Женщины обычно любят читать романы. Такие, чтобы с хорошим финалом, чтобы неземная любовь и море пристрастий. Мужчины предпочитают детективы, фантастику... Писательница Галина Тарасюк со своими произведениями не вписывается в этот круг читательской аудитории. Однако имеет достаточно почитателей своего таланта. Писательница получала высокие литературные награды, в частности, премии им. Олеся Гончара и им. Григория Сковороды, «Лучшая книжка года» и тому подобное.
Недавно вышла ее восьмая книжка — сборник новелл «Короткий танець на Віденськім балу», в которую вошли, кроме произведений, написанных на протяжении последнего года, и новеллы, полюбившиеся читателям. Особенностью творчества Галины Тарасюк является то, что она ищет сюжеты в реальной жизни, пишет о нашем сложном и тревожном времени. Правдива, а часто и достаточно горька, даже жестока ее проза.
Новелла — жанр, который требует от автора особого мастерства в построении сюжета, изображении характеров и судеб, ведь объем произведения обычно небольшой. Тарасюк умеет это делать. Образы, созданные ею на страницах новелл, выхвачены из нашей жизни, они удивляют своим образом мышления. С ними хочется спорить, пожалеть, помочь и даже заплакать... Захватывает читателей мастерство автора вести повествование — то иронически, то спокойно и рассудительно, иногда даже «убаюкать» рассказом, а потом поразить неожиданным финалом.
Вот, например, история Варьки. Она ожидает возвращения мужа из Винницы, который поехал в больницу. Раннее утро, вскоре нужно будить трех сыновей в школу, а тут на порог — соседка. Варька знает, что с доброй вестью так рано эта соседка не придет. Так и есть: муж вместо того, чтобы идти домой повернул к другой...
Ее Петр познакомился с той женщиной-разлучницей в... онкобольнице. Герои знали, что им считанные дни остались. Соседи передавали, что покойница просила Варьку не обижаться на них, потому что «вы здесь, а мы — уже там»...
Новелла, которая дала название книге, несет в себе глубокую метафору: наша жизнь — это короткий танец на Венском балу. Героиня — Милана, девушка с глубокой периферии, сумела своей красотой покорить Париж, хотя далось это все ей слишком дорого: она одинокая и незащищенная. И не нужная никому, кроме бабушки. Ее бабушка танцевала когда-то на настоящем балу в Вене. Мечтала о таком для внучки. Картины светской жизни украинской столицы, поданные в новелле, поразительно контрастируют с жизнью бабушки, которая едва сводит концы с концами в небольшом провинциальном городке...
Другую новеллу «Ганька — сама собі ворог», которая открывает книжку, можно поставить в один ряд с наилучшими украинскими произведениями. Недаром ее после публикации в «Літературній Україні» перепечатали в нескольких изданиях, а автора наградили премией им. Ольги Кобылянской.
Ганька — одинокая, бездетная женщина, которую бессовестно эксплуатируют по причине большой ее доброты и родственники (особенно), и чужие, да так, что уже и соседи не выдерживают смотреть на такое и говорят ей, чтобы хоть немного позаботилась о себе. Но Ганька не может, не умеет этого делать. Как же, ей ничего не нужно, у нее все есть — вон там аж пять халатов новых, и сапоги, и юбки. Зачем ей столько? А братьям нужно помочь... Она даже арбуз, который наконец-то купила для себя, и тот относит племянникам. Иногда, следом за соседкой Гафийкой, так и хочется остановить Ганьку в ее безграничной доброте.
Но не только трагические моменты видит в нашей жизни Галина Тарасюк. Новелла «Новорічний сюрприз для феміністки» преисполнена оптимизма и иронии. Так же чудесная новелла «Жека і Спиридон», а «Тіні заблудлих нащадків» — почти фантастическая история о двух заблудших с Украины, встретившихся в далеком Израиле, чтобы ... попеть родные песни.
Герои вызывают у читателя сочувствие в новеллах «Веселий рейдер», «Ірокез — брат ірокеза». За якобы веселым настроением просматривается безжалостный взгляд автора на тех, кто уничтожает нашу жизнь, кто наживается на доброте и искренности таких, как Ганька, Милана, Варька, которые еще сохранились в этой нашей адской жизни, чья доброта и искренность — словно последний оплот.