В последние месяцы кинорежиссер Никита Михалков стал в России, будто телевизионная ведущая Ксения Собчак, которую, по чьему- то точному изречению, не убьет даже капля никотина. Правда, трусики свои режиссер никому не демонстрирует и никого, слава Богу, не посылает на три буквы. Но шума вокруг его фигуры — словно он стал поп-звездой. Правда, шум этот несколько иного толка. Михалков то напишет политическое письмо с предложением оставить Владимира Путина на третий президентский срок, то его фильм «Двенадцать» выдвинут на американский «Оскар». А вот недавно стало известно, что этот фильм получил главный приз Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Еще раньше эта работа получила «Золотого льва» Венецианского фестиваля.
Странно, но Михалкова никто не упрекнул, что идея ленты позаимствована у американского режиссера Сидни Люмета, снявшего в 1957 году фильм «Двенадцать разгневанных мужчин», где так же, как и в михалковском фильме, двенадцать присяжных заседателей идут в отдельную комнату и решают судьбу пуэрториканского подростка, обвиненного в убийстве собственного отца. Сначала одиннадцать из них считают, что юноша виновен, но в процессе обсуждения соотношение меняется с точностью до наоборот — один за то, что виновен, и одиннадцать за то, что не виновен. В михалковском фильме все точно так же — только реалии не американские, а российские. Обвиняемый подросток не пуэрториканец, а чеченец, якобы убивший своего приемного отца, бывшего офицера российской армии. Но, видимо, можно закрыть глаза на своего рода плагиат, потому как лента его сделана весьма убедительно. Но самое главное — она стремится разрушить современные российские стереотипы, в частности, о том, что чужой обязательно враг, что чеченец не может быть честным и благородным.
Но вот что странно. Перипетии вокруг «Двенадцати» и имени Михалкова напоминают ситуацию с Советским Союзом: Москва, с одной стороны, призывала отказаться от гонки вооружений, а с другой — прикладывала все усилия, чтобы эта гонка продолжалась. В свое время Михалков снимает прекрасный фильм «Утомленные солнцем», ставший развенчанием сталинизма. «Двенадцать» тоже отстаивает гуманистические ценности, которые вряд ли понравятся сторонникам сталинизма. И в то же время знаменитый режиссер пишет письма правительству, где предлагает, вопреки конституции, оставить при власти того, кто сказал, что самой большой трагедией прошлого века стал развал СССР, того, чьи структуры предлагают называть Сталина наиболее успешным советским руководителем, а его репрессии миллионов людей оправдывать необходимостью строить большое государство. Неужели для того, чтобы снять антисталинское кино, непременно нужно прогнуться перед властью? Все же точно: «Умом Россию не понять».