Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нем­цы не толь­ко раз­ру­ша­ли, но и стро­и­ли Ки­ев»

Та­тья­на Пос­пе­ло­ва со­би­ра­ет ар­хив­ные дан­ные и сви­де­тель­ства оче­вид­цев
12 августа, 1996 - 20:22

Всем из­вес­тно, что сто­ле­ти­я­ми в на­шей сто­ли­це про­жи­ва­ло мно­го нем­цев, но пос­ле фа­шис­тской ок­ку­па­ции о дос­ти­же­ни­ях не­мец­ких уче­ных, де­я­те­лей куль­ту­ры и ар­хи­тек­ту­ры пе­рес­та­ли го­во­рить... Нап­ри­мер, вы­пус­кни­ца НМАУ им. П. Чай­ков­ско­го Та­тья­на Пос­пе­ло­ва не зна­ла, что учи­лась в зда­нии, в ко­то­ром рань­ше на­хо­ди­лась гос­ти­ни­ца «Кон­ти­нен­таль», пос­тро­ен­ная не­мец­ки­ми ар­хи­тек­то­ра­ми Шлей­фе­ром и Бра­ут­ма­ном, но в па­мя­ти ос­та­лось стой­кое убеж­де­ние, что Кре­ща­тик во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны раз­ру­ши­ли... фа­шис­ты (а не со­вет­ские вой­ска, отс­ту­пая из Ки­е­ва, как бы­ло на са­мом де­ле).

Ис­то­ри­ей не­мец­ких об­щин в Ук­ра­и­не и ки­ев­ских нем­цев, в час­тнос­ти, Пос­пе­ло­ва за­ин­те­ре­со­ва­лась пос­ле то­го, как пе­ре­е­ха­ла жить в Гер­ма­нию. Там, в го­ро­де Аль­тен­бур­ге (Тю­рин­гия), ви­о­лон­че­лис­тка соз­да­ла и воз­гла­ви­ла об­щес­тво со­дей­ствия куль­ту­рам «Ре­нес­санс». За мно­го­лет­нюю и пло­дот­вор­ную ра­бо­ту на этом поп­ри­ще ми­нистр-­пре­зи­дент Тю­рин­гии Ди­тер Альт­ха­ус вру­чил Та­тья­не Пос­пе­ло­вой зо­ло­тую ме­даль и по­чет­ную гра­мо­ту. Нес­коль­ко лет Та­тья­на вы­на­ши­ва­ла идею сде­лать вы­став­ку о нем­цах, внес­ших свой вклад в ар­хи­тек­ту­ру Ки­е­ва. Для это­го она при­ез­жа­ла в ук­ра­ин­скую сто­ли­цу, с го­ло­вой оку­ну­лась в ар­хив­ные по­ис­ки. Соб­ствен­но, ее ра­бо­та над про­ек­том, ко­то­рый прев­ра­тил­ся в нас­то­я­щее исс­ле­до­ва­ние, на­ча­лась еще в Гер­ма­нии. Как рас­ска­зы­ва­ет Пос­пе­ло­ва, ей уда­лось най­ти мно­го очень ин­те­рес­ных ма­те­ри­а­лов. На­вер­ное, не все ки­ев­ля­не зна­ют, что на пер­вом эта­же зда­ния, где ког­да-­то на­хо­ди­лась кол­ле­гия Пав­ла Га­ла­га­на, нын­че фун­кци­о­ни­ру­ет Му­зей ли­те­ра­ту­ры Ук­ра­и­ны, а во вре­мя вой­ны там бы­ла ко­нюш­ня; или о том, что на Ас­коль­до­вой мо­ги­ле во вре­ме­на ок­ку­па­ции хо­ро­ни­ли выс­ший ко­ман­дный состав Вер­мах­та...

— Выс­тав­ка «Ис­то­рия нем­цев в Ки­е­ве» отк­ро­ет­ся в Аль­тен­бур­ге в зда­нии Лан­драт­самт 30 сен­тяб­ря, — рас­ска­за­ла «Дню» Та­тья­на Пос­пе­ло­ва. — Имен­но в этот день 155 лет то­му на­зад в Ки­е­ве от­кры­ли па­мят­ник кня­зю Вла­ди­ми­ру, крес­ти­те­лю Ки­ев­ской Ру­си (в про­ек­те это­го мо­ну­мен­та учас­тво­вал не­мец — ака­де­мик Клодт фон Юр­ген­сбург). В экс­по­зи­ции выс­тав­ки бу­дут пред­став­ле­ны стен­ды с ис­то­ри­ей раз­ви­тия не­мец­кой об­щи­ны в Ук­ра­и­не: пор­тре­ты не­мец­ких уче­ных, про­фес­со­ров уни­вер­си­те­та, де­я­те­лей куль­ту­ры и ис­кус­ства, ри­сун­ки и фо­тог­ра­фии зда­ний, пос­тро­ен­ных не­мец­ки­ми ар­хи­тек­то­ра­ми, мо­ну­мен­ты, соз­дан­ные не­мец­ки­ми скуль­пто­ра­ми. Мы с япон­ской пи­а­нис­ткой Ма­са­ко Ка­та­но-­Дорш взя­ли на се­бя му­зы­каль­ное соп­ро­вож­де­ние выс­тав­ки. Ис­пол­ним про­из­ве­де­ния Гли­э­ра, Блу­мен­фель­да, Ба­ха и Ре­ге­ра. Пла­ни­ру­ем, что на­ша выс­тав­ка бу­дет де­мон­стри­ро­вать­ся во мно­гих го­ро­дах Гер­ма­нии. Сей­час ве­дут­ся пе­ре­го­во­ры с По­соль­ством Гер­ма­нии в Ук­ра­и­не и Инс­ти­ту­том Ге­те о том, что­бы зак­ры­тие выс­тав­ки сос­то­я­лось в од­ной из сто­лич­ных га­ле­рей Ки­е­ва.

— Та­тья­на, вы изу­ча­ли ар­хи­вы и, на­вер­ное, зна­е­те, ког­да на­ча­лась ис­то­рия нем­цев в Ук­ра­и­не?

— В на­ча­ле ХVI­II ве­ка в Ки­е­ве уже су­щес­тво­ва­ла не­мец­кая об­щи­на, ко­то­рая нас­чи­ты­ва­ла око­ло 200 че­ло­век. В ра­йо­не ны­неш­ней Бес­са­раб­ской пло­ща­ди в 90-х го­дах ХVI­II ве­ка бы­ло отк­ры­то не­мец­кое клад­би­ще. Но в 1812 го­ду его пе­ре­нес­ли в дру­гое мес­то. Из ар­хив­ных до­ку­мен­тов сле­ду­ет, что нем­цы по­я­ви­лись в Ки­е­ве еще в ХVII ве­ке. А ког­да Рос­сий­ская им­пе­рат­ри­ца Ека­те­ри­на II (нем­ка по про­ис­хож­де­нию) вы­да­ла указ, в ко­то­ром ска­за­но, что «каж­до­му доз­во­ле­но в им­пе­рию на­шу въез­жать», в Ки­ев уст­ре­ми­лись тол­пы пе­ре­се­лен­цев из Ев­ро­пы, сре­ди ко­то­рых бы­ло мно­го эт­ни­чес­ких нем­цев (их прив­ле­ка­ло то, что, по ека­те­ри­нин­ским за­ко­нам, они мог­ли отк­ры­вать свое де­ло и не пла­тить на­ло­ги)...

— Кто из из­вес­тных лич­нос­тей жил в на­шем го­ро­де?

— Мно­гие. На­зо­ву нес­коль­ко имен. С 1914 по 1920 го­ды рек­то­ром Ки­ев­ской кон­сер­ва­то­рии был ле­ген­дар­ный де­я­тель му­зы­каль­ной куль­ту­ры, ком­по­зи­тор, ди­ри­жер, пе­да­гог Рей­нгольд Мо­ри­цо­вич Глиэр (ны­не его имя но­сит Ки­ев­ское го­су­дар­ствен­ное выс­шее му­зы­каль­ное учи­ли­ще). Кста­ти, его отец (Эр­нест Мо­риц Гли­эр), уро­же­нец Сак­со­нии, был мас­те­ром вал­торн. Вна­ча­ле он ра­бо­тал в му­зы­каль­ной мас­тер­ской В. Кор­ча­ка, а по­том сам стал вла­дель­цем мас­тер­ской мед­ных и де­ре­вян­ных ду­хо­вых инс­тру­мен­тов.

Для Ки­е­ва мно­гое сде­лал род Бун­ге, ко­то­рый про­ис­хо­дит из Вос­точ­ной Прус­сии. Ге­орг Фрид­рих Бун­ге — хи­мик, бо­та­ник, фар­ма­цевт — ос­но­вал еван­ге­ли­чес­ко-­лю­те­ран­скую об­щи­ну в Ки­е­ве, отк­рыл ап­те­ку, пер­вую в го­ро­де и крае. Сей­час там фун­кци­о­ни­ру­ет Му­зей ап­те­ки. Из вось­ми его сы­но­вей пя­те­ро ста­ли ме­ди­ка­ми. Сов­ре­мен­ни­ки ки­ев­скую усадь­бу Бун­ге срав­ни­ва­ли с Пе­тер­бур­гской кун­ст­ка­ме­рой. Там бы­ло мно­го соб­ран­ных и из­го­тов­лен­ных соб­ствен­но­руч­но ве­щей: ба­ро­мет­ры, тер­мо­мет­ры, ме­да­ли, то­кар­ные ра­бо­ты и обо­ру­до­ва­ние для опы­тов по элек­три­чес­тву. Внук Бун­ге трид­цать лет был про­фес­со­ром, и триж­ды его из­би­ра­ли рек­то­ром Ки­ев­ско­го уни­вер­си­те­та. @TT Ос­та­лось в ис­то­рии го­ро­да и имя пас­ты­ря лю­те­ран­ской цер­кви Гра­ля. В 1787?го­ду, ког­да Ека­те­ри­на II по­се­ти­ла Ки­ев, она оце­ни­ла его ра­бо­ту и да­же наз­на­чи­ла ему от каз­ны жа­ло­ва­нье в 300 руб­лей.

На ки­ев­ских Лип­ках про­жи­ва­ла кня­ги­ня С. Вик­тен­штейн, сыг­рав­шая важ­ную роль в жиз­ни зна­ме­ни­то­го ком­по­зи­то­ра Фе­рен­ца Лис­та.

— Ка­кие зда­ния и со­о­ру­же­ния соз­да­ли нем­цы? 

 — Их очень мно­го. Нап­ри­мер, Вла­ди­мир­ский со­бор — про­ект ар­хи­тек­то­ра Ива­на Штро­ма, (все ин­же­нер­ные ра­бо­ты и рас­че­ты по не­му сде­лал про­фес­сор, ар­хи­тек­тор, ин­же­нер Бе­рен­гардт). Ему же при­над­ле­жит и про­ект зда­ния Ми­нис­тер­ства обо­ро­ны Ук­ра­и­ны, быв­ший Ка­дет­ский кор­пус.

В 1731 го­ду в Ки­ев при­е­хал ар­хи­тек­тор Йо­хан Гот­фрид Ше­дель. Он ре­кон­стру­и­ро­вал глав­ную ко­ло­коль­ню Со­фи­ев­ско­го со­бо­ра, баш­ню и га­ле­рею цер­кви Рож­дес­тва Бо­го­ро­ди­цы в даль­них пе­ще­рах Ки­е­во-­Пе­чер­ской лав­ры и Клов­ский дво­рец, где сей­час раз­мес­тил­ся Вер­хов­ный Суд Ук­ра­и­ны. Но са­мое зна­ме­ни­тое его со­о­ру­же­ние — Лав­рская ко­ло­коль­ня, пос­тро­ен­ная в 1744 го­ду, до сих пор са­мая боль­шая в Ев­ро­пе. Ее вы­со­та 96 м 52 см. Ше­дель так­же ре­кон­стру­и­ро­вал дом Мит­ро­по­ли­та в Со­фи­ев­ском со­бо­ре. А в Ки­е­во-­Пе­чер­ской лав­ре пос­тро­е­ны по­кои Мит­ро­по­ли­та по про­ек­ту не­мец­ко­го ар­хи­тек­то­ра Гиль­ме­ра. 

 В Воз­дви­жен­ской цер­кви (Ближ­них пе­щер Лав­ры) в 1769 го­ду не­мец­кий рез­чик и ху­дож­ник Карл Шве­рин из­го­то­вил тре­хъя­рус­ный ико­нос­тас и на­пи­сал ли­ки свя­тых и ико­ну «Воз­дви­же­ние».

— Вы­хо­дит, ве­ли­чию мно­гих пра­во­слав­ных свя­тынь мы то­же обя­за­ны немцам?

 — И не толь­ко пра­вос­лав­ных. Ко­ло­коль­ню гре­чес­ко­го мо­нас­ты­ря в сти­ле мо­дерн про­ек­ти­ро­вал на По­до­ле в 1915 го­ду ар­хи­тек­тор А. Ейс­нер. И, ко­неч­но же, лю­те­ран­скую цер­ковь в го­ти­чес­ком сти­ле на ули­це Граф­ской (сей­час Лю­те­ран­ской, 22), соз­да­ва­ли в 1856 го­ду не­мец­кие ар­хи­тек­то­ры Иван Штром и Па­вел Шлей­фер. Они же пос­тро­и­ли ря­дом при­ют для бед­ных при­хо­жан — дву­хэ­таж­ное зда­ние, ко­то­рое пос­ле ре­кон­струк­ции ста­ло че­ты­ре­хэ­таж­ным, а еще Ека­те­ри­нин­ское учи­ли­ще и гим­на­зию.

На этой же ули­це (сей­час Лю­те­ран­ская, 23) ар­хи­тек­тор Эду­ард Бра­ут­ман в 1900 г. со­о­ру­дил особ­няк С. Ар­шав­ско­го, из­вес­тный го­ро­жа­нам как «Дом пла­чу­щей вдо­вы». А на ны­неш­ней ули­це Го­ро­дец­ко­го в ХIХ ве­ке кра­со­ва­лись до­ро­гие до­ма знат­ных ки­ев­лян, вы­пол­нен­ных в сти­ле «вен­ский мо­дерн». В 1886 го­ду ули­цу ук­ра­сил дом №15, в ко­то­ром лю­бил со­би­рать­ся тог­даш­ний сто­лич­ный бо­монд. Это зда­ние то­же про­ек­ти­ро­вал не­мец Ге­ор­гий Шлей­фер. Элит­ный учас­ток в этом ра­йо­не при­над­ле­жал про­фес­со­ру ки­ев­ско­го уни­вер­си­те­та Ме­гин­гу. Его усадь­ба име­ла прек­рас­ный сад с ал­ле­я­ми, ко­то­рые впос­лед­ствии ста­ли ули­ца­ми. Пос­ле смер­ти Ме­гин­га учас­ток при­об­ре­ло до­мос­тро­и­тель­ное об­щес­тво, воз­глав­ля­е­мое ар­хи­тек­то­ром Г.?Шре­де­ром. В 1898 г. Шлей­фе­ром и Бра­ут­ма­ном там бы­ло пос­тро­е­но зда­ние Те­ат­ра Со­лов­цо­ва на 1105 мест, сей­час это Те­атр им.?И.?Фран­ко. Им же при­над­ле­жит про­ект зда­ния гос­ти­ни­цы «Кон­ти­нен­таль» (1895—1997 го­ды), где со вре­ме­нем бы­ло отк­ры­то му­зу­чи­ли­ще, а за­тем кон­сер­ва­то­рия, ко­то­рая ны­не име­ет ста­тус На­ци­о­наль­ной му­зы­каль­ной ака­де­мии Ук­ра­и­ны им.?П. Чай­ков­ско­го. Кста­ти, пер­вы­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми в кон­сер­ва­то­рии по клас­су фор­те­пи­а­но бы­ли то­же нем­цы?— Пфе­нинг и Кла­ус.

Ар­хи­тек­тор Ши­ле ре­кон­стру­и­ро­вал Ма­ри­ин­ский дво­рец, соз­дан­ный зна­ме­ни­тым ита­льян­цем Рас­трел­ли. По его про­ек­ту в 1863 го­ду пос­тро­е­на бир­жа (сей­час зда­ние уп­рав­ле­ния де­ла­ми Ка­би­не­та Ми­нис­тров Ук­ра­и­ны, а в 1871 го­ду — луч­шее час­тное учеб­ное за­ве­де­ние — кол­ле­гия Пав­ла Га­ла­га­на).

— Го­во­рят, что «Мис­тець­кий ар­се­нал» и ряд во­ен­ных со­о­ру­же­ний то­же стро­и­ли нем­цы?

— Со­вер­шен­но вер­но. В 1788 г. соз­дал про­ект «Ар­се­на­ла» во­ен­ный ин­же­нер и ар­хи­тек­тор Йо­хан Мел­лер. Это зда­ние сей­час рас­сек­ре­че­но, и его мож­но фо­то­гра­фи­ро­вать. Я сни­ма­ла его с ко­ло­коль­ни Ки­е­во-­Пе­чер­ской лав­ры.

Ин­же­нер Гот­ле­бен про­ек­ти­ро­вал прев­ра­ще­ние ки­ев­ских кре­пос­тей в фор­ты, а во­ен­ный ин­же­нер Стру­ве в 1870 го­ду на­чал стро­и­тель­ство же­лез­но­до­рож­но­го мос­та че­рез Днепр, пер­во­го в Рос­сии на кес­со­но­вом ос­но­ва­нии. Он пос­тро­ил в Ки­е­ве внут­ри­го­род­скую же­лез­ную до­ро­гу, вы­иг­рав в 1886 г. кон­курс на луч­ший про­ект. А в 1892 го­ду на ее ба­зе отк­ры­ли трам­вай­ную ли­нию (пер­вую в цар­ской Рос­сии и вто­рую в Ев­ро­пе). Стру­ве про­вел в го­ро­де во­доп­ро­вод, создал сис­те­му га­зо­во­го ос­ве­ще­ния. Бла­го­да­ря ему на ули­цах Ки­е­ва по­я­ви­лось бо­лее 500 фо­на­рей. Сле­ду­ет за­ме­тить, что ар­хи­тек­тор при­был в ны­неш­нюю сто­ли­цу Ук­ра­и­ны в чи­не штабс-­ка­пи­та­на, а дос­лу­жил­ся в Ки­е­ве до ге­не­раль­ско­го чи­на.

Го­род­скую (ны­не Пар­ла­мен­тскую) биб­ли­о­те­ку раз­ра­бо­тал ар­хи­тек­тор Е. Кла­ве. Ком­плекс зда­ний пси­хи­ат­ри­чес­кой кли­ни­ки (боль­ни­цы Пав­ло­ва) — ин­же­нер Геш­вент. А в 1901 го­ду И. Кит­нер спро­ек­ти­ро­вал ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль По­ли­тех­ни­чес­ко­го инс­ти­ту­та, сос­то­я­щий из шес­ти кор­пу­сов, вы­пол­нен­ных в «ро­ман­ском сти­ле». Глав­ный кор­пус име­ет дли­ну 260 мет­ров.

В 1901 го­ду ака­де­мик ар­хи­тек­ту­ры В. Шре­тер раз­ра­бо­тал про­ект Опер­но­го те­ат­ра на 1628 мест с ве­ли­ко­леп­ной акус­ти­кой в сти­ле «фран­цуз­ско­го ре­нес­сан­са». Ему при­над­ле­жит и про­ект Опер­но­го те­ат­ра в Дрез­де­не. 

 По про­ек­ту Р.Ф. Мель­це­ра соз­дан Му­зей за­пад­но­го и вос­точ­но­го ис­кус­ства (сей­час Му­зей ис­кусств им. Бог­да­на и Вар­ва­ры Ха­нен­ко). А Бес­са­раб­ку в сти­ле «ук­ра­ин­ско­го мо­дер­на» пос­тро­ил не­мец Г. Гай. 

 В 1939 го­ду на днеп­ров­ских кру­чах воз­но­сит­ся зда­ние Гор­ко­ма ком­пар­тии Ук­ра­и­ны, спро­ек­ти­ро­ван­ное ар­хи­тек­то­ром И. Лан­гбар­том. Сей­час в нем на­хо­дит­ся Ми­нис­тер­ство инос­тран­ных дел Ук­ра­и­ны.

— А ка­кие из­вес­тные не­мец­кие скуль­пто­ры ра­бо­та­ли в Ки­е­ве?

— Преж­де все­го, это па­мят­ник Ве­ли­ко­му кня­зю Вла­ди­ми­ру, о ко­то­ром я уже рас­ска­зы­ва­ла. Его соз­да­ли ар­хи­тек­то­ры Тон и До­нальд-­Ма­ли­нов­ский и не­мец­кий скуль­птор Клод фон Юр­ген­сбург. В 1853?го­ду они раз­ра­бо­та­ли про­ект, а в 1855 го­ду ус­та­но­ви­ли мо­ну­мент на Вла­ди­мир­ской гор­ке, ко­то­рый яв­ля­ет­ся сим­во­лом Ки­е­ва. 

Бюст рос­сий­ско­му клас­си­ку Алек­сан­дру Пуш­ки­ну воз­ле 5-й гим­на­зии (нын­че Уни­вер­си­те­та тран­спор­та), из­го­тов­лен­ный к 100-ле­тию по­э­та, при­над­ле­жит Р.Р. Ба­ху. И да­же па­мят­ник Та­ра­су Шев­чен­ко, ко­то­рый ус­та­нов­лен воз­ле На­ци­о­наль­но­го уни­вер­си­те­та, про­ек­ти­ро­ва­ли то­же нем­цы. Скуль­птор Ма­ни­зер и ар­хи­тек­тор Ле­вин­сон вы­иг­ра­ли кон­курс на со­о­ру­же­ние мо­ну­мен­та Коб­за­рю. Кста­ти, па­мят­ник Та­ра­су Гри­го­рье­ви­чу ус­та­но­ви­ли на том мес­те, где рань­ше сто­я­ла скуль­пту­ра ца­рю Ни­ко­лаю I, отп­ра­вив­ше­му ук­ра­ин­ско­го по­э­та и ху­дож­ни­ка в дли­тель­ную ссыл­ку, что, сог­ла­си­тесь, очень сим­во­лич­но: на мес­те мо­ну­мен­та ти­ра­на-­сат­ра­па те­перь воз­вы­ша­ет­ся ве­ли­кий Коб­зарь, имя ко­то­ро­го сим­во­ли­зи­ру­ет ук­ра­ин­скую на­цию...

На­та­лья ЗИН­ЧЕН­КО, спе­ци­аль­но для «Дня». Фо­то Та­тья­ны ПОС­ПЕ­ЛО­ВОЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ