Эти программы, будто магнит, весьма мощно привлекли внимание как к самому фестивалю, так и к классической музыке. В таком формате и с таким звездным составом - она звучала здесь едва ли не впервые.
Настоящий фейерверк классической музыки и определенный культурный шок вызвал у горожан и гостей столицы украинского Приазовья - проект «Ночь в опере».
Мировая оперная классика звучала в блестящем исполнении оперных звезд, которых признал мир. Все они солисты Национальной оперы Украины - Татьяна Ганина, сопрано; Алла Позняк, меццо-сопрано; Николай Шуляк, тенор и Дмитрий Агеев, бас.
Дмитрий Агеев
Роскошная палитра голосов, поддержанная инструментальными красками симфонического оркестра Харьковской филармонии под руководством дирижера Юрия Янко. Харизматичная ведущая, настоящая жемчужина Украинского радио - музыковед Галина Бабий, - и создана действительно искрящаяся, как бокал шампанского, программа: Джоаккино Россини, Жорж Бизе, Гуно, Гаэтано Доницетти, Сергей Рахманинов, Джакомо Пуччини, Сен-Санс. Лучшие оперные арии и настоящие вокальные шедевры. Вечерние платья солисток и смокинги мужчин. И огромная, полная людей, чаша Театральной площади: на оперу пришли семьями, от младенцев до людей почтенного возраста, множество молодежи, из тех, кто прибежал, пришел и приехал на велосипеде или скейтах. Дети, которые весь вечер, как в сказочном экстазе, танцевали в пространстве перед сценой. Праздничная атмосфера трепетала и бурлила в ночном воздухе, безупречные голоса лились в эфир: сочный и свежий голос Татьяны Ганиной, страстный и волнующий - Галины Позняк, вибрирующий светом любви - Николая Шуляка, мощный и глубокий, как море - Дмитрия Агеева.
Татьяна Ганина
Кульминация вечера обозначилась в программе сплошной интригой: мировая премьера симфонической сюиты «Ночь в опере» - по названию известного альбома рок-группы Queen - A Night at the Opera, занявшего шестую позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времен». Автор сюиты - Теодора Видерунт. Незнакомое имя – очевидно, творческий псевдоним и еще одна интрига. Новое произведение посвящалось дню рождения солиста Queen, Фредди Меркьюри (1946-1991), которому 5 сентября исполнилось бы 75...
«Воспроизвести голос своего кумира Фредди Меркьюри голосом виолончели - это мечта, к которой я шел более 20 лет», - с этими словами солист-виолончелист и продюсер этого концерта Александр Пириев готов был к выходу на сцену. Ведущая, обращаясь к публике, подчеркнула, что в симфонической сюите также прозвучит запись голоса самого Фредди Меркьюри, «который всегда привораживал яркой театральностью и часто обращался к оперной эстетике». Итак, стремление легендарного Фредди Меркьюри «быть в опере» исполнилось еще раз этой ночью - на украинской земле.
Алла Позняк
После ливня аплодисментов и повторения премьерной части на бис первые впечатления от услышанного выразила Диана Трима, директор департамента культурно-общественного развития горсовета Мариуполя: «Я ждала именно этого концерта: выступления Харьковского симфонического оркестра и мировых оперных звезд, а во второй части - мировой премьеры «Ночь в опере». Как организатор, переживала, чтобы выполнить все технические и звуковые требования ради грандиозного звучания оркестра, оперных солистов и сольной виолончели на сцене под открытым небом. Людей пришло очень много, и те, кому не хватило стульев, садились на рюкзаки, бордюры, траву или просто стояли, чтобы услышать мировую классику вживую, и это очень приятно. То, к чему мы так стремились, готовя и сам фестиваль, и этот концерт. «Ночь в опере» поразила всех эффектным сочетанием визуала - фото и видео легендарного рок-исполнителя и симфонической музыки, голоса Фредди Меркьюри и музыки соло-виолончели. Должна сказать, в этом году Mariupol Classic сумел удовлетворить прихоти и ожидания всех ценителей классики. Мы открыли новую локацию - руины Хоральной Синагоги, которая долгие годы стояла заброшенной. Теперь это топ-место, которое имеет очень большой потенциал как интересная площадка для современных арт-перформансов. Традиционные для фестиваля сцены Камерной филармонии и драматического театра поражали оригинальными программами, количеством и качеством исполнителей мирового уровня, которые посетили Мариуполь впервые и аншлагами. В этом году фестиваль принес сплошной позитив».
Николай Шуляк
После премьеры Александр Пириев раскрыл некоторые подробности проекта:
_Основой симфонической сюиты стали четыре любимые композиции, которые, по моему мнению, передают скрытую глубину личности Фредди Меркьюри. Это «Песня пророка», The Prophet's Song, которая по семантике близка к идеям зороастризма, самой древней религии в мире, ведь Фредди Меркьюри был ее последователем. Затем - любовь всей жизни, Love of My Life - самая известная баллада, которую он написал для своей подруги Мэри Остин (обе композиции из альбома A Night at the Opera). Третья, самая трагическая для меня, словно завещание, «Bijou» - из последнего прижизненного альбома Innuendo - в этой части сюиты мы, через специальный композиторский прием, подали голос самого Фредди Меркьюри. И на финал - традиционная композиция, которой рок-группа Queen заканчивала все свои живые концерты, и в том числе – легендарный альбом A Night at the Opera - это God Save the Queen, где присутствует символическая для группы игра слов. Все части сюиты перетекают одна в другую, согласно оперным канонам, которых, и это важно, - придерживался и альбом рок-группы Queen A Night at the Opera.
Как и в творчестве Фредди Меркьюри, в последовательности частей сюиты нет никакой случайности. Плюс - много мистических смыслов. По названию альбома A Night at the Opera создан наш проект: синтез оперной классики и рок-симфонической сюиты «Ночь в опере». Так же Фредди Меркьюри в течение жизни двигался - от рок-музыканта к мировой классике, и это признала даже примадонна Монсеррат Кабалье. Произошло то, о чем я мечтал: 75 лет со дня рождения кумира миллионов мы отметили не банальным кавером из известных песен, а специально написанным, новым, оригинальным произведением, где музыка Queen, голос Фредди Меркьюри, мощный оркестровый поток - объединились в одно целое. Надеюсь, это хорошее начало для Мариуполя, который тоже меняется: вы видели эту зрительскую площадь, которая нас не отпускала. Очевидно, город Мариуполь стоит того, чтобы иметь свой оперный театр - здесь уже есть подготовленная публика, и руководство города понимает, что именно высокая планка культуры сделает его европейским и оставит в прошлом все его серые будни. Я счастлив, что премьера состоялась именно здесь и именно так, как, возможно, хотел бы сам Меркьюри. Украина сегодня открыла его музыку с совершенно другой стороны».
Фестиваль Mariupol Classic реализовывался уже в четвертый раз, и впервые в рамках проектов «Мариуполь - Большая культурная столица Украины» и культурных инициатив «Диалог на языке искусства» при поддержке Украинского культурного фонда.