьезно занимаются религиеведческими студиями, исследуют старые и новые религии на фоне проблематики современной жизни, собираются на мировые форумы для обсуждения сложных проблем. Стоит — по контрасту — отметить, что в России — несмотря на то, что там есть серьезные специалисты по этим вопросам, такого института, как наше Отделение религиеведения, до сих пор нет. Хотя существует немало нерешенных и сложных проблем, как чисто религиозных, так и на стыке религии и науки. Религиозная панорама России сегодня отнюдь не буколическая. В частности, из-за того, что число мусульман там растет значительно быстрее, чем число православных (за счет высокого прироста населения в мусульманских регионах России) и в недалеком будущем Московскому патриархату будет не так просто «разделять и властвовать».

КОНФЕРЕНЦИЯ В БУХАРЕСТЕ

В последней декаде сентября в столице Румынии Бухаресте состоялась международная конференция «Религиозная история Европы и Азии», которая объединила ученых, проводящих сравнительные исторические и социальные исследования различных религиозных феноменов. В конференции участвовали почти 250 исследователей из 30 стран, в том числе, из Украины. Это были: профессор Людмила Филипович (Институт философии НАНУ), Сергей Капранов (преподаватель японского языка в Национальном университете «Киево-Могилянская академия» и в Международном Соломоновом университете), Ярослав Позняк (преподаватель философии и теологии в Черновецком национальном университете) и Андрей Накорчевский (ассоциированный профессор университета Кеио в Токио).

В общем, в Бухарест собралось почтенное, интересное, многоязычное и эрудированное общество. Многие участники конференции давно знают друг друга — встречались на научных конференциях в различных частях света. Почти все владели английским, который вместе с французским языком был официальным языком конференции. Но увы! Французский давно не является языком всего мира, как это было в прошлых веках; так что по незнанию языка выступления французских ученых привлекали внимание далеко не всех участников. Хотя всем хорошо известно, что во Франции существует очень серьезная школа изучения древних и современных религий. (Напомним, что во Франции категорическое отделение религии от государства было задекларировано как государственная политика в 1905 году).

Румынская высшая власть уделила конференции значительное внимание. Достаточно сказать, что первое заседание открыл президент страны Траян Басеску, который, в частности, сказал: «...Мы присутствуем на историческом событии, особенно принимая во внимание то, насколько необходимо сегодня изучение и настоящее понимание религий. Потому что есть, к сожалению, многочисленные примеры современной истории, когда политические и религиозные трансформации ведут к напряженности в обществах и даже к насилию. Насилию, которое очень часто является результатом невежества, неуважения к религиозной вере других людей и к священным символам того или иного народа. Исследование именно этих феноменов должно стать главным для ученых. Ведь сами религии учат нас, что хоть все мы разные, это не должно нас разделять». Приветствовал религиеведческое сообщество и министр культуры Румынии, а в последний вечер, уже после официального закрытия конференции, всех участников пригласил к себе («на чай») министр иностранных дел страны. (К сожалению, отношения украинской власти и ученых-религиеведов сегодня весьма далеки от того, что продемонстрировали высшие лица Румынии. Может ли, скажем, кто-нибудь представить Президента Украины или премьер-министра на религиеведческом форуме? Может, именно потому у нас значительно больше религиозного неспокойствия, чем в Румынии.)

КИЕВЛЯНЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ

Но вернемся к заседаниям конференции и кратко перескажем содержание докладов украинских ученых. Начнем с молодого ученого Ярослава ПОЗНЯКА, который только начинает свою научную карьеру. Его доклад имел достаточно смелое название: «Уния как синтез Востока и католического Запада». В своих исследованиях он обратился к событиям, когда православные владыки, в том числе митрополит Киева, несмотря на свою принадлежность к юрисдикции Константинопольского патриархата, присоединились к Ватикану, признали верховенство Римского папы (во времена господства Австро-Венгерской империи эта церковь получила название «Греко-католическая»). Но эта церковь сберегла восточный церковный обряд, церковный и светский язык предков. Уния, однако, разделила Украину и тем самым сделала ее легкой добычей Речи Посполитой, с одной стороны, и Москвы — с другой. В последующие годы народ, который принял греко-католическую веру, сумел сохранить украинскую идентичность: стремление к образованию, церковный обряд, язык, культуру, традиции предков. Как известно, во времена советской власти греко-католики исповедовали свою веру в подполье; сегодня же они имеют резиденцию Украинской греко- католической церкви в Киеве.

Сергей КАПРАНОВ предложил слушателям тезисы своего доклада «Между Востоком и Нативизмом: Владимир Шаян (1908—1974) и его восприятие восточных религий». Владимир Шаян был человеком широких научных интересов — от санскрита до славянской филологии. Но сегодня он в первую очередь известен как религиозный мыслитель, основатель современного «возрождения язычества», организатор Рыцарского ордена Бога Солнца. Его целью было возрождение культов дохристианских верований. Именно он организовал первые языческие общины в Украине; он также подчеркивал значение мифов и ритуалов в процессах познания бытия. Как это ни парадоксально, но изучение Вед и Авесты побуждало автора к возрождению украинского фольклора, который он интерпретировал как «наследие забытых предков». Это привело его к созданию оригинальных версий «Арианских мифов». Под влиянием зороастризма Шаян верил в вечную борьбу между добром и злом. Свои идеи он излагал не только в форме теологических исследований, но также в поэзии и прозе.

Доклад Андрея НАКОРЧЕВСКОГО имеет название «Забытое наследие: использование восточных религиозных идей и практик современными неоязыческими движениями в Украине». После распада СССР в Украине наблюдается религиозный ренессанс, который можно объяснить многими причинами. Наряду с предполагаемым возрождением так называемых традиционных религий (христианство, ислам, иудаизм), на территории Украины появились и нашли сторонников почти все новейшие и агрессивные течения сегодняшнего дня. Некоторые украинцы (главным образом, средний класс) нашли ответы на свои духовные запросы в восточных религиях (индуизм, буддизм) или в гетерогенной амальгаме орфический идей и практик, известных под общим названием New Age, которые ориентируют последователей на психологическое и физическое самоусовершенствование. Но национально ориентированные интеллектуалы более заинтересованы в восстановлении дохристианских украинских языческих верований. По той причине, что аутентичная традиция (учения, практики) почти полностью поглощена временем, возрождение этих верований трудно отличить от их создания с нуля. В процессе реконструкции широко используются индуистско-буддистские понятия — карма, чакра, йога и др. Эта практика находит оправдание благодаря популярной в Украине идее, согласно которой прото- Украина была местом рождения цивилизации ариев, а сегодняшние украинцы являются прямыми потомками ариев.

Людмила ФИЛИПОВИЧ предложила уважаемому собранию тему «Главные вехи украинского религиозного генезиса: Контекст геополитических преференций Востока и Запада». Известно, что религиозный процесс на территории Украины начался с язычества, более менее общего со старинными славянскими религиями. Христианство появилось на этих территориях задолго до крещения Владимира (988). Распространение христианства происходило в условиях как языческого сопротивления, так и соперничества восточного и западного христианства. Известно, что принятие христианства приводило к существенным изменениям в обществе, законах и морали людей. Принятие христианства консолидировало людей, однако дальнейшая конфессионная дифференциация между православием и католицизмом привела к регионализации Украины, что и стало причиной территориальных аннексий со стороны соседей. Во времена зависимости Украины от царской России, Польши, Австро-Венгрии и Советского Союза религии и церкви, как правило, подчинялись соответствующим политическим режимам. Религиозная конфигурация Украины менялась под влиянием миссионеров-католиков и протестантов. Миграция из Западной Европы привела в Украину евреев. Именно здесь возникло мистическое движение хасидизма. Исламские общины появились в Украине еще во времена татарских завоеваний. Большие изменения карта Украины претерпела в ХХ веке, когда религиозная активность страны была весьма ограничена (несмотря на конституционные гарантии). Только после 1991 года Украина возродила традиционные религиозные организации, а также обрела немало новейших.

ОШИБКИ (?) УЧЕНЫХ

Любая конференция не обходится без инцидентов, которые одни воспринимают как оскорбление, а другие — как повод посмеяться (вообще, на ученых собраниях всегда много юмора, шуток и очень мало особых церемоний; жаль только, что не все и не всегда шутки бывают удачными.) А что касается инцидента, то речь идет о профессоре Бухарестского университета Андрее Оистеану, который, рассказывая (в выступлении на пленарном заседании) о пути к христианству народов Восточной Европы и, в частности, Киевской Руси, позволил себе «перепутать» очень важные термины — он заменил русичей на «россиян», таким образом либо перенеся место Крещения из Киева в Москву, о которой тогда еще не знал никто в мире. После доклада господина Оистеану Людмила Филипович (Институт философии НАНУ) обратилась к нему и спросила, какими историческими источниками от пользуется в своих исследованиях? Румынский профессор объяснил употребленную терминологию тем, что эта терминология, видите ли, «более понятна присутствующим»! С удовольствием отметим, что немалое возмущение этой «научной» терминологией высказала также Ирена Боровик — профессор Ягеллонского университета (Краков). Но таких инцидентов случалось немного, и в залах и кулуарах конференции господствовало согласие — сюда приехали единомышленники.

МЫ И РОССИЯНЕ

Дискуссии, которые возникали на заседаниях, продолжались во время перерывов и обедов-фуршетов. Украинская «команда» общалась, в частности, с московскими учеными. И так выходило, что какую бы тему мы ни начинали обсуждать, обязательно «сворачивали» на язык. Оказалось, что даже ученые московиты считают, что в Украине эта проблема раздута искусственно, политизирована, тогда как вопрос языка прост и прозрачен — главное понимать друг друга. А там пусть каждый говорит, как хочет (понимай — на русском).

Атмосфера конференции улучшалась еще и тем, что все заседания проходили в лучших зданиях столицы Румынии — не только в Государственном университете, но и в резиденции президента страны, в зале приемов Министерства иностранных дел и в так называемом Атениуме — архитектурной гордости и украшении города, предназначенном для торжественных государственных церемоний. Первый день работы конференции закончился большим сюрпризом — для гостей играл очень хороший столичный камерный оркестр; было исполнено несколько произведений румынского композитора Джордже Энеску, а в завершение — «Маленькая ночная серенада» Моцарта. Когда слушаешь такую музыку, то еще более дикими и абсурдными кажутся те преступления в мире, которые делаются якобы для «спасения души».

Клара ГУДЗИК, «День», Бухарест
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ