Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нужно искать стилевое многообразие»

Олеся Шайтанова — прима-балерина Литовского национального театра оперы и балета с успехом выступила в Киеве
4 июля, 2019 - 10:28
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРОЙ УКРАИНЫ

Одним из ярких балетных событий на сцене Национальной оперы Украины стал «Дон Кихот» при участии двух звезд — Олеси Шайтановой (Китри) и Дениса Недака (Базиль). Напомним, в этом году в декабре исполняется 150 лет первой постановки балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». На киевской сцене это произведение ставилось неоднократно, начиная с 1927 года. По сюжету — пылкая любовь  под горячим испанским солнцем, романтичные фантазии, самоотверженные рыцарские подвиги... Блестящее разнообразие жизнерадостных танцев, искрометный юмор и свадьба в финале спектакля.

Нынешняя постановка Виктора Литвинова с несменным успехом идет уже свыше 30 лет! На ней оттачивали свое мастерство звезды, рождались новые поколения исполнителей. Пять лет тому назад впервые в партии искрометной Китри на главную балетную сцену столицы вышла и юная Олеся Шайтанова, сразу же заявив о себе как об одной из самых ярких исполнительниц этой прекрасной веселой героини.

Выпускница Киевского хореографического училища, Олеся сразу же стала солисткой столичного балета. За три года работы в театре под заботливой опекой педагога Аллы Лагоды овладела практически всем классическим репертуаром. Еще студенткой начала настоящий конкурсный марафон: приняла участие и победила в международных конкурсах по всему миру, убедительно демонстрируя силу и самобытность украинской хореографической школы: 2012 — 2-я премия 9-го Международного балетного конкурса артистов балета TANZOLYMP в Берлине; 2013 — 1-я премия 6-го Международного балетного конкурса артистов балета имени Рудольфа Нуреева, Будапешт; 2-я премия, Москва; 2014 — 1-я премия 4-го Международного балетного конкурса артистов балета в Стамбуле, а также Золотая медаль 5-го международного конкурса в Пекине.

Уже четвертый сезон Олеся  Шайтанова — прима-балерина Литовского национального театра оперы и балета и только периодически выступает на родной сцене. Интересно, что постоянную работу в Вильнюсском театре ей предложили сразу же после первого выступления как приглашенной солистки, и именно в партии Китри.

«В СОВРЕМЕННОМ ТАНЦЕ РАБОТАЕТ СОВСЕМ ДРУГАЯ ГРУППА МЫШЦ»

— Как началась ваша карьера за рубежом?

— Мой педагог Алла Вячеславовна Лагода поддержала меня в этом решении: искать стилевое многообразие, работать с разными хореографами, в современных постановках. Да, я остаюсь классической исполнительницей, и в театре классика широко представлена, но есть и значительный сегмент постановок в стиле модерн.

— Не чаще ли всего причиной выезда за границу артисты балета называют желание танцевать модерн. Оправдывает ли цель средства и, может быть, даже жертвы?

— Сначала мне было очень трудно, потому что  никогда модерной пластике не училась и этим не занималась, у нас в училище модерн практически не преподавали. В современном танце работает совсем другая группа мышц. И когда не знаешь, как безопасно перенастроиться для выполнения модерных движений, есть риск получить травму, что и случилось со мной. Я на четыре месяца была выпала из исполнительского процесса. Но благодаря прекрасным врачам, физиотерапии, которая в Вильнюсском театре на очень высоком уровне, полностью восстановилась. И все же модерн увлек, особенно когда посчастливилось работать с Мауро Бигонцетти, хореографом из Ла Скала, того самого, который работал со Светланой Захаровой, поставил резонансный балет «Пиаф». С удовольствием работаю с литовскими хореографами. Мартинес Римейкис создал чрезвычайную хореографическую интерпретацию романа Франца Кафки «Процесс». На премьере этого балета, музыку к которому написал композитор  Миндаугас Урбайтис, я исполняла партию Ленни. Это абсолютно новый и увлекательный опыт! Очень интересно работать в постановках нашего художественного руководителя Кшиштофа Пастора, выдающегося хореографа современности, который создал замечательные постановки в Голландии, Польше, Америке. В его неоклассической и чрезвычайно эмоционально насыщенной постановке «Ромео и Джульетты» я танцую главную женскую партию. Это один из моих самых любимейших образов, наряду с Жизелью и Никией в «Баядерке»! Но и не менее интересно было работать в постановке одноактного балета «Чудесный мандарин» на музыку Беллы Бартока, который когда-то был создан для дягилевских сезонов, а в настоящее время воссоздано Пастором для открытия в этом сезоне на литовской сцене.

— Год назад вы выступили перед киевлянами в балете «Баядерка» вместе с одним из самых известных танцовщиков мира, солистом Вашингтонского балета Бруклином Маком. Как сошлись ваши пути с одним из самых востребованных танцовщиков?

— Мы познакомились, когда еще я только начинала работать в Национальной опере Украины, и это был мой первый выезд на гастроли в Японию. Там на гала-концерте на одной из репетиции нам нужно было станцевать па-де-де из балета «Пламя Парижа», с того времени мы, как говорят, станцевались. В следующем году там же мы танцевали па-де-де из «Баядерки» и «Корсара». А вот в полном спектакле впервые выступили именно в прошлом году. Все благодаря воле, настойчивости моего педагога — благодаря ней все это стало возможным.

«АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ, МАМА, БАБУШКА...»

— Несмотря на расстояние, Вы продолжаете свои отношения с Аллой Вячеславовной Лагодой? Чем она является для вас?

— Она мой сенсей, ангел-хранитель, мама, бабушка. С ней я, по-видимому, общаюсь чаще, чем с родной мамой: звоню, чтобы получить наименьший совет, поддержку, а когда бываю в Киеве, занимаюсь с ней, она часто приезжает ко мне в Литву. Благодаря лояльности руководства Литовского театра, я имею возможность работать и на других сценах, принимать участие в спектаклях и гастрольных поездках родного киевского балета.

— В этот раз вашим партнером был любимец киевских балетоманов Денис Недак.

— Не только киевлян! Его знают и любят далеко за пределами Украины, он выступает как приглашенный солист в театрах Америки, Австрии, Финляндии, Норвегии. Это большая честь и удовольствие танцевать с таким партнером. Вообще украинских танцовщиков все больше и больше в мире. Они делают свой вклад в идентификацию нашей страны на уровне высокой культуры и искусства. Уже давно не редкость, а норма — участие наших артистов в общих гала-концертах высшего уровня.

— Ваша конкурсная «эпопея» завершилась или все еще в планах?

— Скажем так, я взяла паузу. Много работы, а еще нужно работать над собой. Знаю все свои недостатки, по большей части знаю, как их исправлять: а это труд и еще раз труд! Нужно сосредоточиться на академизме, на грамотности, на своем внутреннем состоянии, чтобы работа шла не на конвейер, а оттачивалась до кончиков пальцев, а каждый образ наполнялся изнутри, жил своей недолгой, но полноценной жизнью. Чтобы зритель во время спектакля забывал о своей будничности, а после  — не сразу вспоминал о ней.

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ