Конца марта киевские меломаны ожидают с особым нетерпением. Ведь с периодичностью раз в два года, в Колонном зале имени Лысенко выступают лауреаты Международного конкурса юных пианистов Владимира Крайнева, проходящего регулярно в Харькове, на родине выдающегося пианиста.
Дети обычно поражают столичную публику блестящей техникой и по-взрослому зрелым воспроизведением образного мира нетленной классики. Владимир Всеволодович не только председательствует в жюри на конкурсе, носящим его имя. Во время короткого концертного тура лауреатов он лично занимается с победителями. 30 марта маэстро опять приедет в Киев. Но последнее время предвкушение радости от встречи с выдающимся пианистом сочетается с тревогой: а вдруг и в этот раз его приезд в нашу столицу окажется «под вопросом»?
История взаимосвязей Владимира Крайнева с Киевом уходит в глубину, правда не веков, но десятилетий. Она исполнена радостей и горьких разочарований, как со стороны маэстро так и со стороны его многочисленных поклонников. После победы в 1970 году на Международном конкурсе им. П. Чайковского Владимир Всеволодович часто и с удовольствием демонстрировал свое искусство перед нашей публикой, которую высоко ценит. Все было хорошо, но во времена перестройки, средства, выделяемые государством на культуру, сократились до минимума. И, когда в 1992 году Национальная филармония Украины открыла по инициативе художественного руководителя Колонного зала им. Лысенко Ольги Ивановны Фроловой и поддержке генерального директора филармонии Дмитрия Ивановича Остапенко цикл абонементных концертов, оказалось, что денег на гонорары суперзвездам нет. Тогда Крайнев отыграл несколько концертов бесплатно. Специально для нашей филармонии, которая 1 декабря 1996 года открылась после длительного ремонта, Владимир Всеволодович отобрал в Гамбурге три рояля марки «Стейнвей». (Это начинание понравилось администрациям различных концертных организаций и музыкальных конкурсов. Ныне маэстро подарил более 30 инструментов для Украины, России и Гонконга). В 1997 году в Киеве он организовал международный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает». Побывать на нем в ранге гостя почитают за честь всемирно известные исполнители, которых порой трудно заполучить дирекциям самых престижных в мире концертных организаций. Весной 2003 года маэстро возглавил, проходивший в столице, Международный конкурс имени Лысенко и старался сделать все, чтобы он соответствовал европейским стандартам. То есть, заслуги Крайнева перед Киевом музыкальным — велики и неоспоримы, а любовь к нему наших меломанов — безмерна. Вот с украинскими чиновниками у него отношения не сложись. Три года назад фестиваль «Владимир Крайнев приглашает» отменили из-за полного отсутствия финансирования. Выдающийся пианист вынужден был лично обзванивать всех приглашенных им музыкантов и извиняться. Прошлогодний фест также был под угрозой срыва. Причем Крайневу, который специально летел на его открытие из Гонконга, сообщили эту неприятную весть в аэропорту. Хорошо, что, узнавший о денежных трудностях маэстро к нему пришел на помощь известный музыкант Ян Табачник.. В декабре 2003 г. Крайнев начал концертный тур по разным городам, посвященный его 60-летию (родился 1 апреля 1944 года). Киевские СМИ сообщали, что 23 февраля в помещении Национальной оперы Украины состоится концерт Владимира Крайнева и оркестра Владимира Спивакова, которым будет руководить известный литовский дирижер Саулюс Сондецкис. Но опять что-то не сложилось и концерт отменили...
Хотя несколько раз Владимир Крайнев сгоряча заявлял, что ноги его в Киеве не будет, но все- таки каждый раз сменял гнев на милость. Накануне феста «Дню» удалось связаться с маэстро, узнав из первых уст главные крайневские новости.
— Владимир Всеволодович, в последнее время ваши приезды в Киев связаны с отрицательными эмоциями. Продолжаете сердиться?
— Нет, — сказал Крайнев. — Отрицательные эмоции у меня связаны только с Министерством культуры Украины. Это естественно, когда ты связываешься с прожженным чиновничеством. Кстати, в России та же напасть. Например, в Санкт-Петербурге то же самое происходило на Первом международном конкурсе имени Прокофьева, где я возглавлял жюри.
— Вы напугали своих поклонников, сказав, что, отпраздновав шестидесятилетие, уйдете с большой сцены и посвятите себя преподавательству. Это не шутка?
— Не знаю. Что можно говорить, когда здоровья нет и подпирают свои же ученики. Как с ними бороться?
— Откуда ж здоровью взяться, если вы курите одну сигарету за другой? Может, пора бросать?
— Вот, сейчас все брошу...
— Вы 12 лет живете в Германии, работаете в ганноверской Высшей школе театра и музыки. Не боитесь забыть родные для вас страны — Украину и Россию, и постепенно стать похожим на немца?
— Я как был Крайневым, так и останусь. Не страна влияет на меня, а я на страну. Все, кто хочет у меня учиться, находят возможность показать на что годны. Если вижу, что есть потенциал, то беру к себе в класс. В педагогической деятельности есть положительные эмоции. Например, ежегодно мои воспитанники, среди которых большинство детей из Украины и России, становятся лауреатами самых престижных в мире конкурсов. Значит все, что делаю — не напрасно.
— В одном из интервью вы сказали, что мечтаете о покое, о тихой жизни.
— У меня есть цель: продолжить то, что начал. Я же не Ленин. Это он — кремлевский мечтатель. Мечтал-мечтал и все лучшее, что было, уничтожил. Я реалист — ставлю цель и ее добиваюсь.
— Вы живете на два дома, в разных странах. Вы в Ганновере, ваша жена, Татьяна Тарасова, известный тренер фигуристов, сейчас работает в США... Всю жизнь так и будете перезваниваться каждый день по телефону? Не хочется пожить вместе, чтоб она вам вареники готовила, борщ подавала?
— Вареники она не умеет готовить, а борщ варит замечательный. Возможно, что когда-то настанет такое время и мы перестанем торопиться, будем больше времени проводить вместе. А сейчас у каждого из нас своя работа. Мне всего пять лет осталось до пенсии. Надо потерпеть.
— Вам Германия заплатит пенсию?
— Конечно. Для чего я там работаю?
— А в знак ваших высоких заслуг перед немецкой культурой не дадут ли вам немецкий паспорт?
— А зачем? У меня есть постоянная виза, которая до конца моих дней дает мне возможность ездить по всем странам Шенгенской зоны. У меня есть американская «грин карт» (вид на жительство), а больше ничего мне не нужно.
— Среди зарубежных музыкантов, которые приезжают на фестиваль «Владимир Крайнев приглашает», есть ваши близкие друзья?
— Я приглашаю своих коллег, замечательных профессионалов, которых очень уважаю и у нас взаимная симпатия.
— А кто ваш самый близкий друг?
— Мама.
— Она по-прежнему опекает и кормит ваших ганноверских учеников?
— Ныне ей такие обеды не под силу. Ведь ей уже 85 лет. Теперь дети живут не у меня в доме, а отдельно. Старшие помогают младшим. Ребятам это, конечно, больше нравится. Кому охота находиться под неустанным надзором своего педагога?