В последний раз подобное случилось в 1997 году, когда статуэтку «Скифский олень» и премию 10000 долларов за лучший фильм присудили студенческой работе Донны Сван «СКАД» (Австралия).
Сегодня уникальная ситуация повторилась. При наличии действительно сильного полнометражного конкурса в общем соревновании «Молодости» победил даже не профессиональный короткометражный, а именно студенческий фильм британского режиссера Габриэля Гоше «Человеческая масса».
Второй триумфатор фестиваля — «Ило Ило» сингапурца Энтони Чена — в список наград, в котором уже есть, в частности, «Золотая камера» Канн, добавил еще и первенство в полнометражной категории (плюс сертификат на 2500 долларов) и приз жюри ФИПРЕССИ; специальными наградами главное жюри порадовало режиссеров Агустина Тоскано и Эзекиля Радуски из Аргентины — «за художественное воплощение отношений между слугами и хозяевами и продолжение традиций Бунюэля и Лоузи» в «Хозяевах».
Лучшая в короткометражном конкурсе — «Масляная лампа» (Гу Вей, Франция); специальные награды у «Ноа» канадцев Уолтера Вудмана и Патрика Седерберга «за художественный минимализм в раскрытии драмы виртуального общения» и у «Свистка» Гжегожа Заричного из Польши — «за тонкое и поэтическое изображение повседневной жизни». Первое место среди студенческих лент заняла «Мать» Лукаша Остальского (Польша). Специальный приз жюри «За лучшую актерскую игру» отдали Винсенту Крюгеру, протагонисту «Солнышка» Барбары Отт (Германия). Наконец, приза «Дон Кихот» от жюри киноклубов удостоилась спортивная драма «Сара предпочитает бегать» (Хлоя Робишо, Канада). Другой франкоязычный фильм — «Ребята, Гийом, к столу!» (Гийом Гальен, Франция-Бельгия) больше всего понравился публике, поэтому ему дали и «Приз зрительских симпатий», и специальную награду от киноклубов. В программе «Солнечный зайчик» победил новый фильм польского режиссера Малгожаты Шумовской «Во имя...», а в конкурсе «Молодость — детям» — «Ракета» Кима Мордаунта (Австралия-Лаос-Таиланд).
Что же касается отечественных участников, то полнометражный дебют Дмитрия Моисеева «Такие красивые люди» не получил ни одной фестивальной награды. В лидеры по количеству регалий вышла действительно достойная новелла Ирины Цилык «Помин», которая имеет теперь диплом экуменического жюри и специальный приз национального конкурса «за сохранение традиций украинского кинематографа». Сертификатом на 2500 долларов поощрили Александра Ратия как автора «Возвращения» — лучшей работы национального конкурса.
Более детальный отчет о событиях фестиваля выйдет на этой неделе, однако краткий итог можно подвести уже сейчас. Полнометражная программа, достойная любого европейского фестиваля дебютантов; хорошо подготовленный, насыщенный визит одного из ведущих европейских режиссеров Ульриха Зайдля; мастер-классы и пресс-конференции ряда известных кинематографистов; круглые столы по вопросам кинокритики; отдельный детский конкурс; показ фильмов, которые стали сенсациями на крупных кинофорумах в этом году; социальное кино как сквозной мотив всех программ — все это позволяет утверждать, что «Молодость»-43 стала самой удачной и сбалансированной за последние годы.
СПРАВКА «Дня»
В этом году на «Молодости» было представлено около 300 фильмов из более чем 60 стран. В украинском национальном конкурсе насчитывалось 23 ленты. В полнометражном конкурсе соревновалось 12 картин. Фестиваль проходил в кинотеатрах «Киев», «Жовтень», «Кинопанорама» и «Киевская Русь».