Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая сакральная музыка

23 января, 1996 - 20:02

Лига творческой интеллигенции Львовщины выдвинула на соискание Шевченковской премии авторский коллектив фонографических серий «Духовна музика України» и «Персоналії».

Эту серию подготовили: Богдан Козак (актер), Александр Козаренко (композитор), Николай Кулик (дирижер). Тяжело определить всю значимость работы этих мастеров. Ведь эти проекты включают 91 позицию: от древней сакральной украинской монодии до первой «Української Кафолічної Літургії для хору та оркестру».

27 сентября 2005 года в концертном зале Львовской филармонии состоялось необычное музыкальное событие — премьерное исполнение Архиерейской Божественной Литургии для хора и оркестра Александра Козаренко в исполнении хора и оркестра капеллы «Трембіта» под руководством дирижера Николая Кулика. Эта творческая акция вызвала как искренний восторг и радостные эмоции, так и определенную сложность восприятия и некоторое удивление. Ведь это произведение не укладывается в стереотипы литургической музыки восточного обряда. Но присмотритесь к нему ближе и беспристрастно: что же хотел создать автор и насколько это ему удалось?

«Українська кафолічна літургія» талантливого львовского композитора Александра Козаренко создана как архиерейская Служба Божья по случаю 50-летия Стемфордской епархии в США с благословения владыки Василия Лостина. Она написана для необычного для украинской церковной музыки исполнительского состава — смешанного хора, солистов, органа и симфонического оркестра. Автор преследовал цель объединить восточную богослужебную обрядность и западные композиторские техники и исполнительские средства. Национальная сущность этой литургии проявляется как интонационным материалом (древние украинские литургические песнопения), так и его композиторской проработкой в стиле украинских классицистов (в первую очередь Бортнянского, а также «новой» школы начала XX века). Здесь автор остается верен собственным творческим идеям, которые успешно реализовал в своих предыдущих произведениях — «Острозький триптих», «Страсті», «Богородичні пісні» и др. В то же время он сделал попытку, значимую и удачную, внести элементы модерных средств европейских стилей, ориентируясь на достижения таких композиторов, как Верди, Пуччини, Яначек, Чайковский, Рахманинов. Т.е. он пытается идти тем путем, который в свое время прокладывали в европейское творческое пространство Николай Дилецкий, Андрей Рачинский, Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артем Ведель (и какие были результаты!), сохраняя при этом православную сущность литургических произведений.

Но это произведение нашего времени, произведение начала нового тысячелетия, в котором композитор объединяет все эти довольно разные направления в единую композицию. Объединяет весь этот материал несколькими структурами — мелодичными и гармоничными, вырастающими из целотонового кластера, экспонируемого в оркестровом введении Первого антифона. Контрастом к сфере диатоники служат романсовые интонации сольных и ансамблевых эпизодов, а также позднеромантические гармонические альтерации оркестрового сопровождения. Дополнительным контрастирующим фактором и, одновременно, обновленными эпизодами являются хоровые a capella (ектеньи, кондаки, тропари). Следовательно, традиционная структура восточного литургического цикла удачно сочетается с установившимися принципами европейской кантатно-ораториальной музыки.

Исполнители с большой ответственностью отнеслись к необычному творческому заданию. С одной стороны, нужно было донести дух и религиозную ментальность литургии восточного обряда, а с другой — преодолеть значительную техническую и исполнительскую сложность произведения модерного и необычного для украинской церкви. И следует заметить, что премьера удалась. Удалась и потому, что капелла «Трембіта» за последние 15 лет приобрела огромный опыт именно в исполнении больших масштабных произведений — как украинской музыки (Дилецкий, Бортнянский, Вербицкий, Людкевич, Колесса, Каминский, Козаренко), так и западной («Мессия» Генделя, «Реквием» Россини и др.), — и потому, что композитор очень удачно уравновесил религиозную и творческую парадигму Восток-Запад. Можно лишь отметить, что премьерное исполнение было где-то обременено избыточной концертностью, подчеркнутым артистизмом, являющимся естественным для каждой премьеры, хотя для премьеры литургической композиции менее приемлемым. Но в этом вряд ли можно углядеть большой грех. Прекрасный концертный зал Львовской филармонии, празднично настроенная публика, присутствие владык Украинской Греко-Католической и Православной церквей оказали положительное влияние на настроение исполнителей капеллы. Очевидно, следует подумать в будущем и о строго литургическом исполнении этой Архиерейской Службы Божьей, в частности, при записи на компакт-диск.

Отдельно следует упомянуть автора проекта и продюсера Михаила Перуна. Именно по его инициативе при фундации «Андрей» создается серия «Духовна музика України», которая уже снискала признание и благодарность многочисленных почитателей украинской церковной музыки. Ценность проекта состоит не только в создании конечного продукта — компакт-диска. Это и поиск соответствующей музыки, и работа с исполнительскими коллективами, это и заказ на создание новой литургической и религиозной музыки у ведущих композиторов Украины, это, в конце концов, поиски средств и жертвователей. Поэтому проект имеет универсальное измерение и в этом смысле является уникальным в Украине.

Все это дает основания надеяться на то, что авторский коллектив фонографических серий «Духовна музика України» и «Персоналії» будет удостоен наивысшей награды Украины за развитие традиций украинской духовной музыки, их инновационные формы, их презентации в мире. 

Юрий ЯСИНОВСКИЙ, доктор искусствоведения, Львов, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ