Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новые грани новой музыки

В Одессе состоялся XIV Международный фестиваль современного искусства
6 мая, 2008 - 19:36
ВПЕРВЫЕ ОДЕССИТЫ И ГОСТИ ФЕСТИВАЛЯ УСЛЫШАЛИ, КАК ЗВУЧИТ ЯПОНСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ДЗИНАСИ-СЯКУХАТИ, НА КОТОРОМ ВИРТУОЗНО ИГРАЛА КИКУ ДЕЙ / ЗАПОМНИЛОСЬ ЗРИТЕЛЯМ ВЫСТУПЛЕНИЕ АНСАМБЛЕЙ ПЕРКУСИИ ФРАЙБУРГСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗ ЛУГАНО

Фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки» не имеет аналогов в мире: вокруг музыки объединяются различные виды искусства, а найденный формат — два 12-часовых музыкальных нон-стопа — дает возможность погрузиться в пространство новейшего мирового искусства. Фест родился как совместный проект немецкого музыканта — профессора Фрайбургского музыкального университета, а отныне и почетного профессора Одесской музыкальной академии, Бернгарда Фульфа (президент фестиваля) и известного украинского композитора Кармеллы Цепколенко (артистический директор) и музыкального менеджера Александра Перепелицы (директор фестиваля). Форум в Одессе вошел в число мировых презентаций современной музыки. В этом году на фест собрались художники из более 20 стран мира.

КЛАССИКА, ФОЛК И АВАНГАРД

Любой фестиваль, отметил выдающийся композитор ХХ в. Альфред Шнитке, выставляет счет композиторам и подводит итог культуре страны, где он проводится. «Новая музыка» в Одессе охватывает и экспериментальное творчество, и аутентичное искусство, переосмысление традиций и художественные достижения ХХ в. В концертных прелюдиях фестиваля звучали, в частности, «Весна священная» И. Стравинского (Национальный одесский филармонический оркестр под руководством Х. Эрла), произведения Д. Шостаковича в исполнении композитора и солиста Александра Козаренко и ансамбля Лидии, Остапа и Ольги Шутко. Должное место заняла и «классика» авангарда. В свое время «стохастическая» система Я. Ксенакиса, как и минимализм Ф. Гласа, электронные студии М. Кагеля или «музыка случайности» Дж. Кейджа считались дерзкими экспериментами, разрушающими основы музыки. Ныне в интерпретации их произведений соревнуются лучшие исполнители, обнаруживая в них утонченность звучания и вибрирующие ритмы музыкального мира. Именно так воспринималось исполнение «Проявлений» Дж. Крамба ансамблем «Les eclats du son» и «Звуковые волчки» М. Кагеля дуэтом В. Кавнцнер — У. Муртфельд (оба ансамбля — из Германии).

В то же время эти образцы напоминали об опасности рядового стандарта и повтора уже найденного. Как и на любом фестивале, в Одессе также иногда звучали «усредненные» композиции, будто сошедшие с конвейера «made in Europе». Поэтому намного более интересными и живыми выглядели произведения, обозначенные, в первую очередь, талантом их автора и освещенные лучами национальной культуры. Лишь несколько примеров: «Давнее пение» для камерного оркестра Анны Гаврилец, «Грустной дрымбы звуки» для виолончели и камерного оркестра Евгения Станковича, «Соната пирамид» для фортепианного квинтета и «Капли дождя» для бирбине (литовский народный инструмент), скрипки и фортепиано В. Германавичюса, «Отблеск» для ансамбля Дж. Кларка, «Ностальгия» для виолончели З. Алмаши.

Каждый раз фестиваль в Одессе открывает для Украины фольклор других народов. В этом году здесь впервые зазвучал японский инструмент дзинаси-сякухаті (наподобие удлиненной свирели из толстого ствола бамбука): произведения для него продемонстрировала исполнительница из Японии Кику Дей. С уникальным искусством монгольского народного пения, имеющего название «уртийн-ду», познакомила С. Бадамхорол, привлекшая, к тому же, экзотическим, как для европейцев, нарядом. Необычной, а значит — новой музыкой стал азербайджанский мугам в исполнении Ф. Аллахверди на народном инструменте таре. Заиграла новыми красками и украинская бандура («Призыв одинокой жар-птицы» для бандуры и электроники Ю. Гомельской, «Медитация» Др. Косорича). Новые пути развития этого инструмента начал более 15 лет назад известный музыкант Роман Гринькив. Как показал последний фестиваль, бандура также находит свое место в пространстве новой музыки.

ШАМАНСКОЕ ДЕЙСТВО И ПЕРФОРМЕНСЫ

Новые возможности открывает современное творчество и в человеческом голосе: магически действовало завораживающее сопрано М. Шуппе (Швейцария) в «Спивочарах» итальянского композитора Дж. Шельси. Открытием фестиваля стал перкуссионист и композитор из Швейцарии Фр. Гаузер. Его музыкально-театральный моноспектакль воспринимался как философская притча и одновременно как шаманское действо. На 40 минут музыкант окунул слушателей в мощное энергетическое поле, поражая к тому же феноменальной виртуозностью. Музыка ритма, почти физическое ощущение звуков барабана словно превратили инструмент в живой организм, общающийся с человеком (композиция «Барабан и мужчина»).

В «Двух днях и двух ночах» ударным инструментам отводится особое место. (К слову, перкуссии стояли в первом ряду авангардной музыки). Именно ими открывается и заканчивается форум в Одессе, и происходит настоящий фест ритмо-звуков: здесь можно было услышать «Музыку для деревянных брусков» (произведение С. Райха), звучание коробочек, бутылок, других, казалось бы, немузыкальных предметов. Игрой ритмов блестяще орудовал композитор и дирижер Б. Фульф, являющийся специалистом в этой сфере. Поэтому в Одессу, как всегда, он привез прекрасные коллективы — Ансамбль студентов Фрайбургского музыкального университета, группы из Лугано (Швейцария), «So Percussion» (США). Уже во второй раз высшее музыкальное заведение Фрайбурга передало одесским коллегам королевский подарок: в этот раз — ударные инструменты стоимостью 20 тысяч долларов.

Распространенная в современном мире электронная музыка также находит свое место в Одессе. В Украине она входит ныне и в стены музыкальных учебных заведений, а ее лидером является композитор Алла Загайкевич. Сочетание электроники с живым звучанием инструментов, голоса, кинокадрами давало неожиданный художественный результат, на который особенно реагировала молодежь («Venezia» для виолончели и электроники А. Загайкевич, «Сон» для перкуссии и электроники К. Цепколенко, произведения польских композиторов). Бурную реакцию вызвал перформенс Э. Сежурне «Нет ли у вас огня?» для огоньков — мигание в темноте пламени зажигалок. Необычным для молодых поклонников современного искусства стал и остроумный музыкальный юмор — «Анекдоты» для тромбона В. Рунчака, «Розыгрыш» для кларнета и фортепиано Андрея Бондаренко.

По словам арт-директора Кармеллы Цепколенко, «основная цель фестиваля — сделать украинскую музыку известной в мире, создать для нее широкое информационное пространство и благоприятные условия для конкуренции на мировом музыкальном рынке». Именно ради этого была создана Международная ассоциация «Новая музыка», задачей которой является организация самого фестиваля, распространение украинской музыки на современных мультимедийных носителях, налаживание контактов с художественным миром и, что особенно важно, поддержка творческой молодежи. В этом году в Одессе прозвучали новые имена из разных регионов Украины — Л. Сидоренко, А. Бондаренко, И. Ярошевич, Е. Петриченко, А. Чибалашвили, А. Суровых. Их музыку исполняли также молодые — Ансамбль Senza Sforzando под руководством Александра Перепелицы-младшего (Одесса), Ансамбли новой музыки «Quarta+» (Донецк) и «Новая музыка в Украине» (Киев). Исполнительский уровень Одессы продолжает держать высокую планку. Камерный оркестр Одесской филармонии под руководством И. Шаврука презентовал мировую музыкальную панораму, в которой крупным планом показана украинская музыка. Базовым оркестром фестиваля остается ансамбль «Гармонии мира» (Одесса) — один из ведущих в Украине в сфере современной музыки. Звезда баянного искусства, Иван Ергиев и его семейный ансамбль также работают в Одессе.

Все 14 лет организаторы фестиваля прикладывают большие усилия для его финансового обеспечения. Ведь он возник как международный авторский проект: его проведению содействовали международные представительства, в первую очередь Германии (посольство в Украине, Гете-Институт в Киеве, Немецкий музыкальный совет), Международный фонд «Возрождение», Швейцарский фонд культуры «О Гельвеции», Британский совет в Украине, Музыкальный центр «Нидерланды» и др. Впоследствии авторский проект перерос в государственное художественное мероприятие: ныне он находится под опекой Министерства культуры и туризма, Одесских областного и городского советов, Одесской областной госадминистрации. Партнерами фестиваля стали Одесская государственная музыкальная академия им. А. Неждановой, Национальный всеукраинский музыкальный союз. Украинская музыка, звучащая в фестивальной программе, является творчеством представителей Национального союза композиторов Украины — соорганизатора фестиваля.

Ежегодно форум в Одессе принимает высоких гостей из иностранных посольств. На этот раз почетным гостем стала посол Израиля в Украине Зина Калай- Клайтман, лично поздравившая музыкантов на концерте по случаю 60 летия основания государства Израиль: концерт состоялся при поддержке посольства и Центра еврейской культуры и творчества (США). На приглашение Баварского дома прибыл дуэт В. Кавнцнер-Ульрих Муртфельд, в программе которого состоялась яркая премьера украинского композитора И. Тараненко. Благодаря Польскому институту в Киеве состоялось знакомство с современной польской музыкой в исполнении молодой талантливой скрипачки А. Зелинской. Ведущие зарубежные музыканты сегодня сами находят финансирование, чтобы приехать на раскрученный Одесский форум, как например, упоминавшийся Ф. Гаузер, дуэт Kairos (США), получивший Фулбрайтовскую стипендию для полугодового преподавания в Одессе и участия в фестивале. Благодаря гранту фонда The Trust for Mutual Understanding состоялось выступление Ансамбля «Континуум Нью-Йорк», в числе остальных исполнившего произведение украинского композитора Александра Щетинского. А программа ансамбля Грифонтрио (Канада) почти полностью состояла из произведений украинских композиторов. Среди них произведение «Lamento» Богдана Фроляк, заказанное канадскими музыкантами на почтение памяти жертв Голодомора.

За 14 лет фестиваль, наконец, начал привлекать внимание молодых отечественных бизнесменов. Их поддержка свидетельствует о рождении новой генерации, осознающей важность развития профессиональной культуры Украины и выхода ее в мировое пространство. В Одессе создан даже знак отличия «Лучший бизнесмен — меценат современного искусства». Ими стали Андрей Азаров (глава «Благотворительного фонда Андрея Азарова»), Андрей Голубов (учредитель Благотворительной организации «Быть добру»), Марк Рей (директор компании «ПростоФинанс»). К ним присоединились, казалось бы, далекие от искусства ведомства — Медицинский центр «Арника», «Одесса Винпром», СП «ИнтерХим», Кривоозерская пищевкусовая фабрика. Информационное обеспечение взял на себя «Одесский Медиа-холдинг 100%».

Еще одна важная новация для Одесского форума: в этом году он оставил стены бывшего кинотеатра и перешел в помещение Одесской областной филармонии. Конечно, музыкантам, как и слушателям, воспитанным в полуклубном формате прошлых лет, придется еще обжить новое концертное пространство. Но то, что перед фестивалем открылись двери одного из лучших залов страны, можно воспринимать как символ выхода новой культуры Украины на государственную сцену.

...Последним аккордом «Двух дней и двух ночей» стало, как всегда, перкуссионное «прощание»: под ритм ударных звучал текст, созданный в Буэнос-Айресе четверть века назад. Это был письмо смертника, написанное накануне казни: он призывал людей быть человечными и ценить единственную у каждого жизнь. Обращение заканчивалось словами «Будьте вместе!». Что ж, эпиграфом можно и закончить фестиваль.

Леся ОЛИЙНЫК, специально для «Дня». Одесса — Киев. Фото Александра ПЕРЕПЕЛИЦЫ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ