Всем известно, что столетиями в нашей столице проживало много немцев, но после фашистской оккупации о достижениях немецких ученых, деятелей культуры и архитектуры перестали говорить... Например, выпускница НМАУ им. П. Чайковского Татьяна Поспелова не знала, что училась в здании, в котором раньше находилась гостиница «Континенталь», построенная немецкими архитекторами Шлейфером и Браутманом, но в памяти осталось стойкое убеждение, что Крещатик во время Второй мировой войны разрушили... фашисты (а не советские войска, отступая из Киева, как было на самом деле).
Историей немецких общин в Украине и киевских немцев, в частности, Поспелова заинтересовалась после того, как переехала жить в Германию. Там, в городе Альтенбурге (Тюрингия), виолончелистка создала и возглавила общество содействия культурам «Ренессанс». За многолетнюю и плодотворную работу на этом поприще министр-президент Тюрингии Дитер Альтхаус вручил Татьяне Поспеловой золотую медаль и почетную грамоту. Несколько лет Татьяна вынашивала идею сделать выставку о немцах, внесших свой вклад в архитектуру Киева. Для этого она приезжала в украинскую столицу, с головой окунулась в архивные поиски. Собственно, ее работа над проектом, который превратился в настоящее исследование, началась еще в Германии. Как рассказывает Поспелова, ей удалось найти много очень интересных материалов. Наверное, не все киевляне знают, что на первом этаже здания, где когда-то находилась коллегия Павла Галагана, нынче функционирует Музей литературы Украины, а во время войны там была конюшня; или о том, что на Аскольдовой могиле во времена оккупации хоронили высший командный состав Вермахта...
— Выставка «История немцев в Киеве» откроется в Альтенбурге в здании Ландратсамт 30 сентября, — рассказала «Дню» Татьяна Поспелова. — Именно в этот день 155 лет тому назад в Киеве открыли памятник князю Владимиру, крестителю Киевской Руси (в проекте этого монумента участвовал немец — академик Клодт фон Юргенсбург). В экспозиции выставки будут представлены стенды с историей развития немецкой общины в Украине: портреты немецких ученых, профессоров университета, деятелей культуры и искусства, рисунки и фотографии зданий, построенных немецкими архитекторами, монументы, созданные немецкими скульпторами. Мы с японской пианисткой Масако Катано-Дорш взяли на себя музыкальное сопровождение выставки. Исполним произведения Глиэра, Блуменфельда, Баха и Регера. Планируем, что наша выставка будет демонстрироваться во многих городах Германии. Сейчас ведутся переговоры с Посольством Германии в Украине и Институтом Гете о том, чтобы закрытие выставки состоялось в одной из столичных галерей Киева.
— Татьяна, вы изучали архивы и, наверное, знаете, когда началась история немцев в Украине?
— В начале ХVIII века в Киеве уже существовала немецкая община, которая насчитывала около 200 человек. В районе нынешней Бессарабской площади в 90-х годах ХVIII века было открыто немецкое кладбище. Но в 1812 году его перенесли в другое место. Из архивных документов следует, что немцы появились в Киеве еще в ХVII веке. А когда Российская императрица Екатерина II (немка по происхождению) выдала указ, в котором сказано, что «каждому дозволено в империю нашу въезжать», в Киев устремились толпы переселенцев из Европы, среди которых было много этнических немцев (их привлекало то, что, по екатерининским законам, они могли открывать свое дело и не платить налоги)...
— Кто из известных личностей жил в нашем городе?
— Многие. Назову несколько имен. С 1914 по 1920 годы ректором Киевской консерватории был легендарный деятель музыкальной культуры, композитор, дирижер, педагог Рейнгольд Морицович Глиэр (ныне его имя носит Киевское государственное высшее музыкальное училище). Кстати, его отец (Эрнест Мориц Глиэр), уроженец Саксонии, был мастером валторн. Вначале он работал в музыкальной мастерской В. Корчака, а потом сам стал владельцем мастерской медных и деревянных духовых инструментов.
Для Киева многое сделал род Бунге, который происходит из Восточной Пруссии. Георг Фридрих Бунге — химик, ботаник, фармацевт — основал евангелическо-лютеранскую общину в Киеве, открыл аптеку, первую в городе и крае. Сейчас там функционирует Музей аптеки. Из восьми его сыновей пятеро стали медиками. Современники киевскую усадьбу Бунге сравнивали с Петербургской кунсткамерой. Там было много собранных и изготовленных собственноручно вещей: барометры, термометры, медали, токарные работы и оборудование для опытов по электричеству. Внук Бунге тридцать лет был профессором, и трижды его избирали ректором Киевского университета. @TT Осталось в истории города и имя пастыря лютеранской церкви Граля. В 1787?году, когда Екатерина II посетила Киев, она оценила его работу и даже назначила ему от казны жалованье в 300 рублей.
На киевских Липках проживала княгиня С. Виктенштейн, сыгравшая важную роль в жизни знаменитого композитора Ференца Листа.
— Какие здания и сооружения создали немцы?
— Их очень много. Например, Владимирский собор — проект архитектора Ивана Штрома, (все инженерные работы и расчеты по нему сделал профессор, архитектор, инженер Беренгардт). Ему же принадлежит и проект здания Министерства обороны Украины, бывший Кадетский корпус.
В 1731 году в Киев приехал архитектор Йохан Готфрид Шедель. Он реконструировал главную колокольню Софиевского собора, башню и галерею церкви Рождества Богородицы в дальних пещерах Киево-Печерской лавры и Кловский дворец, где сейчас разместился Верховный Суд Украины. Но самое знаменитое его сооружение — Лаврская колокольня, построенная в 1744 году, до сих пор самая большая в Европе. Ее высота 96 м 52 см. Шедель также реконструировал дом Митрополита в Софиевском соборе. А в Киево-Печерской лавре построены покои Митрополита по проекту немецкого архитектора Гильмера.
В Воздвиженской церкви (Ближних пещер Лавры) в 1769 году немецкий резчик и художник Карл Шверин изготовил трехъярусный иконостас и написал лики святых и икону «Воздвижение».
— Выходит, величию многих православных святынь мы тоже обязаны немцам?
— И не только православных. Колокольню греческого монастыря в стиле модерн проектировал на Подоле в 1915 году архитектор А. Ейснер. И, конечно же, лютеранскую церковь в готическом стиле на улице Графской (сейчас Лютеранской, 22), создавали в 1856 году немецкие архитекторы Иван Штром и Павел Шлейфер. Они же построили рядом приют для бедных прихожан — двухэтажное здание, которое после реконструкции стало четырехэтажным, а еще Екатерининское училище и гимназию.
На этой же улице (сейчас Лютеранская, 23) архитектор Эдуард Браутман в 1900 г. соорудил особняк С. Аршавского, известный горожанам как «Дом плачущей вдовы». А на нынешней улице Городецкого в ХIХ веке красовались дорогие дома знатных киевлян, выполненных в стиле «венский модерн». В 1886 году улицу украсил дом №15, в котором любил собираться тогдашний столичный бомонд. Это здание тоже проектировал немец Георгий Шлейфер. Элитный участок в этом районе принадлежал профессору киевского университета Мегингу. Его усадьба имела прекрасный сад с аллеями, которые впоследствии стали улицами. После смерти Мегинга участок приобрело домостроительное общество, возглавляемое архитектором Г.?Шредером. В 1898 г. Шлейфером и Браутманом там было построено здание Театра Соловцова на 1105 мест, сейчас это Театр им.?И.?Франко. Им же принадлежит проект здания гостиницы «Континенталь» (1895—1997 годы), где со временем было открыто музучилище, а затем консерватория, которая ныне имеет статус Национальной музыкальной академии Украины им.?П. Чайковского. Кстати, первыми преподавателями в консерватории по классу фортепиано были тоже немцы?— Пфенинг и Клаус.
Архитектор Шиле реконструировал Мариинский дворец, созданный знаменитым итальянцем Растрелли. По его проекту в 1863 году построена биржа (сейчас здание управления делами Кабинета Министров Украины, а в 1871 году — лучшее частное учебное заведение — коллегия Павла Галагана).
— Говорят, что «Мистецький арсенал» и ряд военных сооружений тоже строили немцы?
— Совершенно верно. В 1788 г. создал проект «Арсенала» военный инженер и архитектор Йохан Меллер. Это здание сейчас рассекречено, и его можно фотографировать. Я снимала его с колокольни Киево-Печерской лавры.
Инженер Готлебен проектировал превращение киевских крепостей в форты, а военный инженер Струве в 1870 году начал строительство железнодорожного моста через Днепр, первого в России на кессоновом основании. Он построил в Киеве внутригородскую железную дорогу, выиграв в 1886 г. конкурс на лучший проект. А в 1892 году на ее базе открыли трамвайную линию (первую в царской России и вторую в Европе). Струве провел в городе водопровод, создал систему газового освещения. Благодаря ему на улицах Киева появилось более 500 фонарей. Следует заметить, что архитектор прибыл в нынешнюю столицу Украины в чине штабс-капитана, а дослужился в Киеве до генеральского чина.
Городскую (ныне Парламентскую) библиотеку разработал архитектор Е. Клаве. Комплекс зданий психиатрической клиники (больницы Павлова) — инженер Гешвент. А в 1901 году И. Китнер спроектировал архитектурный ансамбль Политехнического института, состоящий из шести корпусов, выполненных в «романском стиле». Главный корпус имеет длину 260 метров.
В 1901 году академик архитектуры В. Шретер разработал проект Оперного театра на 1628 мест с великолепной акустикой в стиле «французского ренессанса». Ему принадлежит и проект Оперного театра в Дрездене.
По проекту Р.Ф. Мельцера создан Музей западного и восточного искусства (сейчас Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко). А Бессарабку в стиле «украинского модерна» построил немец Г. Гай.
В 1939 году на днепровских кручах возносится здание Горкома компартии Украины, спроектированное архитектором И. Лангбартом. Сейчас в нем находится Министерство иностранных дел Украины.
— А какие известные немецкие скульпторы работали в Киеве?
— Прежде всего, это памятник Великому князю Владимиру, о котором я уже рассказывала. Его создали архитекторы Тон и Дональд-Малиновский и немецкий скульптор Клод фон Юргенсбург. В 1853?году они разработали проект, а в 1855 году установили монумент на Владимирской горке, который является символом Киева.
Бюст российскому классику Александру Пушкину возле 5-й гимназии (нынче Университета транспорта), изготовленный к 100-летию поэта, принадлежит Р.Р. Баху. И даже памятник Тарасу Шевченко, который установлен возле Национального университета, проектировали тоже немцы. Скульптор Манизер и архитектор Левинсон выиграли конкурс на сооружение монумента Кобзарю. Кстати, памятник Тарасу Григорьевичу установили на том месте, где раньше стояла скульптура царю Николаю I, отправившему украинского поэта и художника в длительную ссылку, что, согласитесь, очень символично: на месте монумента тирана-сатрапа теперь возвышается великий Кобзарь, имя которого символизирует украинскую нацию...