На сайтах театров первой среди новостей, к сожалению, имеется следующая: «Уважаемые зрители. ОБНОВЛЕНА информация о переосе спектаклей в период с 14 марта до 24 апреля. БИЛЕТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ». Не исключение — украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой во Львове, который из-за карантина на неопределенный срок отложил, кажется, абсолютно все работы. А вот и нет! Не все! Определенные события в театре происходят, и прежде всего это касается «Венецианского купца» Уильяма Шекспира. Название этого спектакля у заньковчан — «Сатисфакция», ставит ее приглашенный режиссер Станислав Моисеев, и, по словам Андрея МАЦЯКА, генерального директора Львовского национального академического украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой, работы уже вышли на финишную прямую.
— Планируем наладить процесс репетиций в режиме скайп-связи, — говорит Андрей Александрович. — Хотя, наверное, будут возникать и определенные сложности. Потому что, во-первых, нужно собрать действительно большое количество людей, поскольку спектакль — многофигурный, во-вторых, не знаем, все ли участники репетиционного процесса «технически вооружены» в достаточной степени... То же самое — с Орестом Огородником и его постановкой «Калека с острова Инишмаан» Мартина Макдонаха. Хотя в этом случае будет проще, так как в спектакле задействовано меньше людей, и мы сможем один или два раза в неделю делать репетиции в театре с соблюдением всех карантинных норм. Сейчас уместно говорить об одном составе — до десяти человек. Уже нашили для всех защитные маски из подручных материалов...
— А вообще какой сейчас распорядок относительно работы?
— Десять дней были в оплачиваемом отпуске. Теперь, согласно действующему законодательству, работаем дистанционно. Но ведь не ведем хозяйственной деятельности — не имеем спектаклей. Поэтому наши работники будут получать меньшую зарплату. И ничего этим не поделаешь, потому что все сейчас страдаем от карантина и отсутствия ежедневной, для зрителя, работы.
— Предлагаю поговорить о перспективе за пределами карантина, когда все утрясется. Что планируется из постановок?
— Первыми будем выпускать спектакли только что упомянутых Моисеева и Огородника. Относительно ближайших работ, то будет ставить наш актер и режиссер Назар Павлик (окончил КНУТКиТ им. И. Карпенко-Карого, его направление — театральное искусство, специализация — режиссура драматического театра, мастерская Вахтанга Чхаидзе. — Т. К.). Вместе со сценографом Наташей Тарасенко Назар будет делать спектакль о паре влюбленных добровольцев — по книге «Жизнь P. S.» Валерии Бурлаковой: война в жизни и смерти. Автор инсценировки — Ольга Анненко. Спектакль выйдет на камерной сцене. В нем — два исполнителя. Очень хотим, чтобы после тяжелой травмы на сцену вышел наконец Олесь Федорченко (15 июля 2018 года Олесь попал в ДТП, получил очень тяжелые травмы — актеру ампутировали ногу. Перенес несколько тяжелых операций и мечтает о том, чтобы вернуться в профессию. — Т. К.). Попробуем таким образом стимулировать Олеся, чтобы он вскоре вернулся в родной заньковчанский круг, побыстрее забыл о своих болячках и приступил к работе.
— А кто ему составит пару?
— Марьяна Фехтель. Так же — студентка народной артистки Таисии Литвиненко, которая будет заниматься пластикой, Надя Лысак.
— Когда мы с вами говорили о том, что будет ставить у вас и Татьяна Аркушенко из Киева, которая год назад ставила «CLUB одиноких сердец» по пьесе Айвэна Менчелла «Посиделки над вечным покоем»...
— Да, пани Аркушенко будет ставить у нас в конце года. Относительно ближайшего будущего, то будем сотрудничать с молодым киевским режиссером Игорем Билицем. Предлагаем ему ставить на Камерной сцене современного автора Веру Маковий — пьесу «Буна» («бабушка» на буковинском диалекте). Материал — о взаимоотношениях старшего и младшего поколений. Уже подписан приказ относительно этой постановки. И вот-вот начнутся онлайн-читки.
— А режиссер Вадим Сикорский предложил что-то интересное?
— «Конотопскую ведьму» по Григорию Квитке-Основьяненко. Наверное, она состоится только осенью. Также на осень планировали «Трехгрошевую оперу» Бертольда Брехта. Должен был делать постановку режиссер киевского «Дикого театра» Максим Голенко. Причем не на сцене театра, а в нашем Старом трамвайном депо — это очень современная и модная во Львове территория, где проходит много творческих мероприятий (к примеру — концерты мощного международного фестиваля LvivMozArt. — Т. К.). Предварительно уже договорились с владельцами этих площадей о минимальной арендной плате, также — дополнительные свет и звук. Но карантин изменил наши планы. Поэтому по состоянию на сейчас активно задействуем наше камерное пространство. А Вадим Сикорский сейчас взял в работу «Злодія» Василя Стефаника. Еще есть в планах пригласить к нам сценографа и режиссера Рената Бикташева из Симферополя для постановки «Материнское сердце» — в знак дружбы и большой симпатии к нашим собратьям из Крыма. Не могу не упомянуть и о спектакле с пока условным названием «Украинское танго». Богдан Весоловский, 1930-е годы, Львов, музыка, которую поет любимая Весоловского — Ирина. Потом эту пару разбивает Вторая мировая война, и влюбленные оказываются в разных частях Европы. Впоследствии Ирина станет известной как Андерс Ирена — жена польского генерала, эстрадная певица и киноактриса. Надеемся, опять же — условно в октябре, воплотить этот наш творческий замысел.
— А чья идея этой постановки?
— Галины Воловецкой, главного режиссера Львовской оперы. Сейчас продолжаются работы над текстовой частью материала.
— Хочу обратиться к событиям конца прошлого года, когда решался вопрос о гражданско-правовой сделке с Федором Стригуном. Он согласился на новые постановки в театре?
— Нет, не согласился. Молчит. Насколько мне известно, пан Стригун имеет приглашение на постановку в Тернополе.
— По вопросу с главным режиссером... Он же у вас остается открытым?
— Да. Недавно у нас состоялся конкурс на замещение вакантной должности руководителя режуправы. Победил в конкурсе Олег Пшин, который долгое время работал с прекрасным директором Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра, паном Марком Бровуном. Также Олег Пшин работал в Чернигове и Ровно. Он уже немолодой, но интересен тем, что очень хорошо знает режиссеров разного калибра в Украине, и он — коммуникабельный человек. Кроме того, очень хорошо знает актерскую работу, потому что сам актер. Надеемся, что он наладит нам работу с режиссерами. А вот когда у нас потихоньку наладится работа, когда выпустим после карантина хотя бы три спектакля, тогда будем говорить о новом главном режиссере. Так что пока не будем торопиться. Время есть. Не хочется превращать Театр Заньковецкой в андеграундный!
И еще один момент, о котором хочу сказать. Я не уверен, что было правильным решение совмещать должности генерального директора и художественного руководителя. Наверное, есть такие личности, которые могут совмещать эти функции. Но точно знаю, что, к примеру, Богдан Ступка и Сергей Данченко, сколько было сил, отказывались от административных вопросов. Директор и художественный руководитель — это совершенно разные способы мышления! Согласитесь: когда в первую очередь заботишься о том, что в театре дырявая крыша или трубы текут, то уже как-то становится не до Шекспира, Веры Маковей или, допустим, Макдонаха... Считаю, что наши законодатели хорошо не подумали, когда так решили. По моему мнению, нужно ликвидировать должность художественного руководителя вообще и вернуться к тем временам, когда в театре были директор и главный режиссер.