Эту постановку осуществил Виталий Малахов в Театре на Подоле. В последнее время едва ли не все в театре мы смотрим как «спектакль о войне» — даже сказку о Колобке. И наоборот, какая-либо буквально документальная драма об АТО воспринимается не без сомнения. Потому что в театре все-таки главное — правда смысла, а не правда факта. Учитывая это, В.Малахов выбрал пьесу «Вечно живые» безошибочно. Ведь она хотя и о «знакомой войне», но о такой, на которую можно взглянуть и изнутри, и сбоку. Такой выбор дает режиссеру пространство для маневрирования важными смыслами.
Итак, взята старая пьеса Виктора Розова, которой когда-то открылся ефремовский театр «Современник» и по которой сняли знаменитый советский фильм «Летят журавли». Время и место действия — начало 1940-х, московская квартира хирурга Бороздина, чей сын Борис, молодой ученый, ушел добровольцем на фронт за неделю до своей свадьбы с Вероникой. Борис погиб, а Вероника вышла замуж за его двоюродного брата Марка, музыканта. Из простых обстоятельств появляются базовые проблемы верности, чести, обязанности. Скажем, должен ли музыкант идти на войну? Если бы Д.Шостакович погиб в бою смертью героя — то этот подвиг стоил бы утраченных шедевров?
Малахов оставил в спектакле определенные признаки 1940-х (например, граммофон), но действие происходит в неназванном городе, и не уточняется, кто с кем воюет в этой войне. А реплики подобные этим «Мы очень продвинулись на востоке» или «Ах, какая несвоевременная эта война!» вполне могут быть сказаны и теперь — и по обе стороны фронта. Поэтому спектакль воспринимается не только как история «бывшей войны», но и как что-то о нас нынешних. И не только в Киеве. В какое-то мгновение ловишь себя на мысли, что если бы вот сейчас, каким-то чудом можно было показать этот спектакль в оккупированном Донбассе, там бы так же восприняли это как современную историю о себе. То есть здесь не примитивное разделение на своих и чужих, а драматичное — на своих и своих. Когда идет речь о еще незаконченной войне, такой не одномерной позиции почти невозможно придерживаться, однако, В.Малахову это блестяще удалось.
И еще существенная деталь: в спектакле Малахова Борис и Марк — не двоюродные братья, а родные, близнецы, и играет обоих один актер (в одном составе — Василий Кухарский, в другом — Максим Грубер). Режиссер говорит, что идея «породнить» братьев сначала возникла у него по сугубо техническим причинам, он хотел просто «сэкономить» артиста (один актер — два персонажа). Как бы там ни было, но этот прием выгодно уплотняет смысл драмы: герой и антигерой часто уживается в одном человеке, и именно война не раз дает нам случай в этом убедиться. А варианты здесь очень разные. Если, скажем, Марк у Грубера — только демагог, который спекулирует красивыми фразами о музыке, то Марк у Кухарского — возможно, как раз и есть музыкант, равный Шостаковичу, и он имеет право спросить, стоит ли война шедевра.
Интересно сравнивать два состава исполнителей спектакля. В одном случае (где Борис-Марк — Василий Кухарский, Бороздин — Сергей Бойко, Ирина — Анна Тамбова) это компания людей, от природы аристократических. В другом (где Борис-Марк — Максим Грубер, Бороздин — Андрей Пархоменко, Ирина — Валентина Сергеева) это общество больше плебейское. Не «лучше-хуже», просто другое. Но в обоих случаях — это преимущественно те, кто в советское время назызвался народной интеллигенцией. В этом контексте само заглавие «Вечно живые» вдруг, со всей ясностью, напоминает о живучести наших советских корней, из которых у нас и до сих пор вырастает и все хорошее, и все плохое, и все наши недоразумения «между своими», и даже та нынешняя война, которая неизвестно когда прекратится...
20 ноября зрители смогут увидеть резонансный спектакль «Вечно живые», а в главных ролях выступят: Елена Свирская (Вероника) и Василий Кухарский (Борис-Марк).