Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Независимость страны так просто никому не дается»

Наталья Сумская — о времени, о том, как рождаются новые роли, и о чем мечтает известная актриса, любимая женщина и мама
28 мая, 2014 - 16:27
В «ЖИВОМ ТРУПЕ», НОВИНКЕ В РЕПЕРТУАРЕ ФРАНКОВЦЕВ, НАТАЛЬЯ СУМСКАЯ ОДНОВРЕМЕННО ИГРАЕТ ДВЕ РОЛИ — ТЕЩУ ПРОТАСОВА (НА ФОТО) И МАТЬ ЕГО ДРУГА ВИКТОРА КАРЕНИНА / ФОТО АЛЕКСЕЯ КИТЕЛЯ

Народная артистка Украины Наталья Сумская из тех мастеров, которые не устают нас удивлять своей творческой энергией и актерскими сюрпризами. У нее хватает сил и вдохновения работать на академической сцене и в антрепризе. Наталья Вячеславовна снимается в кино, принимает активное  участие в теле- и радиопрограммах. Она берегиня своей семьи и своеобразный пример единства страны (родилась в Киевской области, росла во Львове и Запорожье). Ценя каждую минуту, актриса предложила встретиться в девять утра. Приехала минута в минуту, хоть часы сверяй!    

— Сегодня точность —  редкость, тем более когда человек на машине. Это у вас по жизни так?

— По крайней мере нас, студентов, так учили в театральном институте. Наш мастер курса — народный артист Украины Анатолий Георгиевич Решетников (дай, Бог, ему здоровья, ведь ему исполнилось уже больше 90 лет!), был очень точен и эту черту прививал и нам. Он всегда делал замечания очень деликатно, но становилось очень стыдно, и поневоле уже сами делали выводы, «что точность — это вежливость королей».

— Расскажите, как вам работалось над новым спектаклем Театра им. И. Франко «Живой труп» Л. Толстого?

— По театральному формату каждый спектакль требует от четырех до шести месяцев. К величайшему сожалению, этот год у нас вышел особенный, и зима в Киеве была такой, что никогда и никому не пожелаешь. Все политические события вносили коррективы и в нашу жизнь, и в работу. В страшные февральские дни даже спектакли отменяли, но актеры репетировали, хотя и находились в подавленном состоянии.

— С вашей точки зрения, как психологическая драма Льва Толстого перекликается с сегодняшним днем?

— Сюжет будто бы банальный, бытовой фон, но оно дает стимул человеку подумать о сущности своего пребывания в этом мире. И больше всего — об одиночестве человека, в этом случае — главного героя спектакля Федора Протасова, которого замучили комплексы, и он не смог двигаться по жизни. В юности я с увлечением читала воспоминания Толстого, его близких, и мне кажется, что в Протасове есть и часть самого автора — побег от себя, от семьи, душевные муки...

О женщине часто говорят только как об объекте любви и обожания, а это еще и стимул — как она держит  мужчину на свете. Возможно, Федор Протасов не дождался такой женщины. Двух его женщин — Лизу и Машу, режиссер спектакля Роман Мархолиа предложил сыграть одной актрисе (Татьяне Михиной). И я тоже исполняла сразу две роли — тещи Протасова и мать его друга Виктора Каренина, с которым она носится. Кстати, обе Анны, как и моя мама — Анны Ивановны. Это был чрезвычайно интересный поиск, потому что эти матери должны быть совсем непохожи друг на друга. Так и случилось. Многие зрители меня даже не узнавали, и для меня это очень важно.

— Мне показалось, что вам интереснее играть протасовскую тещу — такую характерную темпераментную даму, нежели вторую — степенную и благородную госпожу Каренину?

— Они обе были интересны, потому что, как мне всегда говорил папа: «Доченька, все роли характерны: и герой, и антигерой, и негодяй, и резонер, и комик. Все!»

— Это первая постановка режиссера Романа Мархолиа в Театре им. И. Франко. Как вам работалось?

— Он интересный режиссер. Я бы его охарактеризовала как интеллигентно и веселого человека. Роман все переводил в шутку и улыбку. И этот стиль, очевидно, лег и на нашу актерскую «кухню» в поисках персонажей. Сначала были приспособления к режиссеру, мы шутили, иногда остро. Он это доброжелательно принимал и давал возможность фантазировать, интересно подсказывал. А то, что найдено актером, — самое важное. И мы, актеры, постепенно оказались в тех обстоятельствах, которые нам начинали нравиться, потому что это для нас было новым. А уже на последних прогонках добавились и эта сценографическая условная «промзона» — какая-то невероятная стена, которую режиссер придумал с художником Владимиром Ковальчуком. И роскошные платья, широкие шляпы и высокие каблуки, созданные нашим франковским мастером Натальей Рудюк, дают интересное сочетание с этим сценографическим величием.

— Ваша своеобразная творческая лаборатория — это спектакли Театральной компании «Бенюк и Хостикоев». Готовите что-то новенькое?

— Почти ежегодно ко Дню Независимости мы пытаемся выпускать премьеру. Сейчас в поисках нового материала. И постоянно у нас вертятся названия пьес. Когда произошел Майдан, я сказала Анатолию Георгиевичу (Хостикоеву): «Смотри, как сегодня актуален наш «Задунаец за порогом». Было бы хорошо  показывать его по всей Украине»!

— Рано или поздно стране нужно будет «заживлять раны».

— Этим театр и должен заниматься. Например, «Кайдашеву сім’ю» я бы с удовольствием чаще показывала. Сегодня в планах франковцев есть итальянская комедия «Моя профессия — синьор из высшего общества».  Я считаю, что «Синьор ...» одна из лучших комедий (настоящее пособие по актерскому мастерству), и долгое время была визитной франковцев, поэтому это одна из причин, почему необходимо вернуть эту пьесу на нашу сцену, которая даст возможность поиграть замечательный материал молодым актерам . Ставить спектакль будет Анатолий Хостикоев, потому что он хорошо знает «Синьоре ...», ведь сам был роскошный и в роли Антонио, и в роли Леонида Папагатто.

— У вас с режиссером Игорем Славинским, известным украинским режиссером, в прошлом году была интересная антрепризная постановка в Одессе, расскажите о ней?

— Это первая моя иногородняя антреприза, и я безгранично благодарна Игорю Николаевичу, что он меня пригласил к сотрудничеству. Мы с мужем как раз ехали на гастроли и читали пьесу «Ураган по имени Одесса». Прочитали на одном дыхании, и я сразу же позвонила Славинскому, что согласна играть. На крыльях полетела в Одессу, где он ставил спектакль. Там были актрисы-одесситки, поэтому нужно было как-то деликатно попробоваться. И хотя я профессионал, но почувствовала себя словно с нуля. И это волнение добавило какого-то такого хорошего драйва. Они меня приняли в свою группу, и теперь я езжу играть. А когда не успеваю, меня заменяет моя коллега — одесситка Юлия Скарга. Создатели этой пьесы — одесситы Анатолий Тарасунь, Евгений Хаит и Виктор Явник, изобразили очень теплую семейную пару Марии и Миши Шапиро, которые выехали из Южной Пальмиры на Брайтон. Моя героиня — бывшая балерина, а теперь она прикована к инвалидной коляске. Авторы в совершенстве владеют разговорным жанром и монологи там замечательные! И стоило мне немножко пошутить на репетиции, как они, услышав, написали новую пьесу. Мой партнер Олег Филимонов — кумир одесской публики. А еще один участник спектакля — одессит Олег Левинзон — сейчас живет в Израиле и специально приезжает играть в Одессу, настолько театр имеет большое место в их жизни. И Одесса уже для меня стала родной. И когда 2 мая там произошли страшные события, погибли люди, то я сразу же позвонили по телефону своим одесским коллегам, чтобы узнать, как они там, нужна ли помощь.

— Расскажите о своих наработках в кинематографе?

— Снялась в сериале «Пляж», сыграла смешную и противную тетю, которая всех вокруг вымучивает. Снимали мы в Одессе (это копродукция с Россией, поэтому не знаю, где лента и когда ее покажут). Съемки сериала «Пока станица спит» до сих пор продолжаются: персонажи постоянно меняются. Я там играла жену атамана. Снимались вместе с Анатолием Хостикоевым. Спасибо режиссеру Бате Недичу, что он давал возможность нашим героям, то есть нам с Анатолием Георгиевичем, петь украинские песни. Также снялась в фильме молодого режиссера Христины Ярошенко «Немного другие», который на международном кинофестивале в Нью-Джерси получил Гран-при. Христина интересно снимала, и это студийство я очень ценю. Это была благотворная работа, которая всегда очень привлекает.

— Ваш сын Вячеслав сейчас осваивает актерские азы в театральном университете, успешно ли?

— Сегодняшнее студенчество как раз в тех поисках, в которых и мы когда-то. Сын еще учится, но мечтает играть и в Театральной компании, и в Театре им. И. Франко, ведь совсем юных актеров там нет, поэтому молодежь очень ценится. Актерская природа у сына есть, но надо его сориентировать. Он приходит на репетиции, смотрит, как работают старшие коллеги, а это для него — настоящий мастер-класс.

— Сегодня в нашей стране трудно, и, видимо, каждый ее гражданин чувствует боль и тревогу.

— Думаю, мы должны помогать и высокодуховные авторитеты нации — люди, которые силой своего величия могут успокоить себя, близких, общество, дать советы. И, конечно, надо ходить к людям. Еще моя бабушка, которая немало пережила, говорила: «Если трудно, иди к людям, не будь одна. Ты найдешь хороших людей»... Поможет и искусство. Наш народ переживал еще худшие времена, чем сейчас, но выстоял! Независимость страны так просто никому не дается, но я верю на лучшее Украины!

Галина ЦЫМБАЛ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ