Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не детские игры

О премьере спектакля «Солдатики»
27 ноября, 2007 - 19:52
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «СОЛДАТИКИ» / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

В Киевском национальном театре русской драмы им. Леси Украинки чуть раньше официального открытия сезона стартовала новая сцена. Эта сцена, а также открытая ранее сцена «Под крышей», рассчитаны на камерные формы театрального искусства, на творческие эксперименты, на более близкий контакт со зрителем, почти тет а тет. Такая многовекторность коллектива необходима не только творческим работникам. Она дает возможность шире привлекать различные категории зрительской аудитории

Недавно на новой сцене состоялась премьера спектакля «Солдатики» В. Жеребцова. Это режиссерский дебют артиста, художественного руководителя Профессиональной студии молодых актеров и заместителя генерального директора по творческим вопросам Русской драмы Кирилла Кашликова. Первоначально спектакль был заявлен как показ самостоятельных работ молодых студийцев, но прошел настолько удачно, что его решили включить в репертуар театра. В спектакле, кроме студийцев, заняты и более опытные актеры из труппы.

Автор пьесы Владимир Жеребцов достаточно хорошо знает армейскую жизнь изнутри: он служил на Байконуре, где выпускал «Армейский листок». Пьеса раньше называлась «Подсобное хозяйство», а еще раньше — «Чморик», что в переводе с армейского жаргона означает недотепа. Жеребцов не считает себя профессиональным драматургом: «В драматургии я любитель. От слова «любить». Владимир работает журналистом в г. Стерлитамак (Республика Башкортостан РФ), пишет на правоохранительные темы. Ярко заявил о себе как драматург: его пьесы достаточно популярные. Стоит упомянуть, что в московской «Табакерке» Олега Табакова начинающий режиссер Д. Петрунь поставил «Солдатиков», а в Театре на Малой Бронной вышел спектакль «Приглашение в партер» в постановке Л. Дурова. Еще одна премьера в «Табакерке» по пьесе Жеребцова — «Потомок».

Кирилла Кашликова привлекла искренность автора «Содатиков» — не приглаженная, но и не утрированная правда жизни, по-настоящему правдивые глубинные характеры. Несмотря на то, что это режиссерский дебют, Кирилл не «самовыражается», когда пьеса — только повод. Это положительный пример и для молодых исполнителей, которые тоже четко следуют автору. Действие «Солдатиков» происходит на Байконуре в 80-х, в затерявшейся в степи Н-ской секретной части, причастной к запуску ракет. Спектакль начинается достаточно весело, и зритель воспринимает его как комедию. Да и первоначальная заявка: детская лошадка-качалка и несколько игрушечных офицеров на сцене не предвещают ничего трагического (очень символическое решение постановки). Солдаты, принявшие присягу, по сути еще дети, вначале весело и беззаботно маршируют. Они еще живут романтичными представлениями о службе в армии. Вначале все воспринимается как игра в солдатики, а зритель посмеивается. Но постепенно атмосфера накаляется. Комедийные ситуации перемежаются драматическими, как часто бывает в реальной жизни. Сам драматург говорит на эту тему: «Что такое «смешно»? Слева посмотришь — вроде забавно, а справа — слеза наворачивается».

На примере армейской жизни идет борьба за человеческую душу, что гораздо шире. В спектакле как бы в миниатюре отражены проблемы общества: коррупция, принцип «ты мне, я тебе», предательство, конформизм и т. д. Посреди степи несут службу, правда, в менее романтическом подразделении — в подсобном хозяйстве на хоздворе, ухаживая за свиньями, сержант Хрустяшин и вновь прибывший в его распоряжение Новиков. Только что принявший присягу рядовой Андрей Новиков (эту роль играет Андрей Пономаренко) — светлый, романтичный. Он верит в Бога, поэтому не член ВЛКСМ (хотя в советские времена это было обязательным для каждого молодого человека). Он худенький типичный интеллигент — студент из Гатчины (под Ленинградом), играющий на скрипке. На глазах у зрителей происходит ломка этого тонкого благородного характера. Герой попадает в жернова армейской службы. За сопротивление, непослушание и проявление личностного начала его переводят в подчинение сержанта Хрустяшина, который тоже попал сюда за провинность — пытался защитить солдатиков, над которым измывался «дед». В пьесе подсобное хозяйство и свинарник — территория изгнанников.

Если характер Новикова изначально заявлен как цельный, то в душе Хрустяшина (Виталий Иванченко) происходит постоянная борьба добра и зла. Он простой деревенский парень. Характер неоднозначный, глубинный и правдивый — как говорят, актеру есть что играть. И надо сказать, Виталий Иванченко всеми фибрами собственной души ощутил суть этого персонажа.

Симпатию и сочувствие зрителей вызывает в спектакле Анька (Ольга Когут) — женщина со сложной судьбой, которая от отчаяния, чтобы прокормить детей, должна торговать своим телом. Вся воинская часть воспринимает ее как шлюху. Только худенький интеллигентный мальчик Новиков увидел в Аньке человека, сравнив ее с французской королевой, пробудил в ней давно забытые чувства достоинства и женской гордости (в знак протеста она выплескивает водку в лицо «купившего» ее Хрустяшина и швыряет ему деньги обратно).

Завскладом в стройбате по кличке Бес в исполнении Владимира Осадчего — законченный подлец, и вызывает он однозначную реакцию — омерзение и презрение. Другой герой — взяточник и приспособленец лейтенант Алтынов (Михаил Аугуст) — тоже фигура безнадежная в моральном отношении.

Очень убедительно играет роль сестры Новикова Кати актриса Маргарита Бахтина. Именно с ее появлением вся ситуация вокруг изменяется (в человеческом выборе Хрустяшин барахтается между мраком и светом).

В этом спектакле есть сценическая атмосфера, а принципы психологического театра постановщик органично соединяет с элементами условного театра. Новиков условно играет на скрипке, и Анька действительно слышит музыку, а Хрустяшин — не слышит (все зависит от состояния души). В финале казарменные облезшие табуретки превращаются в надгробия забитых до смерти ребят. Возможно, заявленные вначале игрушечные солдатики и лошадка не используются в полной мере, неся несколько иллюстративный характер... Впрочем сценография Елены Дробной очень лаконичная, функциональная и образная. Двухэтажные солдатские кровати, табуретки и другие скудные атрибуты солдатской жизни, а также детские игрушки — все работает на идею спектакля.

В постановке удачно подобрана музыка Владиславом Тетенбаумом. Пластическое решение спектакля принадлежит Кириллу Кашликову. На картины спектакль разбивают три солдата — актеры студии (Алексей Полищук, Максим Никитин, Виталий Овчаров), которые, двигаясь словно марионетки, изображают сцены армейской жизни или просто меняют декорации. Они как бы являются предвестниками последующих событий. Драматично решен финал — Катя и Анька зажигают свечи на могилах умерших солдат. Такое решение вызывает слезы у зрителей, понимающих, что «Солдатики» — не детская игра...

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ