Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неизвестный Игорь Билозир

18 лет назад отошел в вечность известный украинский композитор
29 мая, 2018 - 16:54

Игорь Иосифович был автором эстрадных песен, камерно-инструментальных композиций, произведений для оркестра, музыки для театральных спектаклей. Среди популярных произведений были такие песни: «Пшеничне перевесло», «Мамина світлиця», «Весільний марш» — на слова Б. Стельмаха, «Ніби вчора», «Коханий» — на слова П. Запотичного, «Голубий сніг», «Лицарі» — на слова Анны Канич и другие.

Его творчество получило признание не только в Украине, но и в США, Канаде, Германии, Польше...

Напомним, 28 мая 2000 года в больнице скорой помощи во Львове умер Игорь Билозир, художественный руководитель ВИА «Ватра». Смерть наступила от травм, полученных в результате инцидента в кафе «Цісарська кава». Билозир и его друзья начали петь украинские песни, что вызвало недовольство другой группы посетителей. Возникла драка, в которой Билозир был травмирован, его доставили в больницу скорой помощи, где от полученных травм он скончался... Похоронен во Львове на Лычакивском кладбище.

ДЕБЮТ В КИНО (ФИЛЬМ «КАРМЕЛЮК»)

 — С Игорем познакомился в 1977 году, когда снимался в главной роли в фильме «Искупление чужих грехов», — вспоминает киноактер Иван ГАВРИЛЮК. — Нас свел вместе Иван Миколайчук.

Во время съемок фильма «Кармелюк» ко мне в гостиницу пришел Билозир. К нам присоединился режиссер ленты Григорий Кохан, и через несколько минут разговора сказал: «Игорек, завтра снимаешься в кино!..»

  Для Игоря рангов не существовало. Он одинаково разговаривал с высокопоставленными чиновниками так, как со мной или своими друзьями. Спина у него не гнулась. Игорь Кохану понравился. А на следующий день мы должны были снимать сцену, где раненый Устим Кармелюк лежит у художников. Билозира привезли на съемочную площадку, во Дворец Потоцких, несколько часов гримировали. Когда снимали сцену, где на банкете гуляет и развлекается панство, наступил «звездный час» Билозира в кино. Кинорежиссер предложил Игорю роль придворного певца Митницкого. Роль эпизодическая, но для него была главной, ведь в кино снялся лишь тогда, единственный раз. Билозир «исполнял» песню «Гей, моя доле, болем поранена, як сіре поле». Стихотворение написал Борис Олийнык, музыку — Евгений Станкович. А звучит исполнение Виктора Шпортько. Вышла большая игровая актерская сцена. Его фамилия затем была зафиксирована в титрах. Фильм был шестисерийный, Игорь дебютировал в четвертой серии. Главные роли исполняли Иван Гаврилюк, Наталья Сумская, Борислав Брондуков, Константин Степанков.

Несколько раз, когда я был у семьи Миколайчук, к ним заходил Игорь Билозир. Оба были жизнелюбы и весельчаки, в рассказах из сцен жизни они были самыми большими хохотунами. Миколайчук очень уважал Билозира и Богдана Стельмаха.

 Игорь написал много хорошей музыки к кино, и сам он снимался в «Кармелюке». Он был хорошим человеком, по-детски искренним... — признавался легендарный украинский киноактер Константин Степанков.

ФУТБОЛ. БОЛЕЛЬЩИК ЛЬВОВСКИХ «КАРПАТ»

Композитор прекрасно разбирался в футболе, был пламенным многолетним болельщиком: отказывался надеть спортивную форму и выйти на футбольное поле. «17 августа 1994 года в рамках празднования 25-летия выигрыша львовскими «Карпатами» Кубка СССР на стадионе «Украина» состоялся матч между «Карпатами-69» и «Карпатами-94», в котором приняли участие львовские деятели искусств, среди которых был также Игорь Билозир. Я его приглашал на свои юбилеи — 50 и 55-летие, — рассказывает знаменитый «Куля» — Игорь Кульчицкий. — Он был еще и активным продюсером тех матчей, собирал своих коллег-художников. До сих пор храню незабываемые фото Володи Дубаса, где я на футбольном поле прославленного стадиона «Украина» (в советские времена — «Дружба») рядом с Билозиром, Иваном и Михаилом Мацялко, пузатым юмористом Дзюньо из группы «Не журись!», музыкантами «Ватри» и группы «Соколи». Билозир мог точно пробить по воротам, передать выверенный пас, вовремя что-то подсказать. На моих юбилейных матчах Игорек играл на позиции левого нападающего. Облюбовал себе футболку с 11-м номером.

Немало футболистов «Карпат» в разные годы были заядлыми «болельщиками» билозировской «Ватри». Их можно было увидеть на концертах в филармонии, Оперном театре, драмтеатре имени Марии Заньковецкой, на тех концертных площадках, где проходили праздничные действа. «Ватра» Игоря действительно была праздником.

— Я заслушивался песнями Билозира. Они обладают особым почерком и особым магнетизмом. Их можно слушать вечно. Сложно сказать, когда родится еще кто-нибудь похожий на Билозира, — говорит легенда футбола Степан ЮРЧИШИН. — Нас разделяло всего два года в возрасте, поэтому у обоих было много общего. Сошлись сразу. Я знал много хорошего о нем, он — обо мне. Мы симпатизировали друг другу всегда. В Игоре не было ничего искусственного, высокомерного или пренебрежительного. Был приземленный и всегда в поиске. В нем кипела, бурлила и жила музыка! С первой той встречи казалось, что знакомы всю жизнь.

МУЗЫКА И ПЕСНИ К СПЕКТАКЛЯМ. ЛЬВОВСКИЙ ТЕАТР ИМ. МАРИИ ЗАНЬКОВЕЦКОЙ

— Мы считали Игоря своим человеком. У нас в театре всегда для него открывались все двери, — говорит режиссер и актер Федор СТРИГУН. — Билозир стартовал как самобытный театральный композитор гораздо раньше, чем нам обоим повезло вместе работать над нашим первым спектаклем. Премьера пьесы «Олекса Довбуш» (драматурга Василия Босовича) состоялась 23 марта 1985 года, за день до 30-го юбилея Игоря. Работалось с ним легко, радостно. Музыку любил писать по ночам, потому засиживались до утра.
 

 

Когда я с 1987 года стал главным режиссером Театра им. Марии Заньковецкой, он заходил в мой кабинет и мы не могли наговориться на разные темы. У него было врожденное чувство общественной атмосферы, чувство социума. Он знал, где люди больше спотыкаются, что их больше всего волнует...

Я очень любил песни Билозира, пел их. Мне посчастливилось несколько дней с ним общаться в поездке в Киев, сначала пришли в Театр им. Ивана Франко, потом отправились в Переяслав-Хмельницкий. Он искренне делился своими воспоминаниями, своими мыслями. Вот тогда Кость Степанков сказал Игорю свою гениальную фразу: «Что ты все написал?! Так не бывает... »
 

Михаил МАСЛИЙ. Фото из архива Игоря Билозира
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ