Итак, произошло неотвратимое: после экспериментов в жанрах детектива и психологической драмы автор романов о Гарри Поттере занялась тем, что у нее получается лучше всего: слаганием историй о волшебниках.
На этот раз у нее действуют уже не юные вундеркинды, а вполне взрослые персонажи: магическая полицейская Тина Голдштейн (Кэтрин Уотерстон), ее сестра — красавица и телепатка Квинни (Элисон Судол), случайный толстяк-булочник Якоб Ковальски (Дэн Фоглер) и рыжий чудаковатый британец Ньют Скамандер (Эдди Редмайн), приехавший в Нью-Йорк в 1926 году (сухой закон, мафия и тому подобное) с полным чемоданом всевозможных созданий. Собственно, вокруг этих существ и поднимается суета с непредсказуемыми последствиями.
В действительности «Фантастические твари и где они обитают» — не роман, а типичный бестиарий (во вселенной Поттера — пособие для магов, автором которого и является Скамандер), так что, по сути, сценарий писался заново, и его — впервые — создала сама Роулинг; в предыдущих частях «поттерианы» не имевшая такого контроля над драматургией. Режиссером выступил Дэвид Йейтс, снявший четыре последние картины «Гарри Поттера».
В фильме заметны и сильные стороны, и недостатки дуэта Роулинг-Йейтса. Во всем, что касается разного рода причудливых существ, магических практик, экзотических пейзажей, ослепительных спецэффектов, «Фантастические твари...» — это прекрасная экранная сказка, вызывающая прямо-таки детский восторг (на вороватого утконоса, в частности, можно смотреть бесконечно). Когда же дело доходит до людей, то начинаются сложности. Роулинг никогда не была сильна в лирических сценах и психологических нюансах, а здесь сама логика рассказа нуждается в них в ощутимо большем объеме, чем в приключениях Поттера. Эдди Редмайн — хороший актер (в прошлом году получил «Оскара» не только за красивые глаза), но остальные из основного состава, за исключением злодея Персиваля в исполнении непревзойденного Колена Фаррелла, до его уровня недотягивают. Диалоги изобилуют штампами, юмор дает осечки. В итоге все это приводит к регулярным западаниям во вполне банальный мелодраматизм.
И все же Йейтсу и Роулинг удалось главное — создать убедительный магический мир в антураже джазово-гангстерской Америки, пусть и с помощью уже использованных приемов. Благодарная и немалая публика у нового развлечения уже есть: фильм бьет кассовые рекорды по всему миру. Остается надеяться, что фантазии и вдохновения авторам хватит на весь цикл, в котором запланировано пять частей.