Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О двух братьях, двух временах и одном уроке

Эссе о «Харьковских ассамблеях»
21 октября, 2010 - 19:52
КОНЦЕРТЫ ФЕСТИВАЛЯ ОБЪЕДИНИЛИ В АНСАМБЛИ НЕ ТОЛЬКО УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ, ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ, НО И КОЛЛЕГ ИЗ РАЗНЫХ ВУЗОВ И СТРАН. СОЛИРУЕТ МАРИЯ БАРАНОВСКАЯ (ХАРЬКОВ), ДИРИЖЕР АНТОНИО ЛИЗАРРАГА (МЕКСИКА — АВСТРИЯ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ

XVII международный фестиваль классической музыки «Харьковские ассамблеи» давно стал «визитной карточкой» осеннего музыкального Харькова. В этом году форум был посвящен братьям Николаю и Антону Рубинштейнам.

Напомню, в 1862 г. по инициативе Антона Рубинштейна — выдающегося пианиста, композитора и общественного деятеля и при попечительстве великой княгини Елены Павловны на базе классов «Русского музыкального общества» открылась Санкт-Петербургская государственная консерватория, которая стала первым в России высшим музыкальным учебным заведением. В первый год было принято 179 учеников, а первым выпускником по классу композиции стал П.Чайковский. Четырьмя годами позже, в 1966 году, открылась Московская консерватория, первым директором которой стал Николай Рубинштейн. С тех самых пор берет начало профессиональное музыкальное образование, основанное на братстве, в буквальном и переносном смысле этого слова. Именно с той поры в городах Российской империи стали один за одним появляться музыкальные училища, школы и консерватории, стало возможным открытие театров, филармоний и т.д. — то есть всего того, без чего мы не представляем себе музыкального пространства любого современного города. Музыкальная жизнь Харькова — следствие инерционного движения, последствие того грандиозного культурно-просветительского «взрыва», который осуществили братья Рубинштейны.

Каждый фестиваль «Харьковские ассамблеи» словно заново отстраивает храм высокого искусства, в котором царит особенная атмосфера служения искусству и слушателям — именно на таком уровне, на котором служили им и братья Рубинштейны. Ведь именно с ними связана «золотая» эпоха музыки середины XIX века — эпоха Чайковского, Танеева, Аренского. Стоит помнить, что под управлением Николая Рубинштейна прошло более 250 концертов в разных городах, а Антон Рубинштейн в 1885—1886 г.г. организовал знаменитый цикл «Исторических концертов», в который вошло 175 произведений — невиданный по тем временам масштаб!

Традиционно на «Харьковских ассамблеях» исполняется симфоническая, камерная, вокальная, инструментальная музыка; проходят мастер-классы, научная конференция и презентации. Впервые в рамках фестиваля совместно с Польским консульством прошла музыкальная презентация изданного собрания сочинений польского композитора и скрипача Константина Горского, который около 30 лет жил и работал в Харькове (его творчество открыл харьковчанам бывший Генеральный консул республики Польша Гжегож Серочиньский).

За 17 лет у феста появились свои постоянные артисты, поклонники и те, кто стремится на него попасть. Так, случайно услышав об «ассамблеях» (за месяц до их начала), приехали англичане Майкл Белл и Карен Радклифф.

— Мы впервые побывали в Харькове в прошлом году, и нам очень понравился высокий уровень музыкантов и атмосфера доброжелательности. На фестивале невероятное количество идей и исполняемой музыки, — рассказал дирижер Тимоти Рейниш (Великобритания), который подготовил с Молодежным симфоническим оркестром «Слобожанский» две программы. — Это огромная привилегия — играть произведения классиков с украинскими музыкантами. Я дирижировал многими оркестрами, профессиональными и любительскими, но ни один не играл с таким воодушевлением и любовью к музыке, как харьковчане.

Прекрасное впечатление оставили литовские музыканты Сабина Мартинайтите и Аудроне Ейтманавичюте. Они поразили публику свободой сценического общения и темпераментно-виотуозными трактовками. Мощь и яркий темперамент проявил в исполнении Пятой симфонии Чайковского дирижер Антонио Лизаррага (Мексика — Австрия). Кстати, программа фестиваля этого года была связана не столько с музыкой Антона Рубинштейна, сколько с его исполнительскими предпочтениями (произведениями Шопена, Брамса, Мендельсона) и творчеством его друзей, учеников и последователей — Чайковского, Аренского, Рахманинова...

Запомнился аристократизм, тонкость подачи и дух высокого мастерства Карен Радклифф и Майкла Белла (Великобритания), исполнивших произведения Бриттена, Мусоргского, Пуленка; великолепную архитектуру из баховских скрипичных сонат и партит выстроил Юрий Насушкин (Испания), которому оказалось чрезвычайно важно впервые за 19 лет выступить на украинской земле именно с баховской музыкой. Продолжил идею рубинштейновских «Исторических концертов» ансамбль старинной музыки «Il Drago» (Санкт-Петербург), представив уникальный концерт из произведений для барочной виолончели и баса; познакомил харьковскую публику с произведениями польских композиторов XX века камерный ансамбль им. И. Добжинского; концептуальную и сложную программу фортепианных трио (Рубинштейна, Аренского и Чайковского) представили на фестивале гости из Москвы — Людмила Кузнецова (профессор Московской консерватории) вместе со студентами Сергеем Пудаловым и Петром Гладышем. Кстати, подобные выступления в рамках фестиваля — важный показатель, который заслуживает особой отметки. Главное, справедливо считают организаторы, — это то, что фестиваль объединяет и музыкантов разных поколений, и дает возможность общаться и выступать вместе.

Особое внимание было приковано к выступлениям молодых исполнителей с оркестрами. Искренне, эмоционально сыграл Второй концерт для фортепиано с оркестром Марк Сердюк (Харьков); утонченно, со своеобразным колоритом прозвучала рахманиновская Рапсодия на тему Паганини в исполнении Валентина Смолянинова (Харьков); глубиной проникновения в авторский замысел в исполнении Камерной симфонии Виталия Губаренко покорила скрипачка Мирослава Которович (Киев). Особое впечатление совершенно мастерского, своеобразного исполнения оставил Андрей Мисик, сыгравший Первый концерт Чайковского (кстати, первым исполнителем этого шедевра был именно Николай Рубинштейн).

Очень важно, что концерты фестиваля объединили в ансамбли не только учителей и учеников, педагогов и студентов, но и коллег из разных вузов и стран. Так, блестящее, свободное исполнение Трех фрагментов из сюиты «Точки джаза» Дейва Брубека продемонстрировал дуэт «Консерваторское братство» — профессор Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского Наталья Горецкая и профессор Одесской государственной музыкальной академии им. Неждановой Татьяна Шевченко.

«Харьковские ассамблеи» вышли на высокий уровень, стали показателем истинного профессионализма и получили славу фестиваля, который объединяет музыкантов, близких по духу. После каждого концерта публика ждала новых встреч, просвещающих ум и сердце, — ведь именно такой урок преподали своим потомкам братья Антон и Николай Рубинштейны.

Юлия НИКОЛАЕВСКАЯ, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ