Несмотря на все пандемические ограничения, в течение трех дней слушатели имели возможность вживую насладиться фортепианным речиталем, а также онлайн-концертами камерного оркестра Harmonia Nobile из Ивано-Франковска и симфонического оркестра Хмельницкой филармонии. Своими впечатлениями от одного из старейших фестов классической музыки в Украине поделился его соучредитель, пианист, композитор, профессор, доктор искусствоведения Александр Козаренко:
— Мы оказались в очень непростых условиях, поэтому вынуждены были проводить музыкальный форум в смешанном формате: оркестровые концерты звучали в режиме онлайн. Мне выпала честь открыть фестиваль исполнением фортепианных произведений великого Бориса Лятошинского, 125-летие которого мы отмечаем в этом году. Кстати, это был первый концерт в фойе Коломыйского академического областного украинского драматического театра им. Ивана Озаркевича на новом рояле фирмы August Forster, который с сентября украшает наш театр. Итак, несмотря на все проблемы, открытие состоялось на новой локации при новом инструменте.
Затем состоялся успешный концерт камерного оркестра Ивано-Франковской филармонии Harmonia Nobile (руководитель — Наталья Мандрыка) с изысканными произведениями эпохи барокко, а завершил фестивальную программу симфонический оркестр Хмельницкой филармонии двумя первыми симфониями Людвига ван Бетховена, 250-летие которого в этом году отмечает весь мир. Дирижировал оркестром выпускник Львовской консерватории, а теперь гражданин Японии, маэстро Тарас Демчишин, который специально приехал в Хмельницкий. Симфонии прозвучали фантастически, я восхищен хмельницкими оркестрантами, их мастерством и культурой звука. Также в тот вечер блестяще был исполнен Концерштюк для кларнета с оркестром Карла Марии Вебера. Солистом был сам Тарас Демчишин, ведь по первому музыкальному образованию он кларнетист.
— Кто сейчас занимается проведением фестиваля?
— На официальном открытии фестиваль приветствовал новый мэр Коломыи Богдан Станиславский, который с первых дней своего пребывания на посту поддерживает культуру. История фестиваля переживала разные события, но что бы ни происходило в нашей стране, ежегодно ко дню дня рождения 1 декабря Анатолия Кос-Анатольского Коломыи хватает сил провести этот праздник.
Я себе всегда задаю вопрос: «Почему всевозможные геополитические негативы в государстве не отрицают и не исключают проведения фестиваля?». И ответ на это мне дал один из основателей фестиваля, бывший начальник Коломыйского управления культуры, уже покойный Сергей Козлов, который сказал: «За все годы проведения фестиваля ни один из государственных институтов, ни один из чиновников, когда слышал имя Анатолия Кос-Анатольского, не отказал в помощи, не отказал в поддержке». Так произошло и в этом году, я очень рад, что новая власть в Коломые, которая наконец сформировалась, поняла необходимость проведения важного для города музыкального фестиваля. Этот фестиваль очень сплотил коломыйскую громаду, он действительно превратился из события личной жизни в явление общественной жизни.
— Какие фестивали вам запомнились больше всего?
— Помню первый фестиваль, это был 1987 год. В формате форума был галевой (сборный. — Ред.) Концерт со многими хорами, я также играл фортепианный речиталь и помню программу, которая включала Сонату Ференца Листа, этюды Фредерика Шопена, Александра Скрябина. В течение этих 34 лет все выдающиеся украинские композиторы, исполнители, музыковеды были на фестивале, также было много гостей из-за границы.
Я не могу забыть 10-летней давности фестиваль, один из дней которого был полностью посвящен музыке Шопена в исполнении ведущих музыкантов Краковского и Ягеллонского университетов. Также был день, посвященный Михаилу Вербицкому — автору национального гимна, основателю Перемышльской композиторской школы. Собственно в тот год его юбилей совпал с шопеновским 210-летием. Такие традиционные авторские концерты украшают программы ежегодно. А в этом году отмечаем юбилей Бориса Лятошинского.
Фестиваль Кос-Анатольского является маленьким, но все же залогом того, что украинская музыка будет существовать. Пусть, может, в скромных формах, пусть в не таких, как ей положено, обстоятельствах и условиях, но она будет доступна как столичному слушателю, так и жителям небольших провинциальных городов.
— Пан Александр, вы имеете солидный перечень званий, наград и отличий. Кем прежде всего себя — чувствуете композитором, пианистом или ученым?
— Вообще сомневаюсь — музыкант ли я. Но так Бог повернул, что я начинал с пианизма и вижу, что заканчивать буду тоже пианизмом. Есть еще несколько творческих проектов, хотя говорят, что планировать ничего нельзя. Я хочу за год выполнить программу по произведениям Нестора Нижанковского, а через два года восстановить всего Шопена, которого я когда-то играл. Рад, что смогу эти программы показывать на Коломыйском фестивале. Надеюсь, что премьера фортепианных произведений Нижанковского состоится уже через год в обычном формате публичного «вживую» концерта на ХХХV музыкальном фестивале имени Анатолия Кос-Анатольского.