Безусловно, господин Николай Княжицкий (статья «Культурный дефолт Украины») знает кухню украинской «индустрии культуры» вблизи. Он находит ее «болевые точки»: отсутствие национальной продукции, национального рынка в связи с видеопиратством (китайцы сокрушают пиратские видеокассеты и программы танками), незащищенностью украинского информационного пространства «высочеством культурной традиции России...», непомерными налогами на украинскую культурную продукцию и недоразвитостью нашего Интернета.
Но автор допускает кардинальную ошибку, полагая, что «украинские зрители любят, как и зрители всего мира, сериалы и детективы». Этот тезис определяет политику показа украинского «национального» (только с его натяжкой можно назвать таким) — развлекать любыми средствами. Украинским средствам массовой информации следует выработать стратегию, а не хаотическую тактику использования эфирного времени, и вместо прокрутки низкопробных сериалов и лживых детективов знакомить зрителя с украинской и мировой классикой в классической и современной интерпретациях. Телеканалы и радиоканалы Европы и Америки используют классику и современную драму, поэзию, прозу в огромном объеме и, как свидетельствуют исследователи, погружают зрителей в классические тексты, дающие простор воображению, сопереживанию, чего лишены телесериалы. Даже всемирная сеть «Интернет», которая информирует, развлекает, дает возможность развиваться «виртуальным» сверхприбыльным бизнесам, имитирует реальность даже с «дуновением ветра безумно мчащегося автомобиля» (как это сделано в новейшей приставке японской компании «Сони» — всего за 360 долларов), позволяет даже голосовать на американских «primaries», но лишена, как утверждают психологи, сущности интеллигентности, что в переводе с латыни «понимающий, знающий».
Интернет — дитя Калифорнийского университета 1969 года рождения, отец — проф. Ленард Клайнрок, мать — электроника — настолько заворожил человечество, что 150 миллионов (из шести миллиардов) человек пользуются его сетями. Наступила эра глобализации в торговле, обмена информацией, начиная с суперсложных научных публикаций и заканчивая порнографией; свои страницы на Интернете имеют политические деятели, суперзвезды, бизнесмены и даже скромный учитель из-под Измира Чара; появились интернет- наркоманы, просиживающие за электронной шкатулкой по 16— 18 часов, родились хакеры, ради забавы или пользы вламывающиеся в самые защищенные системы Пентагона, банков; экономика даже наиболее развитых стран теряет миллиарды долларов благодаря Интернету через избежание от уплаты налогов, отмывку грязных денег и т.д.
Интернет-радио (в 1999 году появились 60 тысяч таких радиостанций) забавляет, «крутит» музыку 24 часа в сутки; интернет-романы публикуются, читаются и даже отбираются для публикации. Это техническое чудо разрушило границы, позволило миллионам понять, что мы все живем во «всемирном селе», но каждая страна, каждый народ должен иметь свой голос, свою культуру, свою книгу, свою музыку, свой культурный «генетический код», потому что иначе будет тошно жить в мире, где триста миллионов переедает один миллиард, а другой миллиард триста миллионов недоедает, где информированность и наслаждение, даже в виде «интеллектуального продукта», не превратит потребителя всеохватывающего Интернета в интеллигентного человека, скорее «компьютероголик», просидев долгие часы за своей «волшебной шкатулкой», получив мега-мегабайты информации, посмотрев массу сериалов, получив «море радости» и удовлетворения от тысячи хитов, хард-рока и т.п., встает из-за него с закрытыми глазами и мозгом и... Собственно, существует угроза, что «нет-культура», став общедоступной, нивелируя отличия, станет страшным сном цивилизации.