Среди многочисленных творческих акций, ставших традиционными в Украине, Международный музыкальный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает» выделяется тем, что в нем принимают участие подлинные звезды, сияющие ныне на мировом музыкальном небосклоне. Но, пожалуй, главное то, что фест дает возможность наблюдать за рождением новых звезд. В этом году на протяжении восьми дней дарили свое искусство такие признанные авторитеты в области музыки, как солистка Большого театра певица Ирина Макарова, лауреаты международных конкурсов скрипач Олег Крыса (Украина — США), пианисты Наум Штаркман (Россия), Петр Палечни (Польша), Клаус Штикен (Германия), фортепианный дуэт Аглика Генова и Любен Димитров (Болгария), струнный квартет PRIMA VISTA и контрабасист Павел Панта (Польша). Традиционно участвовали в фестивале Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко и Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины (дирижер Николай Дядюра). А еще блеснули своим талантом юные по возрасту, но зрелые по мастерству обладатели Гран-при разных лет Международного конкурса юных пианистов Владимира Крайнева: Валерия Мирош и Динара Наджафова (Украина), Тонг Бо (Китай), Илья Рашковский (Россия). Они вместе с маэстро Крайневым и филармоническим оркестром исполнили двойные концерты Баха, Моцарта, Мендельсона и Пуленка.
Нынешний фестиваль был посвящен 60-летию В. Крайнева, и, безусловно, главной фигурой праздника был сам Владимир Всеволодович. Виновник торжества вместо того, чтоб отдыхать и наслаждаться игрой своих друзей и учеников, нес на своих плечах основную нагрузку феста. В четырех программах он поднимался на сцену, участвовал в ансамблях, играл соло. Это был совершенно новый Крайнев: к удивительной поэтичности и изысканности его музыкальных высказываний прибавились философская углубленность и та простота, к которой художник приходит, лишь многое пережив и перечувствовав. Кстати, эта же простота определяет не только творчество маэстро, но и его манеру общения, стиль жизни. В интервью, которое он дал специально для газеты «День», — весь Владимир Всеволодович, ни отнять, ни прибавить…
— Как вы отметили свое 60 летие?
— Очень скромно и просто. В нашей московской квартире возле станции метро «Сокол», где мы уже 25 лет живем с женой, Татьяной Тарасовой, собрались самые близкие: мои мама и тетя, Танины мама и сестра, близкие друзья, которые 40 лет уже со мной. В частности, Евгений Семенович Баранкин, ведущий музыкальный критик и общественный деятель. Он очень мудрый человек. Недаром Шнитке про него говаривал: «Нужно спросить у «Ребе». Сейчас он работает в фирме «Русские сезоны», где записывают компакт-диски. Например, они успели записать программы с Евгением Светлановым.
— Владимир Всеволодович, а почему они вас не записывают? Ведь у вас, кроме двух компакт-дисков с музыкой Шопена, ничего нет, не считая, конечно, многочисленных записей на грампластинки.
— Если не записывают, значит, это никому не нужно сейчас. Таких дирижеров, как Светланов, сейчас очень мало, а хороших пианистов много. Музыкантов, правда, среди них мало: если он играет быстро, грамотно и культурно — уже все довольны.
— А если перевести ваши записи с грампластинок на СD?
— Это невозможно. Все радиозаписи времен СССР и записи фирмы «Мелодия» перекупил за бесценок какой-то американец. Он их, очевидно, издает и где-то продает. А у нас на них нет прав.
— А как прошло в Москве официальное чествование вас как юбиляра?
— Это было 3 апреля в Большом зале Московской консерватории. Сначала вручили российский орден «За заслуги перед отечеством» от В. Путина, потом украинский орден «За заслуги» от Л. Кучмы. Я получил награду от мэра Москвы Ю. Лужкова, почетные грамоты от Московской и Киевской консерваторий, от Московской и Санкт-Петербургской филармоний… Было много народу, но мы провели так умело официальную часть, что со всеми речами уложились в 15 минут. Я хотел, чтоб скорее от величальных слов перешли к музыке, т. е. тому, чему отдал 40 лет творческой деятельности. В первом отделении концерта играли дети, лауреаты последнего крайневского конкурса. Судя по реакции публики, их выступления произвели прекрасное впечатление. Во втором отделении программы на сцену вышли обладатели Гран- при. Этих ребят вы слышали в Киеве на заключительном концерте фестиваля, плюс Игорь Четуев. Они играли со мной. А окончился вечер эффектным номером, когда Рашковский и Четуев сели за два рояля, начали играть Первый фортепианный концерт Чайковского, а потом неожиданно перешли на известную мелодию «Happy birstday to you». Для публики это был шок! В общем, позабавили слушателей. Шутку придумал я (когда находился в больнице), и она понравилась. Было очень трогательно, когда вся публика встала. Причем, начали подниматься уже после моего первого выхода. Для Москвы это необычно. Скажем, 50-летие Юрия Башмета отмечалось тоже тепло, но у меня получилось более по-домашнему. Хотя в зале собралось народу больше.
— А когда вам сделали операцию и как скоро вы обрели концертную форму?
— В конце января меня прооперировали, а 19 марта в Харькове я уже играл на открытии конкурса.
— Проводя параллели между московской и киевской публикой, вы, наверное, расстроились, что в первые дни фестиваля мало людей пришло в Филармонию?
— В Москве, если бы восемь дней подряд шли концерты с такими исполнителями, как были заявлены в программе, то зал бы ломился. Возможно, в Киеве было мало рекламы, из-за отсутствия информации люди не пришли на концерты. Например, в прошлом году я привез в вашу столицу лауреата первой премии ХII Международного конкурса имени Чайковского Аяко Уехару, так ее никто здесь не знал. В этот раз польский пианист Петр Палечни отменил два концерта в Аргентине, чтоб приехать в Киев, а зрителей собралось всего ползала. Я не понимаю меломанов: как можно пропустить и не послушать фортепианный концерт Дворжака в исполнении Клауса Штикена (Германия)? Это произведение у нас только Рихтер играл! И ведь билеты были недорогие. Это для меня странно...
— Летом вы вместе с женой (известным тренером по фигурному катанию Татьяной Тарасовой) отдыхали в Крыму...
— Мы третий год подряд проводим отпуск в Гурзуфе в санатории «Сосновая роща». Врачи сказали, что мне как легочнику нужен целебный климат Крыма. Я курильщик со стажем. Умом понимаю, что нужно ограничивать курение, а на практике ничего не получается. Много курю, если волнуюсь, забывая, сколько сигарет выкурил... Ныне гурзуфский сервис стал хуже. Говорят, что санаторий уже продан другим хозяевам. Одни ушли, а другие еще не начали нормально работать...
Из приятных крымских воспоминаний — фестиваль «Звезды планеты», на котором мы с женой побывали. Он посвящен классике, программу вел Святослав Белза. Традиционно на фесте выступает Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко. Это профессионалы суперкласса. На концерте-открытии из моих «протеже» играли трое: Мирош, Четуев и Мацуев. Хорошо выступали, а сама программа, на мой взгляд, была чересчур длинной, перегруженной многочисленными речами.
— Татьяна Тарасова до сих пор работает в Америке. Каковы ее тренерские успехи?
— Ее воспитанник, олимпийский чемпион Алеша Ягудин ушел в профессиональный спорт. Вы знаете, сегодня молодые фигуристы все норовят остаться за рубежом, особенно в США. В прошлом году Таня взяла одну японскую девочку, которая раньше выше пятого места не поднималась. После Татьяниных тренировок спортсменка уже через 2,5 месяца полностью поменяла программу и так классно выступила, что стала чемпионкой мира.
— В Высшей школе музыки и театра в Ганновере, в которой вы преподаете, ваши ученики ежегодно становятся лауреатами престижных конкурсов. Кто вас порадовал в последнее время?
— У меня в классе 25 студентов. Порадовал Илья Рашковский. Он завоевал в Италии первую премию. Мне кажется, что появился интересный новый дуэт — Лена Колесниченко и Лена Бобровских. В 1994 году они стали лауреатами первой премии крайневского конкурса. А недавно получили высокую награду на престижном музыкальном конкурсе в Италии.
— Кроме харьковского конкурса, который носит ваше имя, вы еще заседаете в жюри других международных конкурсов?
— Скоро еду в Быдгощ (Польша), пригласили поработать в жюри конкурса им. Игнацы Падеревского (возглавит судейскую бригаду Палечни). В декабре отправлюсь на Сицилию. Там стану председателем жюри конкурса фортепианных дуэтов. Кстати, несколько лет назад мои воспитанники Аглика Генова и Любен Димитров (Болгария) завоевали первую премию. На нынешний конкурс повезу из Ганновера Лену Колесниченко и Лену Бобровских.
— А любимец киевской публики Игорь Четуев после победы на конкурсе им. Артура Рубинштейна еще где-то отличился?
— Он в Лидсе получил четвертую премию. Правда, это такой конкурс…
— Вы же там в 1963 году первую премию получили. И после второго тура вас из зала на руках вынесли…
— Да, было такое. А теперь выносят кого попало. Ныне там всем заправляют импресарио. Я считаю, что Игоря Четуева «засудили». Когда в зале объявили результаты, то многие были поражены вердиктом жюри. Нечестное соревнование, когда побеждает не сильнейший, а закулисные «игры» импресарио. Теперь такое делается на конкурсах! Мне Палечни рассказал, что недавно на престижном конкурсе Верчелли в Италии (кстати, там моя ученица Хисако Кавамура получила первую премию) Сергей Доренский такое вытворял... Его ученик прошел, а соперников, даже набравших хорошие баллы, завалил. Доренский — такой интриган! Нужно иметь талант, чтоб делать подтасовки на конкурсах, как это мастерски выделывает он.
— Но сами-то вы никогда не интригуете? Например, ваш воспитанник Михаил Данченко (Украина) на Втором международном конкурсе им. Лысенко, где вы возглавляли жюри, только вторую премию получил...
— Меня за уши на пьедестал никто не тащил, и я никого не тащу. Коль выбрал профессию музыканта, то нужно научиться быть борцом. Иначе вершин никогда не добьешься. Вы знаете, я вообще не люблю конкурсы... Но приходится ими заниматься, ведь вся наша жизнь — это соревнование. У артистов — за публику, за внимание журналистов.
— Владимир Всеволодович, как вам, учитывая огромную занятость, удается поддерживать исполнительскую форму? Сколько часов в день вы занимаетесь на рояле?
— Ежедневно играть, к сожалению, у меня не получается. Когда целый день слушаешь игру студентов, на рояль смотреть уже не хочется. Правда, пальцы непроизвольно сами двигаются все время, ведь со своими студентами часто играю в четыре руки или им что-то показываю. А подготовка программ — это другое дело. Перед фестивалем ежедневно репетировал с 9.00 до 12.00.
— Наверное из-за операции вы свернули свою гастрольную деятельность?
— Почему? Я играл во Франции на различных фестивалях: в Нанси, до этого в Фонтенбло, в Гранж де Меле. Это под Туром. Там Рихтер часто выступал. В Польше я играл в Душняках. Замечательный город. Там Шопен лечился и перед окончательным отъездом в Европу из Польши сделал последнюю остановку. Я провел в Польше мастер-классы.
— А как там, в Европе, вас слушали?
— Прекрасно. Публика везде хорошая. Нужно лишь уметь заинтересовать ее. Мне грех жаловаться на отсутствие внимания к мой персоне.