Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Неделя Моцарта»

14 февраля, 2008 - 18:08

Узнав о фестивале, приуроченном ко дню рождения классика, проходящем в Зальцбурге, легко представить себе помпезное мероприятие протокольного характера, повторяющееся без больших изменений из года в год, с обязательным повтором главных моцартовских хитов. Когда-то «Неделя Моцарта» действительно была такой, однако в последние годы форум взял курс на обновление, и с каждым годом его программы все более неожиданны.

Дорогого стоил уже концерт- открытие, где наряду с «Мессой отца Доминика» юного Моцарта исполнялся Offertorium Губайдулиной. Едва ли кто-то предвидел тот восторг, с которым зальцбургская публика встретила современное, отнюдь не простое для восприятия сочинение. Единение, возникшее в тот вечер между музыкой разных эпох, музыкантами и слушателями, волшебным образом сохранялось на протяжении всего фестиваля.

«Неделя Моцарта» существует с 1954 года; нельзя сказать, чтобы прежде здесь вообще не звучала новая музыка, однако это не было принципом программной политики фестиваля, пишет vz.ru. Разумеется, в разные годы исполнялись и свежие сочинения, однако это зависело по преимуществу от личных контактов исполнителей с композиторами. Ситуация стала меняться несколько лет назад, когда форум возглавил Штефан Паули — энергичный и амбициозный менеджер, отнюдь не равнодушный к музыке, с опытом работы как в оперном театре, так и в бизнесе.

В этом году «Неделя Моцарта» состояла из двух с половиной десятков программ, выступили дирижеры Луи Лангре, Иван Фишер, Николаус Арнонкур, Инго Мецмахер, Марк Минковски, пианисты Пьер-Лоран Эмар и Александр Лонквич, скрипачи Кристиан Тецлафф, Патриция Копачинская, Леонидос Кавакос, Хилари Хан, Алина Ибрагимова и многие другие. И хотя летний фестиваль в Зальцбурге во всех отношениях масштабнее, зимний не уступает ему ни в исполнительском качестве, ни в репертуарном разнообразии, а его интимная обстановка куда приятнее той, что царит летом.

За десять дней здесь можно услышать столько разнообразной музыки, что на ее последующее осмысление и смакование может не хватить и года. Одним из лейтмотивов прошедшего фестиваля стало творчество Антона Веберна — удивительнейшего композитора ХХ века, чьи сочинения зачастую длятся минуту или две. Несколькими сочинениями были представлены такие классики ушедшего столетия, как Бела Барток и Оливье Мессиан. Практически все программы составлялись так, чтобы слушатель не заскучал ни на минуту, однако разнообразие не являлось единственной целью — почти каждая программа имела в основе ту или иную объединяющую идею и была сама по себе произведением искусства.

Творчество Гайдна, старшего современника Моцарта, его друга и учителя — один из постоянных лейтмотивов зимнего фестиваля в Зальцбурге. На будущий год Гайдн займет в его программе особое место — будет отмечаться двухсотлетие со дня смерти композитора.

А одну из них — духовные сочинения Моцарта — подытожила «Литания Святого Причастия», великолепно исполненная мощной командой солистов, которую поддержали Баховский хор и оркестр «Моцартеум». Дирижировал Айвор Болтон. Эти же музыканты продемонстрировали чудеса стилистического перевоплощения, представив после антракта Кантату опус 31 Веберна — его завещание. Завершила концерт хрестоматийная «Прощальная» симфония Гайдна, в финале которой оркестранты покидают сцену. А открыла программу фуга из «Музыкального приношения» Баха в переложении Веберна — напоминание о том, как и чем начинался фестиваль. Ведь Offertorium Губайдулиной, звучавший в первый вечер, открывается этой же баховской темой почти в той же оркестровке, что и у Веберна. И в контексте форума исполнение сочинения стало приношением музыке и предыдущих эпох в лице Баха, и ХХ века в лице Веберна, и сегодняшней — в лице Губайдулиной. Звучали сочинения Губайдулиной для баяна и цикл Мессиана «Видения Аминя» для двух фортепиано — программа сложная, но весьма интригующая и благодарно принятая публикой.

По словам организаторов, программа «Недели Моцарта— 2009» будет чуть менее разнообразна, нежели на этот раз, зато четырем композиторам будет уделено особенно пристальное внимание. Помимо Моцарта и Гайдна, это наши современники Пьер Булез и Матиас Пинчер. Обещает собраться еще более представительная команда исполнителей: к постоянным участникам присоединятся Саймон Рэттл, Сейджи Озава, Даниэль Баренбойм...

Илья ОВЧИННИКОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ