Есть в мире музыкальный инструмент, мелодичное звучание которого не спутаешь ни с чем другим. Он возник на заре истории человечества, десятки тысяч лет тому назад, впоследствии распространился в древнем Египте и Мессопотамии, античных Греции и Риме, средневековой Европе, Китае, Индии, Японии и по всему миру. Его изготавливали из всех возможных материалов, начиная от костей животных и заканчивая золотом. Да, это флейта. На сегодняшний день это один из основных духовых инструментов не только в составе симфонического оркестра, но и джазовых, рок— и поп-коллективах. О флейте, ее месте в классической и современной музыке, универсализме и популярности этого инструмента мы поговорили с заслуженным артистом Украины, лауреатом многих международных конкурсов, солистом Национальной филармонии Юрием ШУТКО.
«РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ СЫГРАЛА ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА»
— Расскажите, почему из всех инструментов вы выбрали именно флейту? Чем она для вас особенная?
— Мои родители — музыканты. Отец работал во Львовской музыкальной десятилетке, преподавал скрипку, был завотделом. Мама до сих пор работает во Львовской консерватории, ездила на международные конкурсы, концертировала как скрипачка. Поэтому с 8 утра она постоянно занималась скрипкой. Учитывая то, что мама была очень талантливой скрипачкой, ей из госколлекции СССР давали инструменты — она играла на двух скрипках «Страдивари» и «Вилема». У «Страдивари» настолько высокочастотный звук, что под него спать невозможно. Поэтому хоть я сова, люблю долго поспать, но утром просыпался под скрипку. При этом слушал не пьесы или концерты, а длинные звуки, гаммы (улыбается).
Конечно, меня решили отдать на скрипку. Еще с пяти лет я начал играть, но мне, честно говоря, не очень нравилось: потому что все играли на этом инструменте. Поэтому я поступил во Львовскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат имени Соломии Крушельницкой, проучился до 5 класса на скрипке и сказал отцу, что дальше не хочу.
Впоследствии меня перевели на флейту. У родителей были друзья-музыканты, и один знакомый альтист сказал, что есть очень хороший педагог Иван Андреевич Левкович, который учит игре на флейте и прекрасно общается с детьми. Привели меня к нему, чтобы тот посмотрел, могу ли я на этом инструменте играть (я как раз закончил четвертый класс). Он дал мне флейту. Когда я увидел ее (а это было впервые), то мне понравилось, что это такая блестящая трубочка с клапанами. Но, конечно, ни одного звука на ней я сыграть не смог.
ВЕЛИКИЙ ПРУССКИЙ КОРОЛЬ ФРИДРИХ II БЫЛ ПРЕКРАСНЫМ ФЛЕЙТИСТОМ. БЛАГОДАРЯ ЕМУ ПОЯВИЛАСЬ МОДА НА ВЕЧЕРНИЕ ПРИДВОРНЫЕ КОНЦЕРТЫ НЕ ТОЛЬКО ПРИ ПРУССКОМ ДВОРЕ, НО И ВО ВСЕХ КОРОЛЕВСКИХ ДВОРАХ ТОГДАШНЕЙ ЕВРОПЫ (НА ФОТО — КАПЕЛЛА ФРИДРИХА ВЕЛИКОГО)
Преподаватель сначала посоветовал пойти лучше на кларнет, потому что что-то у меня губы не такие (теперь уже с высоты своего возраста и опыта понимаю, что он просто не хотел связываться с коллегами, потому что нередко возникают проблемы). Но кларнетист уже ушел домой, потому что как раз было шесть вечера. Вернулись мы назад, он согласился, раз уже так сложилось (улыбается).
А я уже во флейту влюбился. В частности еще потому, что я на скрипке уже играл романтичный концерт, который длился 20 минут, на выпускном. А также большие этюды и серьезные пьесы. Заверяю, 40 лет тому назад в десятилетке был очень высокий уровень игры на фортепиано и скрипке. Нужно было серьезно готовиться. А здесь, на флейте, смотрю: мальчик зарев две пьески и все. Это заняло у него пять минут. И он говорит педагогу: «Может, еще поиграть?». А тот ему: «Не нужно, потому что ты и так измучился». Я понял, что это хороший инструмент, потому что на нем не нужно долго заниматься. Можно десять минут — и все.
Когда мы приходили к педагогу, был май месяц, а учеба начинается с сентября. И казалось, я должен был бы радоваться, что имею три месяца отдыха. Но в тот вечер мы поехали к бабушке на огород, я себе срезал из ревеня (из него еще компот вкусный делают) трубочку, сделал дырочки и попробовал что-то играть на этой «сопилке», потому что уже тогда хотел заниматься.
Решающую роль сыграла личность педагога, который с детьми прекрасно находил общий язык.
«БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОДХОДИТ БАРОККОВАЯ МУЗЫКА»
— Какой музыкальный стиль, по вашему мнению, больше всего подходит для флейты как для инструмента?
— Современная классическая флейта начала развиваться в эпоху барокко, именно тогда было написано много музыки для этого инструмента. В частности, Иоган Себастиан Бах написал для флейты 6 сонат, у него есть несколько концертов для флейты с другими инструментами, двойных и тройных. Ему принадлежат прекрасная Сюита си-минор для флейты с оркестром, где последняя часть — всем известная «Шутка», сольная Партита для флейты. Кроме того, для флейты писали все сыновья Баха.
Кстати, осенью 13 октября с прекрасным пианистом Юрием Котом в Колонном зале Национальной филармонии будем впервые в Украине представлять фундаментальный цикл всех сонат Генделя. Концерт будет посвящен 260-летию со дня памяти Георга Фридриха Генделя под названием «12 сонат для флейты и клавира». Они длятся более двух часов, но это того стоит. Хотя чрезвычайно сложно. Для сравнения: весьма сложные «Шесть сонат для флейты и клавира» И. С. Баха длятся всего полтора часа.
Сонаты разные по размеру: из трех частей, из семи. Они достаточно интересные, потому что там представлены все тогдашние танцы Европы — сарабанда, менуэт, гавот, бурре, жига. Гендель писал эти сонаты в течение всей жизни, поэтому это ретроспектива через два инструмента всего камерного творчества Генделя, а он прожил 74 года. Очень интересно услышать этот музыкальный жанр, любовь к которому он показал через дуэт флейты и фортепиано. В наше военное время жизненных и мировых пертурбаций именно музыка того стиля и времени, мне кажется, будет интересной для слушателя.
Существует еще одна важная причина, почему флейта так развивалась в ХVIII веке. Великий прусский король Фридрих ІІ, которого немцы считают одним из самых величественных героев немецкой нации, сам играл на флейте и был прекрасным флейтистом. Он имел свою капеллу и каждое утро перед государственными делами до королевской аудиенции занимался музыкой. А вечером давал в своем замке флейтовый концерт, где все придворные его слушали.
Капелла у него была прекрасная, состояла из самых выдающихся музыкантов того времени: в частности в состав капеллы входили сын Иоганна Себастиана Баха — Карл Филипп Эмануэль Бах, выдающийся чешский композитор Франтишек Бенда, основоположник современной флейтовой школы, учитель Фридриха ІІ — Иоганн Иоахим Кванц, выдающиеся композиторы того времени Христоф Шаффрат и Карл Генрих Граун. Благодаря Фридриху ІІ появилась мода на вечерние придворные концерты не только при прусском дворе, но и во всех королевских дворах тогдашней Европы. Флейта стала очень популярной при французском дворе и правителях немецких королевств. Поэтому именно барокковая музыка больше всего раскрывает характер флейты.
Второй всплеск флейтовой популярности приходится на начало ХХ века, когда, например, Клод Дебюсси написал свое знаменитое флейтовое соло «Сиринкс» для пьесы французского драматурга Габриэля Мюррея «Психея». Тот заказал Дебюсси эту пьесу, чтобы показать, как бог Пан умирает под музыку своей флейты. Также у Дебюсси есть интересная соната для флейты, арфы и альта.
Писали для флейты и французские композиторы Альберт Руссель и Жак Ибер, а также знаменитая «Шестерка» композиторов и группа «Молодая Франция», потому что в то время они, как и французские художники, обращались к тематике стран Полинезии и Африки. В этих странах, нередко первобытнообщинного строя, люди из музыкальных инструментов имели лишь флейту и бубен. Поэтому французские композиторы считали, что именно звук флейты лучше всего передаст колорит, танцы, ритмы, определены африканские или полинезийские мотивы.
Поэтому в это время флейта стала очень популярной и приобрела свой расцвет именно во Франции. Тогда на авансцену вышли самые выдающиеся флейтисты ХХ века. В середине ХХ ст. флейта сравнялась по популярности и значимости с такими инструментами, как фортепиано, скрипка и виолончель.
ЗОЛОТОЙ ТЕМБР
— Вы играете на золотой флейте?
— Да, она полностью из золота. 20 лет тому назад я купил ее в Лондоне. Это флейта японской фирмы «Sankyo», которая выпускает инструменты специально для концертирующих музыкантов по всему миру. Они свои флейты приравнивают к скрипкам Страдивари. Тогда я мог купить вместо нее двухкомнатную квартиру в Киеве (улыбается). Это хороший инструмент, а для концертирующего музыканта — это очень важно. Почему из золота? Потому что оно дает неповторимый тембр. Очень интересно звенит дыхание воздуха, которое проходит через золотую трубочку, он абсолютно по-другому вибрирует, чем когда идет через дерево или серебро. От этого неповторимый и завораживающий звук.
— Я знаю, что для скрипки, например, недавно возник новый музыкальный стиль — «pop-violin» (популярная скрипка), что привлекает внимание широкой аудитории к этому инструменту. Существует ли подобный стиль для флейтистов?
— Флейта — это универсальный инструмент, потому на ней можно играть все что угодно. То есть не только соло, но и в разных ансамблях и оркестрах. Есть чрезвычайно много флейтовых ансамблей — с фортепиано, с органом, арфой, клавесином. В настоящий момент у нас каждую неделю проходят концерты с прекрасным гитаристом Андреем Остапенко. Мы даже создали первый в истории независимой Украины ансамбль такого состава под названием «Duetto Concertante». Такой дуэт — флейта-гитара — в настоящее время очень популярный в Западной Европе, надеемся, что благодаря нашим с Андреем концертам, станет настолько же популярным и в Украине. Также флейту часто используют в джазовых ансамблях.
В современной музыке есть много приемов, когда стучат клапанами, продувают трубку, играют аккордами, разными флажолетами, но мне это не очень интересно. Я считаю, что все же флейта — классический инструмент, а я — классический музыкант. Классической музыки для флейты написано очень много, и этого вполне достаточно. Даже целой жизни не хватит все переиграть.
— Какое ваше любимое музыкальное произведение для флейты?
— В 50 лет я прихожу к выводу, что эти произведения касаются не только флейты, но и других инструментов. Во-первых, самый значимый композитор — это Бах. Также все выдающиеся мастера создавали музыку в эпоху Барокко. Потом идет классика (Моцарт и Бетховен). Из романтики — нужно остановиться на Шуберте. Четыре выдающихся композитора — Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт — это те глыбы, которые нужно играть каждому музыканту, и без которых музыкальное искусство было бы невозможно.
«НА СЦЕНЕ НУЖНО ВЫДАВАТЬ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ... СОВСЕМ НЕ КОНЕЧНЫМ»
— Расскажите о будущих концертах.
— Скоро у меня концерты с Андреем Остапенко в Херсоне, Виннице, Ровно. Под Новый год с прекрасной пианисткой Ларисой Деордиевой будем исполнять шесть сонат Моцарта, которые он написал в Лондоне, когда ему было всего восемь лет. Это чрезвычайно интересный и взрослый цикл. Можно сказать, первое его фундаментальное произведение, и опять же он выбрал флейту. Это первая серьезная проба пера и необычные сонаты. Будем играть в Белой Церкви, думаю, и в Киеве.
С Андреем Остапенко нашим «Duetto Concertante» в августе у нас запланировано четыре концерта с тремя разными программами. 3 августа в Музее Заньковецкой состоится интересная программа «Музыка души», 10 — концерт «Итальянская фантазия» в Музее киноискусства в заповеднике при Лавре. 17 августа играем «Duetto Concertante» в Лютеранской Кирхе и завершаем 28-го — в Музее Косенко с программой «Музыка души».
— Вы выступаете за рубежом? Сотрудничаете ли с кем-то из иностранных музыкантов?
— Это было раньше и это было одно из наиболее интересных событий в моей жизни. Меня пригласили вместе с Государственным румынским оркестром и прекрасным швейцарским дирижером Симоном Камартином сыграть высоко в горах Швейцарии. Там где заканчивается автомобильная дорога, и целый год лежит снег.
Выдающийся современный швейцарский композитор Джон Дерунгс написал «Три интермеццо» — большое фундаментальное произведение на полчаса музыки для флейты с оркестром. Мы исполняли это произведение на открытии концертного зала в Альпах, в городке Фалера, где живет около 20 человек, но это туристический центр. И в Швейцарии, на высоте 1500 м над уровнем моря, построили зал на полторы тысячи мест с прекрасной акустикой, весь из финской сосны. Это указывает на то, какой популярной является флейта в Швейцарии и Франции, и какое бережное отношение к культуре и искусству в этих странах.
— Где больше всего нравится выступать?
— Больше всего нравится заниматься и играть у себя дома. Потому что когда я в творческой лаборатории, то могу что-то повторить, отточить каждую ноту и прослушать каждую паузу. Также в ежедневном творческом процессе открываются новые грани искусства, и можно с головой погрузиться в глубины замысла композитора. Тысячу раз сыграть одну нотку по-разному, а на следующий день все забыть и начать поиски снова. И именно домашние занятия являются настоящим искусством. То, что можно найти здесь, на сцене не найдется. Потому что на сцене нужно уже выдавать конечный результат, который, в итоге, оказывается вовсе не конечным, а только одним из вариантов, в ряду последующих поисков.
— Ваша жена тоже музыкант?
— У нее очень интересная жизненная история. Она закончила консерваторию как пианистка, потом аспирантуру, защитилась как музыковед. Далее работала журналистом. Впоследствии увлеклась Османской историей и начала заниматься османистикой. Написала уже несколько книжек о жизни наших соотечественников в Османский империи, в частности о Роксолане. Этот ее фундаментальный труд появился даже в Турции. В Украине тоже вышли ее книги. Мы, к сожалению, очень мало знаем о Роксолане и истории тех времен. А в действительности, кроме Роксоланы, несколько украинских женщин было в Османский империи женщинами падишахов. Жена открывает новые страницы истории.
— Как уживаются две творческие личности?
— Прекрасно! Если есть любовь, то не может быть никаких вопросов.