В издательстве «Музична Україна» (в серии «Бібліотека Шевченківського комітету») Т. Швачко издала книгу о легендарной оперной певице, которая стала искренним и трогательным документом любви к мастеру киевской сцены и выдающегося педагога по вокалу, а елей и официоз не коснулись ни одной из ее страниц...
Каждое выступление Евгении Семеновны воспринималось как долгожданное возвращение легенды. Между собой все студентки, да и просто знакомые, называли Мирошниченко Женей. Ее окружала особая любовь — такая же искренняя и непосредственная, как сама Евгения Семеновна — бескомпромиссная и преданная искусству оперы. Ученицы охотно рассказали о том, как профессор Мирошниченко их подкармливала, учила, «выводила в люди», а то и давала пристанище в своей киевской квартире (на Пушкинской, а потом — на Терещенковской и поблизости Ярославового Вала). О ней писали стихотворения поэты...
Многие из почитателей оперного искусства помнят ее Лючию. И ту, которую она пела смолоду, и последний спектакль. Эту сложную оперу Доницетти («Лючия ди Ламмермур») Ирина Молостова поставила в Киеве ради Мирошниченко. Среди последних выступлений певицы можно назвать Марфу в «Царской невесте» Римского-Корсакова и Мюзетту в «Богеме» Пуччини. А кое-кому из наших современников посчастливилось слышать ее ещё в моцартовской «Волшебной флейте», в партии Царицы ночи...
Иллюстрирована книга «Євгенія Мірошниченко» роскошно. Многочисленные фотографии, которые мы находим на её страницах, являются отдельным и очень существенным преимуществом рецензированного издания. Татьяна Швачко не ограничилась изложением давно известных истин, которые могли бы служить лишь символическим текстовым дополнением к иллюстрациям. Ведь комментируемый фотоальбом, посвященный Евгении Семеновне, тоже имел бы право на существование и имел бы спрос... Книга Т. Швачко — это результат кропотливой работы научного работника и журналиста. Со страниц этого издания читатели словно слышат голос Евгении Семеновны. Ее рассказы о том, о чем она не всегда рассказывала в интервью. Прямая речь певицы очень тактично дополнена объяснениями, комментариями, широкими отступлениями, помогающими читателю как можно лучше понять, о чем и о ком рассказывает нам главная героиня книги. Если певица приводит факт или имя, не очень известные современникам, автор берет слово и дополняет именно то, в чём нуждается читатель. Татьяна Швачко убедительно изображает личность, избегая субъективных мемуаров. Здесь нет попыток автора подчеркнуть свою дружбу с певицей или свою исключительную роль в ее жизни. Хотя именно на этом обычно строят содержание таких книг. Вместе с тем для читателя в конечном итоге становится понятным, что между автором и героиней действительно была самая искренняя человеческая дружба. Но тем ценнее она выглядит, потому что она не выставлена напоказ. А, следовательно, читатель доверяет автору и благодарно осуществляет вместе с ним необъятное путешествие во времени — с 1930-х годов до апрельского утра 2009-го, когда Украина и весь мир узнали о том, что Евгения Мирошниченко ушла в Вечность.
В целом в книге мы находим страницы летописи Национальной оперы Украины. Здесь вмещен анализ многих оперных партий, исполненных Евгенией Мирошниченко. Это уже другой, профессиональный, музыковедческий аспект книги, который будет интересен и массовому читателю. Книга снабжена подробной библиографией, фонографией и списком репертуара певицы.
Напомним, педагогическая карьера Мирошниченко продолжалась в течение 29 лет. Это особая страница ее биографии, о которой стоит рассказывать отдельно. Но кто теперь отличит, в чем самая большая заслуга Евгении Семеновны? Для нас она все равно остается мастером оперной сцены. И новая книга поможет всем с благодарностью вспомнить о незабываемой Жене...